Мастер-класс «Применение активных методов обучения на уроках»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий мастер- класса « Применение активных методов обучения на уроках».

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроков, повысить профессиональную компетентность педагогов,

По окончанию мастер-класса участники будут уметь использовать активные методы обучения на разных этапах урока

Ход мероприятия:

Создание коллаборативной среды.

Разминка мультфильм (про стадо муравьев, омаров)

Деление на группы:

Участники разбирают стикеры с названием: коровы, дельфины, павлины. Должны показать движения выбранного животного, птицы. Молча находят свое стадо

Модератор: Сегодня профессиональные сообщества являются мощным средством поддержки профессиональной деятельности. Профессиональные сообщества позволяют специалистам постоянно расти, развиваться, постоянно оставаясь актуальными. Профессиональное сообщество - это то, что позволяет специалисту избежать "варки в собственном соку". Общаясь с коллегами, профессионал начинает чувствовать себя частью чего-то явно большего, чем просто место его работы, расширяются горизонты его профессионального видения. Многие проблемы решаются быстрее за счёт "коллективного разума" тех членов сообщества, кто уже их как-то решал и готов поделиться опытом. В конце концов, профессиональное сообщество - это, как минимум, всегда готовое пространство для пробной реализации своих творческих идей. Один из лучших методов реализации своего накопленного опыта является мастер-класс. Который мы и хотим вам показать. Свой мастер-класс покажут четверо учителей, но в нем примите участие и все вы.

Модератор: Сегодня нам бы хотелось поделиться своими умениями в области использования активных методов обучения на различных этапах урока. На данном мастер-классе вы увидите, что Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе уроке и методах, целесообразных его проведению.

В этот прекрасный день я шла на работу и наблюдала за облаками, за опавшими листьями, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем сегодня работать.

1 этап «Начало урока» Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой.

Перечень упражнений

Цель

Метод «Поздоровайся локтями»: поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями

Способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.

Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д.

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Комплимент.

Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.

2 этап «Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)»

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них.

Метод «Фруктовый сад» - универсальный метод. Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Перед вами два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе - «Лимонное дерево». Перед вами лежат лимоны и яблоки.

Уважаемые коллеги, я предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

Четко определите, что вы ожидаете (хотели бы получить) от мастер-класса и чего опасаетесь. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

- Зачитайте вслух свои ответы.

Метод «Крылья и зубы». Участникам объясняется, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидание - что-то легкое, опасение - злое, коварное. Представить: ожидание - птички, опасение - крокодилы. В творческой обстановке выяснить ожидания и опасения группы.

Метод «Цветик - семицветик». Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне.

Метод «Дерево у автобусной остановки». Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока «автобус» едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом - чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет «возвращаться домой из магазина» (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у «автобусной остановки»: зеленые - со сбывшимися ожиданиями или желтые - со сбывшимися опасениями.

Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока.

Метод «Прогноз». Учитель предлагает ученикам сделать свой прогноз на конец урока, предположить, как они будут себя чувствовать, что они будут знать или не знать, что они будут уметь или не уметь делать. Для этого учащиеся выбирают варианты, данные в таблице, или дополняют таблицу своими вариантами. Далее учитель опрашивает детей, которые желают поделиться своими ожиданиями и опасениями.

Метод «Магический круг». Учитель заранее формулирует задачи урока, ориентируясь на конкретные практические результаты урока. Каждая задача написана им заранее на листочке определенного цвета. Представляя каждую задачу, учителькомментирует ее, представляет как одно из ожиданий урока и располагает в левой части листа за рамками круга. Участникам предлагается за 3 мин. с учетом полученной информации выразить опасения, написать их на листочке того цвета, который соответствует определенному ожиданию. Разместить опасения необходимо справа за рамками круга. Лист с кругом с темой урока размещается посредине, а слева и справа от него - листочки разных цветов с ожиданиями и опасениями учащихся .

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения - тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

- Соответствует ли оно моим жизненным целям?

- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления.

Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.

Метод АМО «Мозаика». На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока

Метод «Головоломка» способствует развитию умения выдвигать гипотезы Метод. Развитие умения критически оценивать факты, лежащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной задачи.

Метод «Голоса» предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, с целью определения темы урока.

Метод «Иллюстрация»: модератор заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения в парах возможного варианта ответа, участники формулируют тему урока и цели.

Ув. коллеги! Желаю творческих успехов и счастья, ибо только счастливый человек может обучить и воспитать счастливого человека. А в личном счастье каждого из нас немаловажную роль играет наш профессиональный успех. Поэтому, уважаемые коллеги,

Давайте жить во всём

Друг другу помогая

Тем более что жизнь

Короткая такая.

3 этап «Актуализация знаний. Изучение нового материала»

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу» Ричард Олдингтон

Наша задача состоит не в том, чтобы дать определённый объём знаний, а обучить способам деятельности, которые обучаемые будут использовать, внося в их содержание свои личные смыслы.

Получение и усвоение информации возможно различными способами. Но неоспоримо то, что структурированная, сжатая информация усваивается быстрее и наиболее полно.

