• Преподавателю
  • Другое
  • Передовой педагогический опыт Система работы по формированию нравственных ценностей на уроках ОПК

Передовой педагогический опыт Система работы по формированию нравственных ценностей на уроках ОПК

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Частное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа «Фавор» посёлка Мостовского





Тема педагогического опыта:

«Система работы по формированию нравственных ценностей в рамках урочной и внеурочной деятельности по преподаванию основ православной культуры».


Автор опыта:

Трункин Виталий Викторович,

учитель ОПК ЧОУ ООШ№7 «Фавор»

посёлка Мостовского





2015

Содержание

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………………3

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ………………… 3-4

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

учреждении ……………………………………………………………………4-5

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……5-6

2. Психолого-педагогический портрет класса

(группы) обучающихся, являющихся базой для формирования

представляемого педагогического опыта……………………………………6-7

3. Педагогический опыт………………………………………………………. ..7

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

представляемом опыте……………………………………………………… 7-9

3.2.Актуальность педагогического опыта…………………………………9-11

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………….. 11-13

3.4. Результативность педагогического опыта………………………….… 14-15

3.5.Инновационность представляемого педагогического опыта……… 15-16

3.6.Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта……………………………………………………… 16-22

4. Библиографический список ……………………………………………… 22

5. Приложения к опыту……………………………………………………… 22







1.Литературный обзор состояния вопроса.

…Всё школьное ученье и вся школьная жизнь должны бытьпроникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом.

К. Д. Ушинский

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. На фоне снижения уровня и качества жизни большинства россиян наблюдается ослабление семейного воспитания детей. Практика школьной жизни показывает, что в проблемных семьях детям не хватает самого элементарного: человеческого участия, родительского тепла. Данные опроса РАН свидетельствуют о том, что

86 % граждан нашей страны считают, что будущее России в возрождении духовности.

Воспитание гражданина более всего связано с духовно- нравственными основами жизни человека. Безнравственные, честолюбивые люди, карьеристы и демагоги, властолюбивые авантюристы и преступники н могут быть опорой государства. Государству нужны не политиканствующие граждане, раскалывающие общество на партии и фракции,- ему нужны государственные деятели, для которых благополучие России и её народа стоят на первом месте.

Развитие человека, его духовный рост и становление происходит на протяжении всей его жизни. В природе есть такой закон: все, что не растет, начинает погибать. Что же движет ростом человека? Первое- это природа самого человека, в природе ребенка заложен механизм развития, роста. Это важный момент, о котором родители и педагоги забывают. Сегодня большинство из нас точно уверены только в том, что ребенка надо кормить, обувать, одевать, и не имеют понятия о воспитании. Молодые мамы и папы не знают , как с ребенком обращаться. Они говорят: «Родится- разберемся». Пока разбираются- ребенок вырастает. Таким образом, момент воспитания упущен, и повернуть его вспять невозможно. Есть только один выход: мы должны знать еще до рождения ребенка, как его воспитывать и кого мы хотим из него вырастить. Иначе нас ждет путь многих тяжких скорбей и испытаний.(Игумен Георгий (Шестун)

Исходя из вышесказанного, формулируем вывод: необходимо большое внимание уделять проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.

  1. История темы педагогического опыта в педагогике

После принятия президентом России Дмитрием Медведевым исторического решения поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики переросло в доступную, содержательную, эффективную и, главное, желанную, востребованную форму духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Святейший патриарх Кирилл выразил общее мнение не только представителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий страны, но и всех граждан России, выступающих за то, чтобы наши дети воспитывались порядочными, нравственными и ответственными людьми.

Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

В течение тысячелетия для любого русского, и не только, понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения. Познакомить подрастающее поколение с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека и призван курс православной культуры.

1.2.История темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Частное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа «Фавор» с 1999 года работает при храме Свято- Рождества Богородицы п. Мостовского. По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора с 2002 года я являюсь директором школы и учителем ОПК и ОРКСЭ. Обучение ведется по программам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Школа решает задачи духовного просвещения и воспитания подрастающего поколения, служит делу возрождения православных традиций, что является одним из направлений образовательной политики края.

