Круглый стол «Молодёжь и выборы»

"В работе круглого стола принимает участие самая активная молодежь нашей школы, учителя, родители, Управляющий Совет СОШ №3, администрация. У нас в гостях Председатель Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии Фёдорова Мария Лукинична. Давайте аплодисментами поприветствуем друг друга.Каждый человек в своей жизни вынужден делать множество выборов: куда поехать в отпуск, как назвать сына или дочь, куда поступить, что купить в подарок любимой маме...Раз мы будем говорить о выборах, то да...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Круглый стол «Молодёжь и выборы»

Цели и задачи:

  • Изучение уровня политической и правовой культуры молодежи.

  • Формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к участию в избирательных кампаниях.

  • Повышение гражданско-правовой культуры и правосознания молодежи.

  • Информационное обеспечение молодого поколения по конституционным, правовым и общественно-политическим вопросам.

Оформление зала:

Плакаты: «Молодежь. Выборы», "Мы молодые - нам выбирать!", «Все на выборы!», «Сделай свой выбор!», «У каждого есть право выбора», «Твой голос нужен России!»; книжная выставка «Уголок избирателя».

Раздаточный материал: текст «О политической культуре», памятка «Я голосую»; брошюры «Выборы глазами детей», «Тебе - 18!»; тест «Я - избиратель».

Участники: старшеклассники, учителя, родители, Председатель НТИК

Предварительная подготовка:

  1. Проведение социологического опроса молодежи и родителей по теме: «Молодёжь и выборы».

  2. Разработка и изготовление раздаточного материала

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники нашего круглого стола, посвящённого Дню молодого избирателя. Сегодня мы пригласили Вас на встречу, тема которой является очень актуальной и важной: «Молодёжь и выборы». Верите ли вы в то, что Россия станет великой державой мира?.. На этот вопрос все ответят по-своему, но я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы в недалеком будущем на нас равнялись другие страны мира. Это возможно! Все в ваших руках. Нужно просто правильно сделать свой выбор, когда от вас этого ждут, и активнее участвовать в политической жизни страны. Мы - настоящие и будущие избиратели!

Мы сделаем цветущим край родной.

И жизнь в России станет замечательной,

Пусть только будет верен выбор твой.

В работе круглого стола принимает участие самая активная молодежь нашей школы, учителя, родители, Управляющий Совет СОШ №3, администрация. У нас в гостях Председатель Нерюнгринской территориальной избирательной комиссии Фёдорова Мария Лукинична. Давайте аплодисментами поприветствуем друг друга.

Каждый человек в своей жизни вынужден делать множество выборов: куда поехать в отпуск, как назвать сына или дочь, куда поступить, что купить в подарок любимой маме... И этот выбор для всех нас представляется очень ответственным. Но в жизни есть куда более серьезные и ответственные выборы, от которых зависит наше с вами будущее. И это будущее выбираем мы. Совсем скоро, ребята, вы станете избирателями, а это значит, что у вас появится право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Попытаться хотя бы в общих чертах представить себе всю процедуру выборов, понять всю ответственность своего выбора, - главная задача нашей сегодняшней встречи.

Раз мы будем говорить о выборах, то давайте выясним, что же такое выборы. (Ответы)

А теперь посмотрим, как правильно звучит это определение.

Выборы: Форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемая в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставами муниципального образования в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделенного полномочиями должностного лица.

Выборы: избрание путем голосования должностных лиц, депутатов.

Дано два определения, первое - в политической литературе, второе - в словаре.

Что значат, по-вашему, слова: «путём прямого волеизъявления»? - по воле, желанию и праву граждан, данных Конституцией, избираются должностные лица, депутаты.

Ст. 32.2 звучит так: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Референдум - всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса.

Ведущий: Путём выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью в жизни демократического общества. Но кажется, что сегодняшняя молодёжь не понимает этого. И невольно вспоминаются строки из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что ими поэт обращается к нашему молодому поколению? Ведь бездействие означает отсутствие всякого рода действия, труда, да и интереса к нему.

Проблема участия молодёжи в выборах является одной из самых актуальных еще и потому, что именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего, поэтому вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми сегодня. Но готова ли она идти на выборы?

Осознаёт ли свою роль в принятии того или иного решения и что для этого необходимо? Эти вопросы мы с вами и будем рассматривать сегодня на протяжении всего заседания круглого стола через различные виды работы. А сейчас я хотела бы провести с вами экспресс-викторину.