При работе с текстом можно предложить учащимся информацию, содержащуюся в нём отобразить, в том числе и в виде карты текста, названной В. В. Лебедевым РАДИАНТНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (по аналогии с термином Т. Бюзена «радиантное мышление») и «свёрнутым визуализированным конспектом текста» (Лебедев В. В. Как структурировать образовательную информацию)

Обучаемые выделяют основную информацию из предложений, абзацев (информативные центры предложений) и оформляют её в виде карты.

Способность выделить основную мысль позволяет сохранить в памяти большой объём информации.

Использование при этом стратегии «Карусель» позволяет критично отнестись к своим мыслям и идеям других групп, аргументировано обосновать свою точку зрения.

Метод «Карусель» Формируемые навыки: совместной работы; мышления, принятия решений.

Сущность метода

Представляет собой структурированное информационно-познавательное, интеллектуальное задание, аккумулирующее совокупность мыслей, выраженных в различных вариантах ответов учеников по конкретному вопросу. Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы.

Метод используется в сочетании с методами «Проводник идей» или «Коллекция стикеров», эффективных для сбора информации в условиях малых групп.

Планировка класса и принцип взаимодействия учеников

Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе, либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за ними, по истечении времени, установленного для выполнения задания.

Алгоритм реализации метода

1. Ученики распределены по небольшим группам.

2. Каждой группе выдается учебный плакат или лист бумаги формата А3, в верхнем поле которого написан вопрос по избранной теме (вопросы на плакатах не повторяются).

3. Ученики работают в группах, в рамках установленного регламента, для написания своих ответов, мыслей и идей по заданному им вопросу.

4. Каждой группе выдается ручка определенного цвета, отличного от цвета ручки, предназначенной для другой группы для того, чтобы, в дальнейшем, они смогли легко распознать свои ответы.

5. По истечении отведенного для работы времени ученики переходят к следующему плакату с другим вопросом.

6. Ученики знакомятся с ответами предыдущей группы и обсуждают, выражая согласие/несогласие с ними: если согласны - отмечают каким-либо символом; если не согласны - пишут объяснение, обоснование.

7. Далее, ученики записывают свои собственные мысли по данному вопросу. В случае, если их мысли и идеи согласованы с письменными ответами предыдущей группы, они могут соединить их стрелкой.

8. «Карусель» продолжается (если позволяет время) до тех пор, пока каждая группа не ознакомится со всеми плакатами и не ответит на каждый вопрос.

9. Полезным может быть общий опрос после выполнения этого задания.

10. Метод «Карусель» может служить эффективным инструментом оценивания. Предполагаемые вопросы:

Что нового Вы узнали сегодня?

Что для Вас стало самым удивительным/шокирующим/интересным/полезным сегодня? Что бы Вы сделали иначе?

Задание:

Задание: составить карту текста, названную В. В. Лебедевым РАДИАНТНЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА (по аналогии с термином Т. Бюзена «радиантное мышление») и «свёрнутым визуализированным конспектом текста» (Лебедев В. В. Как структурировать образовательную информацию)

  1. В центре листа запишите название текста, поместив его в ассоциирующуюся с ним рамку.

  2. Бегло прочитайте текст. Выделите слова, наиболее обобщённо характеризующие название текста, а также выделите содержащие их абзацы.

  3. Расположите выделенные слова вокруг рамки, соединив их с ней стрелками.

  4. Для каждого слова в выделенных абзацах найдите слова, которые

  • его поясняют;

  • в совокупности доказывают его истинность;

  • являются его частными случаями;

  • описывают контекст, в котором оно определено;

  • отвечают на вопросы что, где, когда, почему, зачем и т. д.

  1. Найденные слова соедините с соответствующим словом и между собой с учётом взаимосвязей.

  2. Если есть взаимосвязи между словами из разных групп, обозначьте их стрелками разного цвета и формы.

  3. Повторите шаги 4 - 6 до завершения анализа текста

  4. Передайте информацию, полученную в первом абзаце одной фразой.

Мастер- класс « Применение активных методов обучения на уроках»



Облака в ясном небе

«Проводя зондирование с борта самолёта, научные сотрудники института оптики атмосферы в 1981 году впервые наблюдали необычное явление. При ясной и сухой погоде на высоте 1000 метров обнаружилась область, где концентрация аэрозолей была повышена почти в 10 раз. (Напомним, что аэрозоли - это мельчайшие капельки жидкости или мелкие твёрдые частицы, тонко распыленные в газе, например, туман или дым.)

Над пустынным районом Средней Азии аэрозольное облако простиралось на 20 км в длину. Ни обычных облаков, ни пожаров, ни больших населённых пунктов, которые могли бы стать источником аэрозолей, поблизости не было. Фотоэлектрический счётчик на борту самолёта зарегистрировал резкое повышение содержания аэрозолей в воздухе. При этом температура и влажность воздуха при вхождении в это своеобразное облако не изменились.