Свои уроки я стараюсь строить, основываясь на сочетании традиций христианской педагогики и современных педагогических технологий. В 1999 году школа «Фавор» при храме Свято-Рождества Богородицы п. Мостовского начиналась с трёх учеников, а в настоящее время численность обучающих возросла до 105 человек, что подтверждает рост положительного мнения о школе среди населения. В ходе моего исследования в рамках преподавания уроков ОПК и ОРКСЭ был произведен опрос, по результатам которого можно судить о возросшем рейтинге популярности православной культуры среди учащихся и их родителей.

Работа предусматривала несколько этапов.

На первом этапе (середина первого полугодия) проводился констатирующий эксперимент. Исследование в форме тестирования

  • родителей

  • учащихся

  • и анкетирования самих детей.

Вторым этапом (конец первого полугодия 2013г.) было проведение систематической метод.работы, направленной на формирование нравственных ценностей в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Заключительный, третий этап (конец учебного года 2014 г.) исследования, проводился теми же методами, что и первый. Целью этого этапа было выявить какие-либо индивидуальные изменения.

Затем следовало подведение итогов.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Задача воспитания духовно развитой, высоконравственной и культурной личности признается современным образованием инновационной педагогической ценностью.

Понимание духовной культуры, невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.

Ценности- важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.

Духовно-нравственные ценности - это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. И наиболее значительной ценностью является патриотизм, то есть в широком смысле - любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь - к национальной культуре.

В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде.

Ценностные ориентации - это способ применения человеком своего избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь-М.:Академия, 2000, с.163-164)

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся.

СЛОВЕСНЫЙметод обучения-рассказ, беседа, эвристическая беседа, сравнение икон, чтение икон, лекция, работа с учебником, работа с первоисточниками, чтение поучительных рассказов, дискуссия;

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙметод обучения-показ иллюстраций, портретов, летописей, икон, схем, таблиц, картин;

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙметод обучения-заочные экскурсии, показ кинофильмов, презентаций, видеороликов.

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

В условиях существования объективных (сокращение времени изучения при сохранившемся объёме знаний) и субъективных факторов (пробелы знаний, зависящие от участников образовательного процесса), необходимости рационализации и повышения эффективности образовательного процесса был составлен психолого-педагогический портрет обучающихся 2- 9 классов, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. Анализ может включать следующие элементы психолого-педагогического портрета класса (группы) обучающихся:

* степень активности и самостоятельности обучающихся на уроке или внеклассном занятии;

* уровень сформированностисаморегуляции;

* уровень сформированности учебной мотивации;

* характер взаимоотношений в классном коллективе;

* оценка интеллектуально-познавательной сферы личности обучающихся: особенности внимания, тип мышления, тип памяти.

При составлении психолого-педагогической характеристики отдельного класса на уроках ОПК и ОРКСЭ для формирования ключевых компетенций обучающихся, учитывал следующие особенности обучающихся:

как правило, выделяю 3 группы детей:

1) замкнуты, необщительны, отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяю индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память;

2) дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией обучения, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне;

3) группа учеников, которая проявляет желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне.

В классах, являющихся базой для формирования представленного педагогического опыта, преобладают дети 2 и 3 группы. Чтобы включить детей 2 группы в работу на уроке, использую нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы. Для детей 3 группы в содержание уроков или внеклассных занятий включаю материал повышенного уровня сложности, предлагаю дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля.

В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Результат- участие ребят в олимпиаде по ОПК. Три ученика стали призерами муниципального этапа олимпиады: Глубоков Г. (6 кл.), Корнев А. (6 кл.), Брузгинов Д. (8 кл.)

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом опыте

Осмысление ценностей и ценностных ориентаций чрезвычайно важно не только для теории образования, но и педагогической практики.

Главные задачи духовно-нравственного воспитания школьников связаны с:

  1. воспитанием нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма, надежды, веры, любви);

  2. формированием нравственной позиции (способностей к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  3. развитием нравственного облика (простоты, смирения, терпения, милосердия, незлобивости, способностей прощать обиды, переживать радость, проявлять стойкость и мужество);

4) воспитанием нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявлению послушания и доброй воли).

Речь идет не столько о передаче неких образцов и норм на уровне «хорошо» - «плохо», сколько об освоении их на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильный выбор (выбор жизненного решения, оценки явления или произведения искусства, выбор друга, выбор действия или поступка).