I. Экспресс - викторина по терминологии выборов (своеобразный «разогрев» для последующих заданий). Ваши ответы должны быть быстрыми, краткими, но толковыми.

1. С какого возраста вы становитесь избирателем?

2. В каком возрасте можно быть избранным?

3. Почему вывешивается плакат «Все на выборы!»?

4. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. (Избирательное право)

5. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. (Демократия)

6. Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан? (Конституция)

7. Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Избирательный бюллетень)

8. Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ. (Народ)

9. Избрание путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организации. (Выборы)

10. Человек, который пользуется всеми правами, предоставляемыми данным государством, и выполняет обязанности перед этим государством. (Гражданин)

11. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. (Референдум)

12. Что такое «пассивное» избирательное право? (Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления)

13. Что такое «активное» избирательное право? (Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти вплоть до Президента страны)

14. Деятельность с целью побуждения к голосованию за того или иного кандидата? (Агитация)

15. Часть избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов. (Участок)

16. Емкость для сбора бюллетеней. (Урна)

18. Лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на выборную должность. (Кандидат)

19. Кто такой депутат? (Выборный представитель, член выборного государственного учреждения)

Молодцы!

II. Результаты соцопроса. На прошлой неделе среди старшеклассников и родителей был проведен социологический опрос по теме: «Молодежь и выборы». С результатами анкетирования вас познакомит социальный педагог Г. В. Филиппова.

Круглый стол «Молодёжь и выборы»Круглый стол «Молодёжь и выборы»

Круглый стол «Молодёжь и выборы»Круглый стол «Молодёжь и выборы»

Круглый стол «Молодёжь и выборы»

Ведущий: Как вы думаете, ребята, почему получились такие результаты анкетирования? Кто хочет выступить? Пожалуйста … (Ответы).

Да, вы правы. Этот высокий результат является следствием того, что мы работали 3 года по комплексной программе гражданско-правового воспитания и с учащимися, и с родителями. В рамках этой программы действовал правовой клуб «Ника», военно-патриотические клубы «Патриот» и «Спасатель», родительский Всеобуч, элективные курсы и факультативы.

Но где-то эта работа находится на среднем или низком уровне, поэтому в целом уровень политической культуры в нашей стране невысок. А всё потому, что люди не считают нужным делом «заниматься политикой», хотя все знают, что у нас правовое государство и каждый может отстаивать свои права и интересы. Но как-то принято жить по пословице: «Моя хата с краю - я ничего не знаю». Есть власть, вот она пусть и разбирается. Пойду голосовать или не пойду - какая разница: без меня всё решат по - своему. Родители не приучают детей с малого возраста к конституционным правам, на выборы многие идут неохотно, кто-то совсем не ходит и живёт в стороне от всего, не пользуясь никакими правами. Особенно скептически ко всему относится молодёжь, ей не до прав и не до избирательных кампаний. А кто знает их, тот всего добьётся. Помните наших пенсионеров, отстаивавших свои конституционные права?

Поэтому правовая культура нужна и взрослым людям, и молодёжи.

Изучение данных дисциплин, в том числе избирательного права, формирует у подрастающего поколения реальное представление о месте и роли права в жизни каждого человека и общества. Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников этого процесса. Ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов. На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, района. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь тем, что просто придет на участок в день голосования.

III. Вопросы для обсуждения.

Вопрос: Как вы думаете, активности нужно учиться? … (Ответы)

Ведущий: Да, учеба возможна через взаимодействие органов ученического самоуправления, совместные различные мероприятия, к участию в которых необходимо привлекать своих менее активных товарищей. Учебные заведения, представляющие собой модель демократических отношений, формируют демократические ценности и способы действий, стимулируют молодёжь к обсуждению и решению проблем студенческой и школьной жизни, наиболее эффективны в процессе гражданского образования. Для того чтобы молодежь активнее участвовала в делах города, она должна почувствовать себя причастной к городским делам и решению городских проблем.

Повышение активности будет зависеть от того, насколько быстро органы государственной власти и местного самоуправления сумеют создать реальные условия для активного включения молодежи в созидательный процесс, в решение вопросов местного значения, затрагивающих молодежные проблемы и интересы.

Молодёжь должна рассматриваться властью как важнейший стратегический ресурс развития города, республики, страны по демократическому пути. Это означает, органы государственной власти и местного самоуправления в полной мере должны учитывать интересы молодёжи, как социальной группы, которая в ближайшей перспективе должна стать главной социальной опорой демократической системы страны.