После этого случая аэрозольные облака наблюдали неоднократно над районами Казахстана, Западной и Восточной Сибири. Однажды это была целая гряда из одиннадцати облаков на высоте от 1800 до 2700 метров. Аэрозольные облака обычно простираются на сотни метров, концентрация частиц в них неоднородна: на дне облака, в его нижней части, она максимальна.

Учёные считают, что рождение аэрозольных облаков не связано с воздействием человека на окружающую среду. Эти облака появляются в областях, находящихся под влиянием антициклона или же в тылу холодного атмосферного фронта.

О происхождении аэрозольных облаков высказываются различные предположения. Одно из них такое: это сухой остаток обычного водного облака. Вода испарилась, а твёрдые частицы пыли ещё не разбежались и существуют в виде скопления. Основательно механизм образования аэрозольных облаков, условия и длительность их существования ещё предстоит изучить».

4 этап «Отработка ЗУН»

Этап

Цель

Стратегия

Деятельность коуча

Деятельность участников

Вопросы

Формы работы

Время

Ресурсы

Обобщение изученного материала

Создать рабочую обстановку

«Иерархия бриллиантов»

Ученики учатся мышлению, принятию решений

Создать рабочую обстановку, направлять учащихся на эффективную работу по данной стратегии

1. Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или стикер девять идей в отношении определенного вопроса.

2. Ученики отбирают и располагают в верхнем поле одну наиболее приоритетную карточку, далее, на последующих местах располагают карточки в следующем порядке: на втором месте - две карточки, на третьем - три карточки, на четвертом - две и на пятом, внизу - одна карточка, представляющая наименьший приоритет. Карточки образуют форму бриллианта.

3. Ученики должны стремиться к согласованности мнений, которая достигается совместным обсуждением порядка расположения карточек и его обоснования.

4. Наиболее приоритетные карточки могут быть изучены более детально, используя метод «Пять вопросов».

-Как Вы выбирали приоритетный метод?

По каким критерия Вы располагали иерархию ?Как Вам удалось выбрать разнообразные ответы?

Участники в группах обсуждают одну конкретную проблему

20 мин

Стикеры, интернет

Метод «Пазл»

Формируемые навыки:

1) мышления, принятие решений;

2) совместной работы.

Этап

Цель

Стратегия

Деятельность коуча

Деятельность участников

Вопросы

Формы работы

Время

Ресурсы

Закрепление изученного материала

Создать рабочую обстановку

«Пазл»

Обмен информацией, полученной на уроке

Раздает пазлы с написанным заданием, (герои сказок: лиса, волк, медведь, кот, заяц, петух;

Молодой парень, крестьянин, солдат, мужик, баба, поп;

Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Марья Моревна, Баба Яга.) группы выполняют задания, складывают свой пазл, проверяют выполненное задание, оценивают работу.

Участники нашли всех обладателей фрагментов их пазла, они приступают к работе в команде: выстраивают пазл и выполняют задания, самооценивание по заранее составленным критериям (цветные полоски: красная-отлично, зеленая-хорошо, желтая-не получилось)

1. качество выполненного задания

2.информация о сказках

-Какие трудности вы испытали, выполняя данный вид задания?

-Какую пользу принес данный метод?

(раздать лист черно-белый: рефлексия 1 день, 1 ночь)

Участники в свободном режиме перемещаются по кабинету для поиска обладателя части их пазла

15 мин

Стикеры, пазлы с информацией, рефлексия-заготовки день-ночь

5 этап «Рефлексия»

Мое отношение к проблеме


Что способствовало эффективному осмыслению?



Что затрудняло (снижало, препятствовало) осмысление проблемы?

Почему?

Мои открытия дня

(основные идеи)


Мои вопросы по проблеме


Мои предложения

(что я сделал бы иначе)

(Я предполагал ...

Я думал ...

Я был уверен ...

Я узнал ...)


(Факторы, условия, стратегии, техники, практический опыт, информированность по проблеме...)


(Я понял ...

Я обнаружил ...

Я осознал ...

Я узнал ...)


(Что?

Как?

Почему?

Зачем?)











Заключительный этап мастер-класса «Психологический тренинг»

Модератор: Участникам, сидящим в кругу, предлагается согнуть руки в локтях, направив ладони вперед и вверх. Затем ведущий проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, в правую - то, что было вашим собственным вкладом в работу. И когда я скажу: "Готово!", вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете: "Да!". Ведущий должен сделать небольшую паузу, прежде чем скомандовать: «Готово!», чтобы у участников группы было время вспомнить события дня и действительно сформулировать для себя то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Ведущему нужно быть наблюдательным и интуитивным, чтобы зафиксировать момент готовности группы и не затягивать процесс. Таким образом, процедура проходит в двух звуковых режимах: сосредоточенное молчание, затем громкое одновременное «Да!» с хлопком, и наступившая после этого громкого всплеска тишина. Этот контраст служит эффектным фоном завершения работы (работает на сплочение группы). Резкий громкий звук и хлопок в ладоши, кроме того, помогают быстро снять напряжение.


© 2010-2022