Особенностью духовно-нравственного воспитания детей и подростков является обретение ими ценностно-ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально-сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви.

Основной формой приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе является урок ОПК и ОРКСЭ. На уроках я ставлю перед собой следующие цели:

1. Научить ребёнка видеть красоту внешнюю (в окружающем мире, в

природе, в быту), так как от красоты внешнего мира возвышается душа.

  1. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной.

  2. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека. Раскрыть смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни).

  3. Дать знания о христианской антропологии: о том, в чём христиане видели (созерцали) красоту (образ Божий) человека (совесть).

  4. Дать знания и показать на примерах житий святых, как строилась система отношений христиан к ближним, к Богу.

  5. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (отношение к себе: а какой я?) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви.

Для достижения этих целей я использую следующие методы: иллюстративный(наглядный), словесный, практический, демонстративный. Иллюстративный (наглядный) метод используется во время:

1) экскурсий в природу, в храм;

2) наблюдений; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций,

предметов,

3) проведения дидактических игр;

Словесный метод наиболее эффективно я использую в процессе:

1) чтения литературных произведений (рассказов, притч, стихотворений);

2) бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов;

3)проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.);

4) разбора житейских ситуаций;

5) проведения викторин, конкурсов.

Демонстративный метод используется мною, если запланированазаочная экскурсия, показ кинофильмов, презентаций или видеороликов.

Практический метод я использую, когда необходимо:

1) организовывать продуктивную деятельность (выставку поделок к христианскому празднику «Украсим рождественскую ёлочку», конкурс постных блюд «Постимся постом приятным», рисунков на тему «Светлое Христово Воскресение»);

2) организовать конкурсы, викторины;

3) провести экскурсии различной направленности.

3.2.Актуальность педагогического опыта

Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания определяется следующими положениями:

  1. наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

  2. в современном мире ребёнок растёт и развивается, окружённый разнообразными источниками сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и психику ребёнка;

  3. вооружение ученика духовно - нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют ребёнка о нормах поведения в обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Но личностью человек становится только в обществе, поэтому одной из приоритетных задач общества и государства становится воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового поступать согласно своей совести, желающего «становиться лучше».

Да, в настоящее время большое внимание уделяется проблеме нравственного воспитания личности, как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Воспитание личности ориентировано на достижение определённого идеала.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

К сожалению, многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат - природной потребностью организма, а предательство - деловой необходимостью.

Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры (опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время - тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».

Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они - самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины - это зависит от нас.

Подмена духовных ценностей материальными привела к духовно-нравственному кризису человека, утрате им ориентиров в этой области и, как следствие, деградации его базовых свойств: мышления, воли, совести, веры.

Однако, для того чтобы поддерживать жизнь и работоспособность тела, человек должен жить в рамках законов физического мира. А чтобы поддерживать чистоту и крепость души, он должен жить в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания. Игнорирование основ духовного бытия приводит к болезненному состоянию души человека, в котором он утрачивает смысл жизни, радость бытия, жертвенной любви, созидательного труда.

Реализация курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию духовно-нравственной сферы личности на основе деятельностного подхода.

Курсы сложны как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для преподавания необходимо усвоение определённого знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения. С другой стороны, содержание курсов ориентировано прежде всего на воспитание и духовное развитие ребёнка. Эта ключевая цель предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие ребёнка в самом учебном процессе.

3.3. Научность педагогического опыта.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

Еще предыдущий министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко в докладе о приоритетных направлениях развития российского образования подчеркнул: "Мы должны перестать стесняться духовных исканий. Усилия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, противодействие наркомании, экстремизму, социальному инфантилизму и другим порокам, будут эффективны только тогда, когда будут опираться на духовные ценности".

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе - семья, школа и церковь.

Только все вместе - образовательные учреждения, семья, церковь, государство - путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько "брать от жизни все" и "действовать ради целей обогащения любым способом".