Слово о создании молодёжного парламента при Нерюнгринской администрации предоставляется Председателю НТИК Фёдоровой М.Л.

Ведущий: Идущий сегодня процесс социального расслоения серьезно влияет на гражданскую активность молодежи. Доступность получения профессионального образования, высокооплачиваемой работы, возможность приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодых людей становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.

Поэтому молодежь должна быть инициативной, принимать активное участие на выборах, смело входить в структуру власти, чтобы защищать свои интересы. Очевидно, что задача повышения избирательной активности молодёжи не может быть решена только конкретными PR - акциями в период избирательной кампании. Повышение активности молодёжи требует её систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи.

О выборах Президента школы слово предоставляется старшей вожатой В.А. Плихневич.

Участие юного поколения в политической деятельности - один из актуальных вопросов современности.

Молодёжь - наиболее значимая часть социума, однако в вопросах, связанных с жизнью общества и государства, она проявляет меньшую активность по сравнению со старшим поколением. Ребенок живет в реальной жизни, поэтому он должен иметь право участвовать в ее преобразованиях. А это право может дать только детское самоуправление. Смысл ученического самоуправления мы видим не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе.

Сложившаяся в нашей стране общественно-политическая ситуация,
безусловно, влияет на формирование лидеров и активистов в подростковой среде. Выборы Президента школы из числа учащихся - это повод заявить о своей социальной активности, выдвинуться на позицию лидера не только в учебной деятельности, но и в общественной, культурно-массовой, коммуникативной, правовой сферах. Изучение различных моделей выборных кампаний также представляет научно-политический интерес для школьников. Выборы Президента - это возможность проявить креативные способности в различных областях знаний: в области компьютерных технологий и Интернет-ресурсов, в правовой и дизайнерской сферах, в литературно - поэтическом творчестве и ораторском искусстве. Главное же - проявление харизматичности, то есть умения собрать команду единомышленников, убедить широкий круг избирателей в актуальности своей программы, повести за собой поверивших в тебя людей. Выборы Президента школы должны стать мотивом роста общественного сознания и самосознания школьников, повышения роли ученического самоуправления в учебно-воспитательном процессе. В декабре у нас прошли выборы Президента школы. В ходе этой игры учащиеся практически ознакомились со стадиями избирательного процесса; получили базовые знания в области избирательного права; освоили основы риторики и журналистики; раскрыли организаторские способности как самостоятельно, так и в составе группы учащихся. В ходе дебатов с кандидатами на пост Президента школы были подняты наиболее волнующие их вопросы: каким должно стать школьное самоуправление; как привлечь молодежь к здоровому образу жизни и повысить их социальную активность.

Предвыборная гонка продолжалась две недели. Ей предше­ствовала серьезная работа. В состав комиссии вошли представители правового клуба «Ника». Условия подготовки к выборам были максимально приближе­ны к реальным. Было зарегистрировано 8 кандидатов на пост Президента, все старшеклассники. Это главное требование для претендента. Остальное зависело уже от личных качеств школьника: насколько его предвыборная программа подействует на электорат. На стендах школы кандидаты опубликовали свою предвыборную агитацию, показывали видеоролики.

В холле первого этажа были установлены урны и кабины для тайного голосования, выпущены избирательные бюллетени.

17 декабря 2009 года в 8.00 ч. избирательный участок начал свою работу, во время которой наблюдателями не было зарегистрирова­но ни одного нарушения. От­мечена высокая активность учащихся во время голосо­вания, что говорит об их за­интересованности в школьной жизни.

В 12 часов выборы были закончены и избирательная комиссия, проведя погашение незаполненных бюллетеней, приступила к подсчету голо­сов избирателей.

Большинство голосов было отда­но за Капезову Марину. 17 января в 14.20 ч. в актовом зале состоялась торжественная церемония по принятию присяги Президен­том парламента школы.

Инаугурация проходила в торжественной обстановке. Гладышевская Наталья Гавриловна, директор школы, в своей поздравительной речи сказала о том, что выборы - это очень важное политическое право, которое дает гражданам страны воз­можность принимать участие в управлении государством через выбранных представи­телей.

Капезова Марина произнесла клятву: «Клянусь отстаивать права и интересы учащихся, прислушиваться к их мнению, руководить работой штаба «Лидер» во благо учащихся и школы, своими делами доказывать правильность вашего выбора. Клянусь достойно пронести звание Президента школы». Она поблагодарила изби­рателей за оказанное ей до­верие, за добрые слова и по­желания, сказав, что осознает ответственность данной рабо­ты, в которой ей понадобит­ся поддержка и помощь не только избирателей, но и ад­министрации школы.

