Проект эколого-биологического направления «Экологическое краеведение»

Введение в программу направления «Экологическое краеведение» продиктовано рядом объективных факторов. Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество  перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и  новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных р...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект эколого-биологического направления

«Экологическое краеведение»

Введение в программу направления «Экологическое краеведение» продиктовано рядом объективных факторов. Во-первых, теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции и новых ценностных ориентаций. Все это напрямую связано с краеведческим принципом обучения в образовании. «Краеведение позволяет увидеть мир в капле воды, переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь» - так образно определил сущность краеведения - соединение обучения с жизнью - выдающийся географ прошлого столетия Н. Н. Баранский.

Во-вторых, курс «Экологическое краеведение» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений образования - экологизация. Приоритетная роль экологического образования и краеведения как «базиса изучения реальных экологических проблем» сделала краеведческий принцип одним из ключевых при формировании экологической культуры обучающихся.

В-третьих, члены кружка получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов в условиях стремительного развития науки и технического прогресса. В дальнейшем обучающиеся могут более глубоко изучать те или иные направления природоохранной деятельности, проводить опытническую и исследовательскую работу.

Цель - формирование экологической культуры личности на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную по изучению уникальной территории Тюменского края.

Основные задачи курса:

1. Формирование системы личностно-значимых экологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность Тюменского края.

2. Формирование ценностного отношения к своему окружению и человеку как части природы.

З. Развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к своей Родине, родному краю.

4. Формирование субъектного опыта принятия экологически целесообразных решений на конкретном территориальном уровне.

5. Популяризация эколого-краеведческого образования.

6. Методическая разработка и проведение эколого-краеведческих экскурсий.

Планируемые результаты:

- знать методы исследования своего края; причины, проявление, последствия, пути решения экологических проблем; исторические этапы формирования экологической ситуации на территории Тюменской области и возможности ее оптимизации в разное историческое время.

- уметь анализировать необходимые данные из различных источников для изучения и решения экологических проблем своей местности; оценивать природно-ресурсный потенциал территории Тюменской области, экологическое состояние отдельных компонентов, территорий и области в целом; применять знания в конкретной практической деятельности по улучшению экологической ситуации своей местности;

- выражать отношение к экологическому состоянию территории проживания, природным и культурным ценностям своей местности, к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Целевая аудитория:

Данный курс рассчитан на обучающихся 4-11 класса.

Расписание занятий:

Срок обучения 2 года. 1 год обучения 144 часа, занятия 2 раза в неделю и 2 год обучения 216 часов, занятия 3 раза в неделю. Первый год обучения предполагает получение теоретических знаний и основ экологического краеведения, знакомство с методами исследования экологической ситуации в городе и области, изучение состояния окружающей среды, ландшафта, флоры и фауны. Второй год обучения предполагает самостоятельное исследование, проектную работу на одну из выбранных тем, участие в конкурсах, слетах, конференциях.

Содержание:

Введение.

Знакомство с планом работы кружка, с массовыми мероприятиями, в которых будут принимать участие члены кружка. Проведение инструктажа по охране труда. Охрана природы в России, в Тюменской области и в городе Тюмени, её значение. Законы об охране природы, особо охраняемые природные территории, Красная книга. Роль пропаганды знаний по вопросам охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Блок 1. Методы исследования.

Способы и методы исследования окружающей среды, особенности Тюменской области и города Тюмени. Методы, новые технологии, используемые в нашем городе и области для мониторинга загрязнений окружающей среды. Приборы. Оборудование. Экскурсия.

Блок 2. История края, в котором я живу.

Тема 1. История освоения и заселения территории Тюменской области. Географическое положение территории, района (на карте страны, мира). Природные условия как фактор освоения территории. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал Тюменской области. Природопользование и его особенности в разные исторические эпохи. Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Тюменской области. Значение уникальности местной природы в жизни людей, населяющих область. Особенности быта и культуры местного населения. Языческие праздники. Топонимика края о прошлом ландшафта. Топонимика как источник сведений о прошлом края. Антропогенные изменения территории края в прошлом. Стихийное природопользование края. Экологические кризисы.