Одним из главенствующих принципов государственной политики в области образования называется гуманистический общечеловеческий принцип, а также принцип культуросообразности, строящийся в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями. Одним из основных положений национальной доктрины образования является формирование национального самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Формированию национального самосознания во многом способствует изучение духовных ценностей народа, традиционной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Залогом успеха станет сотрудничество семьи и школы. Для формирования чувства патриотизма, нравственности, духовности очень важно давать детям знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Очень важно осознать именно духовно- нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно - нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим. Но от всего этого нас может спасти мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все разумное, доброе, вечное, что создавалось веками. Поэтому приоритетным должно стать воспитание, основанное на знании традиций, культуры истории своих предков, не исключая сопряжения культуры и традиций православия, так как история нашего Отечества неразрывно связана с Православием. Следовательно, воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему и основы Православия, эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей должна реализоваться путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки... Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской, с житиями святых. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Неоспоримо, что православная культура оказала определяющее воздействие на формирование и характер русской культуры, российскую национально-культурную идентичность, специфику культуры России в мировом культурно-историческом пространстве в период всего тысячелетнего периода ее существования. Приняв Крещение, Русь уничтожила языческие капища, радикально изменила семейные традиции. Православие стало для наших предков душой, семьей, общиной, домом.

Православная культура - это и богатый церковно-славянский язык. Это единственный в мире язык, на котором от дня его создания и по сей день написаны лишь душеполезные книги. Каждое слово его - это сумма смыслов. Мысль, выраженная с помощью его коротка, но очень емка по содержанию. Этот язык не допускал словоблудия. Вместе с азбукой-кириллицей пришло обучение грамоте, чему способствовали церковные школы.

Вот с этим богатством Православной русской культуры, ставшей благодатной питательной почвой лучших представителей России, и знакомит детей курс «Основы православной культуры». Спецификой курса является его региональный компонент по истории и культуре Кубанской земли и той «малой Родины» ребенка, где он родился и живет.

В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественным православным традициям духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести духовно-нравственный идеал, который в течение многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм человека на нашей земле, и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Педагоги, философы, общественные деятели, отечественные ученые, авторы настоящей программы отчетливо понимают тот факт, что без создания национально-ориентированной системы образования, возвращающей личность к своим культурным традициям, невозможно подготовить растущее поколение к восприятию сложнейшей кризисной ситуации общества. Автоматизация, компьютеризация, глобализация, активность средств массовой информации (особенно ТВ) насыщают несовершеннолетнего ребенка «мировоззренческим» материалом, который и взрослому человеку не по силам освоить без хорошей духовно-нравственной основы.

Академик В.Д. Шадриков отмечает, что «школа не должна быть национально аранжирована общечеловеческими ценностями. Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры он должен знать». Знание родной русской культуры необходимо каждому школьнику российской школы. Как отмечал И.А.Ильин, человек должен научиться воспринимать Родину «сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие …» Только на этой почве открывается человеку огромное явление мировой культуры.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей, то есть этот системный подход в духовно-нравственном воспитании распространить на урочную и внеурочную работу.

В своей деятельности огромное значение уделяю духовно-нравственному воспитанию, которое, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью изучения в школекурсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики».

Результатом проведённых уроков по ОРКСЭ и ОПК стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе - коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

«Православие является нравственным стержнем нашего народа…. При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей» (Владимир Путин, президент РФ).

Регулярное использование в своей работе современных средств, форм и методов, повышающих интерес к изучению православной культуры, расширило кругозор школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, а также качество знаний по предметам, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применить свои знания. Итак, как уже было сказано, в ходе исследования был произведен опрос.

Целью опроса было выявить, чем привлекательны для учащихся уроки «Основ православной культуры» и, что в первую очередь интересует учащихся в программе предмета. Данные опроса позволяют говорить, что наиболее интересными направлениями и формами работы для учащихся являются: экскурсии и поездки(как очные, так и заочные) по историческим и святым местам Краснодарского края (61%); дискуссии и обсуждения на уроках (42%); информация об истории государства и родного края (35%); знакомство с житиемсвятых (33%).

Учащихся привлекает и возможность участия в конкурсах, выставках, практических семинарах и научных чтениях.

Большую роль имеет личность учителя и хорошая атмосфера на уроке.

Так же для учащихся интересно изучение народных традиций и православных праздников, совместное участие в их подготовке и праздновании.