Вот так наши ученики приняли участие в судь­бе СОШ №3, выбрав свободным волеизъявлением большин­ства Президента школы.

Ведущий: Молодёжь у нас сегодня начинает занимать значительное место в обществе. А самыми активными избирателями остаются по - прежнему граждане зрелого возраста.

Вопросы учителям, родителям:

  1. Нужно ли вообще голосовать? (Ответы)

  2. Какие проблемы мешают молодёжи занять активную жизненную позицию? (Привожу примерные ответы).

1. Экономические проблемы

Мизерная заработная плата, бедность влекут за собой множество дополнительных проблем: невозможность полноценного интеллектуального, физического, психического развития и получения качественного образования; отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи и достижениям культуры, а также существование в условиях дискомфорта в школе, вузе или на работе. Если семью, где воспитывается молодое создание, волнует проблема обеспечения себя пищей и оплаты дорогостоящих коммунальных услуг, то до активной ли тут молодежи?! Конечно, низкий уровень заработной платы, рост цен и трудовая миграция станут основными проблемами.

2. Из-за недостатка средств к существованию мы наблюдаем и следующую проблему - детскую, подростковую и молодежную преступность. Встречалось ли общество раньше с этой проблемой? Конечно. А в таких масштабах? Нет. Сейчас всё чаще говорят о росте молодежной преступности, да и вообще большинство преступников - люди еще далеко не старые. Но для них этот способ подзаработать - наиболее удобен, так как работу они либо не могут найти (с судимостью не всякого возьмут на работу), либо просто не хотят, ведь нужно много трудиться за свою копеечку.

3. Зависимость

Традиционной проблемой молодежи уже давно стало курение. Я думаю, что каждая школа может привести свои примеры несовершеннолетних курильщиков. Одни скрываются за углами школы, другие ни от кого и не прячутся. И это уже перестало нас удивлять, почему? Опустились руки? Бесполезно? Нет. Много сделано для искоренения этой проблемы в школе, а вот в семье? Почему это не пресекалось на начальном этапе зарождения зависимости?

Сопутствующей проблемой является и употребление молодежью спиртосодержащих напитков. Часто бывает, что тот, кто курит, тот и пьет. Но когда подросток встает на этот скользкий путь алкоголезависимости и получает пример для подражания в семье или компании друзей? Я не говорю даже о наркомании… Страшно подумать, что в расцвете сил и лет, в самом прекрасном возрасте человек сам себя приводит к гибели! Это уже трагедия. Трагедия души человека, его семьи, общества. А где воспитание, образование и культура?

4. Упадок образования и культуры

Во времена СССР быть двоечником было стыдно. Заводить дружбу с таким человеком никто не стремился, а нерадивый ученик спешил исправить свою «пару». Сегодня совершенно иная картина: неуспевающие ученики, прогульщики становятся авторитетами среди ребят, а хорошисты и отличники на их фоне выглядят «ботаниками».

5. Прежде чем начать говорить о культуре, задайтесь вопросом: что читает и что смотрит по телевизору современная молодежь? И тут остается только покачивать головой. Наступление со стороны массовой культуры, а также «желтых» СМИ с их низким интеллектуальным, эстетическим и моральным уровнем, погоней за сенсациями и использование ограниченного набора тем, сделали излюбленными для молодежи материалы про деньги, насилие и секс. Когда речь идет о выходе на большой экран нового триллера или боевика, в кинотеатре яблоку негде упасть - все так хотят попасть на премьеру. А многие ли из них посещают театры, музей? Даже звучит как-то нелепо, чтобы молодежь толпами шла на классику.

6. Еще одна культурная проблема стоит особенно остро - проблема загрязнения языка жаргоном, нецензурной лексикой, словами-паразитами (вроде слов «как бы», «типа», которые многие произносят чуть ли не через слово). Но эта проблема не может помешать молодым людям занимать активную жизненную позицию, я привожу ее только в качестве дополнительного доказательства культурной деградации, а основные проблемы уже названы.

Ведущий: Спасибо всем выступающим. Вы назвали основные проблемы молодёжи, раскрыли их суть. Обращаю ваше внимание на экран.