Народные традиции охраны природы Тюменской области. Язычество о правилах взаимоотношения человека с окружающей средой. Природное и культурное наследие Тюменской области. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственного воздействия на природу Тюменской области. Основные типы современного природопользования. Рост городов и населения.

Блок 3. Экологические проблемы своей местности.

Экологическая ситуация в Тюменской области. Выполнение фоторабот, зарисовок, написание стихов, сочинений, передающих особенности природы края, отношение к ней учащихся. Экскурсия. Природа и человек - единство или борьба? Разносторонние связи человека, общества с окружающей природной средой. Универсальная ценность природы: средообразующая, хозяйственная, гигиеническая, научная, эстетическая, этическая. Изменения природы Тюменской области человеком. Последствия влияния этих изменений на жизнь и здоровье человека. Экологическая проблема, что мы о ней знаем? Экологическая проблема. Классификация экологических проблем. Их истоки. Сущность экологических проблем как противоречие во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Последствия экологических проблем. Пути решения экологических проблем. Экологическое состояние компонентов природы Тюменской области. Качество воздуха, воды. Источники загрязнения атмосферы. Ущерб от загрязнения атмосферного воздуха. Проблема охраны атмосферного воздуха в области. Водные ресурсы, их значение. Оценка водных ресурсов. Хозяйственное освоение края и водные ресурсы. Загрязнение и нерациональное использование водных ресурсов. Почвенные ресурсы Тюменской области - их значение. Плодородие почв края. Хозяйственное освоение почвенных ресурсов области. Экологические проблемы земельного фонда: загрязнение, потери запасов гумуса, эрозионные процессы. Меры улучшения земельного фонда области. Уникальность и разнообразие биологических ресурсов Тюменской области, города Тюмени. Рекреационная ценность. Леса, их значение. Хозяйственная деятельность человека и проблемы, связанные с состоянием живой природы. Сведение лесов и его последствия. Обеднение флоры и фауны территории. Мероприятия по восстановлению биологических ресурсов. Формирование системы охраняемых территорий. Цепочки экологических проблем (экологические проблемы мира, России, Тюменской области, города Тюмени). Масштабы взаимодействия человека, общества с окружающей средой. Глобальные экологические проблемы. Экологические проблемы России. Экологические проблемы своей области, района. Как связаны экологические проблемы разных масштабов.

Блок 4. Я и экологические ситуации: изучаем, оцениваем, улучшаем.

Мои предложения по оптимизации экологической ситуации . Аукцион идей. Защита авторских проектов. Как обеспечить экологическую безопасность.

Исследовательская деятельность:

1. Социологический опрос населения по определению отношения людей к природе. Его обработка и анализ.

2. Анализ публикаций экологической тематики в местной прессе.

3. Топонимика Тюменской области.

4. Определение деревьев и кустарников в природе. Выявление ярусов и их состав в ближайшем лесу.

5. Определение разнообразия растительности луга.

6. Наблюдения за животными и птицами в осенний период.

7. Отражение природы края в произведениях Тюменских писаелей, художников, музыкантов.

10. Редкие и охраняемые растения Тюменского края.

11. Экологически-опасные территории района.

12. Определение качества воды на местном водоёме.

13. Анализ источников загрязнения атмосферного воздуха в районном центре.

14. Определение загрязнения атмосферного воздуха в окрестностях в разное время суток.

15. Определение транспортной нагрузки.

16. Описание несанкционированных свалок.

17. Определение плодородия почв.

Экскурсии с целью изучения состояния и охраны окружающей среды:

1. Рыбоводческое хозяйство.

2. Лесничество.

3. Очистные сооружения.

4. Краеведческий музей.

Практически-направленная деятельность:

1. Сбор осенних листьев.

2. Акция «Чистый берег»; «Сделаем мир чище»; «Планета без мусора»;

«Листопад»; «Кормушка»; «Зелёный патруль»; «Посади дерево»; и др.

3. Проектная деятельность по решению экологических проблем.

4. Проектная деятельность «Река Тура».

5. Пропаганда бережного отношения к природе.

6. Презентация проектов учащихся о народных промыслах, охраняемых территориях, природоохранных организациях.

7. Отражение сезонных изменений в природе в творческих работах учащихся.

8. Выполнение фоторабот родной природы.


© 2010-2022