На одном сайте я нашла следующую информацию: «Важными жизненными проблемами молодые люди считают низкий уровень заработной платы (88,3%), рост цен (70,5%) и трудовую миграцию (63,3%). А вот политическая несогласованность (27,5%) и неэффективность работы неправительственных и правозащитных организаций (21,5%), по мнению молодежи, не так важны. Молодые люди считают, что в первую очередь следует решать проблемы безработицы и отсутствия рабочих мест (19,7%), низкой заработной платы (17%) и роста цен (15,0%), а вот за проблему упадка сельского хозяйства (0,6%), проблему территориальной целостности (0,5%) и межэтнических отношений (0,6%) надо браться в последнюю очередь!» Это свидетельствует о том, что сначала надо решать экономические вопросы, так как благосостояние воспринимается молодежью как «основа жизни» и заслоняет остальные проблемы, тем более в условиях мирового финансового кризиса! Большинство людей считают, что заниматься решением этих проблем должны государственные органы. Они и выполняют свою работу, но тут необходимо активное участие каждого из нас. Ведь преобразования в самом обществе помогут нам изменить ситуацию социальной пассивности молодежи. Есть ли у них решение? Выход есть!

Во-первых, необходимо оградить молодежь от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социально безнравственных явлений).

Во-вторых, создать первоначально равные условия для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и раскрытия своих потенциальных возможностей.

В-третьих, для развития и поддержки молодежи должны постараться и взрослые. Ведь базовые ценности закладываются именно в этом окружении, и то, каким человек вырастет - культурным или безнравственным, образованным или глупым - в большинстве своем зависит от полученной в процессе воспитания морально-ценностной основы. Принято считать, что чем больше человек занят, тем меньше времени у него остается на плохие дела. «Детей надо занимать, иначе из них вырастают настоящие разбойники», - говорил Г.Х. Андерсен. Поэтому я предлагаю направить свои силы и способности на развитие творческих, спортивных, интеллектуальных качеств.

При создании молодежных организаций помощь в основном ожидается со стороны государственных органов. Нужно понимать, что в большинстве случаев для того, чтобы любое молодежное объединение реально работало и выполняло свои задачи, необходимы серьезные организационные и финансовые ресурсы, которые сами молодые, без помощи со стороны, найти не могут. Безусловно, инициатива в создании молодежных объединений должна исходить снизу, от самой молодежи, но недостаток государственной или общественной помощи в создании объединений является одной из основных причин низкого уровня вовлеченности молодежи в те или иные организации и, как следствие, низкой социальной активности.

  1. Что необходимо сделать, чем привлечь молодых к участию в выборах? (Привожу примерные ответы).

Существует множество форм и методов вовлечения молодежи в избирательный процесс, например:

- проведение мероприятий информационно-образовательного характера (семинары, лекции, тематические занятия, заседания «круглого стола», выставки, интернет-проекты для молодых, публикации в СМИ);

- развитие активных форм взаимодействия с молодежью (КВН, тематические дискотеки, концерты, районные конкурсы, олимпиады, викторины по избирательному праву, деловые и ролевые игры, ток-шоу, создание в школах района клубов «Молодые избиратели»).

Нужно быть с молодежью в постоянном контакте, понимать проблемы и чаяния молодых людей. Есть еще один аспект в работе с молодежью. Мы должны не только рассматривать молодых людей как избирателей, но и привлекать их для работы в избирательных комиссиях в виде агитаторов, разносчиков, расклейщиков ...

Привлечь молодежь на выборы можно, для этого нужно следующее:

1) кандидат должен быть близок к молодежной аудитории;

2)кандидат должен располагать мощными финансовыми ресурсами.
Первое предполагает сравнительно молодой возраст кандидата, его активную жизненную позицию, относительно привлекательную внешность и способность находить общий язык с молодежной аудиторией. Теперь о финансировании. Хотите работать с молодежью - готовьтесь к серьезным тратам. Голос среднего студента стоит чуть ли не на порядок выше, чем голос среднего пенсионера. Дискотеки, выезды на базы отдыха, проведение различных спортивно-развлекательных мероприятий, рок-фестивалей, финансовая поддержка лидеров и актива станут вам в копеечку.
Но, делать акцент только на «хлебе и зрелищах» ни в коем случае нельзя. Действовать необходимо комплексно: определиться с лидерами, выявить людей, являющихся наиболее авторитетными в молодежной среде, мотивировать. Лидеры должны представлять различные молодежные объединения или вузы, очень продуктивным может быть сотрудничество с КВН средой, так как квнщики, как правило, очень популярны среди студентов.

4. Чем руководствуетесь вы, избирая того или иного депутата? (Ответы)

Ведущий: О нововведениях избирательного законодательства, в частности, отмены порога явки и графы «против всех» выступит Председатель НТИК Фёдорова Мария Лукинична.

Вопрос: Есть ли какие-нибудь ограничения в избирательном праве? Кто не имеет право избирать и быть избранным? (Ответы)

IV. Из истории России

Совершим экскурсию в историю избирательного права.

1. По советской Конституции 1918 года избирательного права лишались:

лица, прибегавшие к труду с целью извлечения прибыли и живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; торговые и коммерческие посредники; служители церкви; агенты бывшей полиции; члены императорской семьи; душевнобольные и осужденные на различный срок.

2. А по Конституции СССР 1924 года в выборах могли участвовать люди только определенного социального происхождения (из рабочих и крестьян); применялся принцип делегирования, то есть избирательное право отсутствовало.

3. Конституция СССР 1977 года впервые установила, что все граждане равны в своих правах. А это значит, что в списки избирателей были внесены также лица, находившиеся под следствием. Но отбывающие наказание по приговору суда в местах лишения свободы по - прежнему в списки не вносились.

4. В соответствии же с Конституцией РФ 1993 года лишенными права избирать и быть избранными остались только граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ведущий: Обратите внимание, сколько лет много-много людей не имело права голоса! А сейчас? Имеешь возможность проголосовать за кандидата - и не идёшь на выборы, сам себя лишаешь права голосования, данного тебе Конституцией.

- Почему так важно, чтобы каждый гражданин РФ обязательно использовал своё право избирать? (Ответы)

- Да, конечно.

Мы сами выбираем людей, которые нами управляют. И Президент РФ, и глава города или села обязательно избираются 1 раз в 4 года. А мы должны использовать это право голоса и сказать властям «Да» или «Нет».

Всё дело в том, что те, кто отказался участвовать в данных выборах, вынуждены будут согласиться с итогами голосования, даже если это их не устраивает. Аналогичные ситуации происходят и на выборах Президента, и депутатов государственной Думы, и мэра города, и депутатов городской Думы. Возможно, что плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании. Гражданин, который не хочет избирать, даёт право другим решать за него основные приоритеты в развитии страны.

Голос, поданный вами, ребята, пока не имеет юридической силы, но надеемся, что участие в заседании круглого стола поможет вам приобщиться к такому, на первый взгляд, простому, но очень важному событию, каким являются выборы.

Приходите на выборы. Голосуйте! Ваш голос нужен России!

V. Выступление агитбригады "Будущее выбираем сами"

1-й: Так, все в сборе?
2-й: А зачем мы сегодня собрались? Опять что-нибудь рекламировать будем?
1-й: Не угадала.
3-й: Значит, агитировать за здоровый образ жизни или за чистоту природы
1-й: Опять не угадали.
4-й: Ну тогда правила дорожного движения остаются. Агитбригада "Светофор".
1-й: Опять неправильно.
5-й: Что же мы будем делать?
1-й: Сегодня мы будем говорить о том, от чего зависят и здоровый образ жизни, и чистота природы, и даже правила дорожного движения. Догадались, о чём речь?
6-й: Да ладно тебе, не томи. Говори яснее.
1-й: Поговорим о выборах.
6-й: Скажешь тоже. Ну как чистота природы зависит от выборов?
1-й: Очень просто. Не будет выборов - не будет власти, не будет законов, охраняющих природу.
7-й: А не будет законов - делай, что хочешь; рыбы лови, сколько хочешь; воду грязную сливай прямо в реки без очистки.
6-й: Понял, понял, но ведь надо же, чтобы законы хорошие были и, главное, чтоб они выполнялись.
1-й: Вот для этого и существуют выборы.
2-й: Ведь из огромного числа кандидатов в депутаты и партий мы должны выбрать того, кто, действительно, может сделать нашу жизнь лучше.
5-й: Но мы выбираем, это ты громко сказал. У нас ещё нет права голосовать, ведь нам только 15!
3-й: Зато это право есть у наших родителей.
4-й: А мои родители на выборы не ходят.
2-й: Очень плохо, надо сделать так, чтобы они пришли на выборы и проголосовали.
6-й: А то получится вот так:

7-й: Крошка дочь к отцу пришла и сказала кроха: Дочь: «Все на выборы пошли, а ты сделал плохо; просидел целый день на диване, когда другие голосовали».
7-й: РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!
ВСЕ: Вы выбираете будущее не только для себя, но и для своих детей!
3-й: А вот мои родители говорят, что пойдут они на выборы или не пойдут, от этого ничего не изменится.
1-й: А ты должен их убедить, что избирать - это право каждого гражданина. А вдруг их голос окажется решающим?
7-й: Ведь у каждого кандидата есть своя программа действий на определённый срок. В этой программе есть и наказы избирателей, что нужно сделать для нашей России, Республики, города.
4-й: Чья программа больше понравится, за того и голосовать надо.
3-й: Ясно, попробую убедить своих родителей в необходимости пойти на выборы.
1-й: И сам с ними сходи, тебе интересно будет посмотреть, как всё происходит.
2-й: А вот если б вас выбрали, ну, например, в Думу, что бы вы сделали в первую очередь?
3-й: Я бы в школе новый компьютерный класс открыл.
4-й: Да, хорошо бы и новую мебель в классы, и ремонт, и дорогу к школе асфальтировать, и фасад в порядок привести.
5-й: Но вы даёте, тогда уж лучше сразу новую школу построить.
7-й: Фу, как мелко вы плаваете. Вы масштабнее мыслите, глубже.
6-й: Подожди масштабнее, начинать надо с малого.
3-й: С нашего города, например.
4-й: Надо больше спортивных секций открывать и кружков, которые по вечерам работают, а то вечером пойти некуда, вот молодёжь и слоняется по улице без дела.

7-й: А я за создание единой государственной детской и подростковой организации, и с этой целью провести конкурс среди регионов и республик.
5-й: Я предлагаю увеличить бюджетное ассигнование на содержание ВУЗов и преподавательского состава.

2-й: А я за гарантированное трудоустройство молодых специалистов.

1-й: Я предлагаю закрепить каждого пенсионера за предприятием, где отработал большое количество лет. Также предлагаю рекомендовать предприятиям и учреждениям оказывать посильную помощь и моральную поддержку пенсионерам.

4-й и 5-й: Мы предлагаем пересмотреть проект "Молодая семья" и сделать его более доступным. Увеличить адресное пособие на воспитание детей.

6-й: Я предлагаю ввести цензуру в СМИ, убрать криминальную Россию, ликвидировать последствия сексуальной революции.

7-й: А я предлагаю проверить депутата на прочность. В течение 3 месяцев он должен прожить на среднюю зарплату или, по выбору, на пенсию.

3-й: А я предлагаю экологией заняться, а то скоро дышать нечем будет.
2-й: А я, а я...
1-й: Ладно, ладно, размечтались. Поняли теперь, как важно сделать правильный выбор?
4-й: А наши мечты можно передать будущим депутатам как наш наказ, может быть, хоть что-то исполнится.

ПЕСНЯ (на мотив ЛЮБЕ "ОПЕРА")
Когда решается судьба страны родной,
то выбор власти остаётся за тобой.
Решить ты должен для себя,
какая ждёт тебя судьба
И как Россия будет процветать.
Припев:
ДА! Теперь российская решила детвора! ДА! Усвоить нам давно пора! ДА! От нас зависит, что мы будем выбирать! Россия будет процветать!

1-й: Да, нам действительно не всё равно, в какой стране нам жить.
2-й: И мы призываем всех взрослых, всех, у кого есть право голоса:
3-й: «Не будьте пассивными, ведь вы в ответе за будущее России».
4-й: Запомните, если вы за:
1-й: МИР без войн и насилия,
2-й: Счастливое будущее своих детей,
3-й: Повышение уровня жизни.
4-й: Если вы против
5-й: Проявления терроризма,
6-й: Ухудшения экологии,
7-й: Кризиса в экономике и безработицы,
ВСЕ: ТО вы просто обязаны прийти на выборы.
2-й: Чтобы жить Счастливо нам на родной земле, прийти всем на выборы надо в апреле.
3-й: Ведь каждый избиратель имеет право голосовать за "левых" иль за "правых",
4-й: И может даже такое быть, что ваш голос может всё решить.
5-й: Ведь вы же, как все, хотите, чтоб мир был на планете,
6-й: Чтобы ваши дети получили образованье и зарплату выдавали без опозданья,
7-й: Чтоб наша страна Россия сильной была и единой.
ВСЕ: А значит, обязательно на выборы идти,
И не сомневаться в выбранном пути!

Ведущий: Несомненно, выборы предопределяют будущее страны. Мы не просто избираем людей, которые повысят зарплаты и построят дороги, а доверяем им конституционные гарантии, данные нам, гражданам РФ, возможность пользоваться правами; особенно одним, наиболее важным - избирательным правом.

Наше демократическое государство ещё молодое, ему всего 19 лет, но за это время было сделано то, что происходило в других странах в течение нескольких столетий. Мы сделали всё благодаря уникальному характеру, другой причины способности работать месяцами, не получая зарплату, восстанавливать экономику после дефолта - нет. Но то были люди старой закалки. А что в будущем? Как известно, будущее за молодёжью, но её необходимо направлять в нужное русло, помогать ей идти по верному пути демократии, прогресса. Без поддержки молодёжь будет деградировать. В юном возрасте мы полны энергии и сил, готовы реализовывать свои планы, но зачастую это невозможно, так как для реализации нужны организации с масштабом действия и большими возможностями.

В истории нашей страны такой организацией был комсомол.

В «Индустрии Севера» была напечатана замечательная статья, посвящённая 90-летию комсомола и его славным делам: героизму в Гражданской и ВОвойне, Комсомольску - на - Амуре, Днепрогэсу, стройкам века: БАМу, Тынде, Нерюнгри и др.

Сейчас существуют различные организации, однако они не имеют всероссийского масштаба и больших полномочий. В политической грамотности общества важен высокий уровень борьбы за справедливость, и поэтому главной задачей должно быть недопущение прихода к власти проходимцев, бюрократов, коррупционеров. Для этого нужно использовать своё право голоса, чтобы им не воспользовались другие, не быть безразличным и равнодушным к политике, не жить по принципу: «А нам всё равно…»

VI. Анализ текста

Ведущий: Прочитайте, пожалуйста, текст «О политической культуре»

Равнодушие к политике - тоже одна из форм политической деятельности. Тот, кто не интересуется политикой, как бы говорит: «Мне наплевать на родной город, на родную страну, на весь мир». Такой человек мелко плавает и на первое место ставит соображения личной выгоды и интересы минуты. От политики зависит и его собственная судьба, но ради того, чтобы его оставили в покое, он готов пожертвовать своим благополучием. Его можно сравнить с «дохлой» собакой, которая то плывет по течению, то кружится на месте в стоячей воде.

А. Моруа, французский писатель

1. Согласны ли вы с мнением писателя о том, что равнодушие к политике является одной из форм политической деятельности?

2. Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой» собакой?

3. Разделяете ли вы критический пафос писате­ля? Почему? (Ответы)

VII. Проведём небольшой Тест «Я - избиратель»

1. Если лучший друг будет вас уговаривать проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

А. сделаю, что просит; Б. не знаю, как поступить; В. не сделаю.

2. Если вам предложат «приличные» деньги за ваш избирательный бюллетень, то:

А. продам; Б. не знаю, как поступить; В. не продам.

3. Если в день выборов у вас появится шанс отлично отдохнуть с друзьями на природе, то: А. поеду и не проголосую; Б. не знаю, как поступить; В. не поеду и проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов ваши родители собрались на день рождения, в гости, на природу и не намерены голосовать, то:

А. промолчу - это их дело; Б. не знаю, как поступить; В. буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи, в случае своей победы, ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока президентства, то:

А. проголосую; Б. не знаю, как поступить; В. не проголосую за него.

6.Если один из кандидатов перед выборами обещает резко снизить цены на продукты и одежду, то: А. проголосую за него; Б. не знаю, как поступить; В. не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все неприятности», то: А. проголосую за него; Б. не знаю, как поступить; В. не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовывать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

А. проголосую; Б. не знаю, как поступить; В. не проголосую за него.

Результаты теста:

Если в ваших ответах преобладает ответ «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов, не понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы еще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется). Во-первых, вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, «протащить» своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизнеспособность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой голос за обещанные блага, вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как вы, у нового Президента денег обязательно хватит.

Если в ваших ответах преобладает ответ «Б», то вы немногим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснется - я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

Если в ваших ответах преобладает ответ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы!

Ведущий: Как плодотворно мы поработали за круглым столом! Выяснили причины социальной неактивности большей части молодёжи, установили, что данная ситуация исправима, выход есть. Недаром говорится: «Предупреждён - значит, вооружён» И хочется верить, что причины социальной пассивности исчезнут, проблемы всем обществом будут решены…

А молодёжь, может быть, в недалёком будущем будет культурная, образованная, заинтересованная и развивающаяся в верном направлении. И напишет некий Лермонтов будущего:

С улыбкой я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - успешно и светло...

16

© 2010-2022