(Приложение1, таблица 1.)

При подведении итогов работы над опытом выяснилось, что знания, полученные на уроках «Основ православной культуры», помогают в изучении других предметов обязательной школьной программы: литературы, истории, обществознания, биологии, естествознания, информатики, технологии, ОБЖ. В начальной школе: рисование, чтение, краеведение, развитие речи, уроки труда.

(Приложение1, таблица 2.)

В исследовании принимали участие и родители. Это позволило выявить, почему родители поддерживают предмет «Основы православной культуры».

В первой группе две основные причины:

  • Дети должны хорошо знать культуру и традиции своего народа;

  • Предмет «ОПК» позволяет детям знакомиться с историческими примерами нравственности и духовности;

Во вторую группу вошли следующие причины:

  • Знания, получаемые на «ОПК» дают более глубокое понимание российской истории;

  • Происходит расширение кругозора в литературе, культуре, философии и естественных наук;

Некоторые родители отметили патриотическое воспитание и знания по краеведению.

Многие родители считают, что уроки «ОПК» проходят в хорошей атмосфере, дети получают заряд хорошего настроения, становятся добрее и отзывчивее, улучшаются отношения в классе и повышается интерес к учебной деятельности.

(Приложение1, таблица 3.)

По мнению родителей, изучение детьми ценностей и традиций православной культуры способствует профилактике и решению многих проблем, с которыми сталкивается современный молодой человек.(Приложение1, таблица 4.)

К успешным результатам работы я отношу положительную динамику сохранности контингента воспитанников. Количество учащихся нашей православной школы, ежегодно увеличивается: 1999г. - 3 воспитанника, в 2013-2014уч.г. - 100 учащихся, 2014-2015уч.г. - 105 учащихся. Основным мотивом выбора нашей школы со стороны родителей (по данным соц. опроса) является именно ведение уроков ОПК в лице священнослужителя и построение внеклассной работы на основах Православия.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна заключается в систематизации и обобщении опыта по обновлению содержания современного духовно-нравственного воспитания на основе соотношения православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции; в технологизации процесса формирования духовно-нравственной сферы личности школьника средствами курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики».

Данные курсы интегрируют различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую - в единое образовательное содержание. Разнообразие тем раскрывает взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи кубанского народа.

Технологизация процесса формирования духовно - нравственной сферы личности школьника средствами курсов «Основы православной культуры» и «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет использовать эффективные методы и приёмы. Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. В частности, на занятиях по ОПК и ОРКСЭ широко используются компьютерные презентации. Применение компьютерных технологий способствует реализации следующих педагогических целей:

- развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности;

- реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;

- возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;

- экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;

Решающее значение для эффективности нравственного воспитания школьников имеет научно обоснованная организация воспитательной среды, которую составляют: образовательное пространство школы и реальная жизнь класса, организуемая учителем как коллективное нормотворчество (через налаживание межличностных, учебных, деловых и иных взаимоотношений на основе общей заботы); педагогическая поддержка школьников в становлении их нравственной культуры (непосредственная помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков). Обогащение учебной воспитательной работы с детьми современными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгодно дополняет структуру всей учебной жизни школьника. Такая поддержка содержит реальные резервы для насыщения занятий инновационными технологиями развития нравственного самосознания личности, позитивных межличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственной устойчивости.

3.6.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг - ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз - «Дорогу осилит идущий».

Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности.

Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери - подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

Ребенок - это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность ведение уроков «Основы православной культуры», которые ориентируют детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.

Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок - открытие.

На некоторых из используемых методов хочу остановиться.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка - нравоучительное чтение, благовествование - это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.

На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.

Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «История нашего храма», «История православной школы Фавор», «Пасхальное яичко». Я использую проектную работу двух видов: индивидуальную и коллективную.

Постоянно задаю себе вопрос, насколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.(Приложение 3.)

Самым трогательным моментом в уроке является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть - рефлексия.

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:

- Напиши мини-сочинение

- Составь вопросы по изучаемой теме

- Составь кроссворд

- Сочини конец истории

- Подготовь сообщение

Темы творческих работ:

- «Милосердные дела и героические поступки христиан».

- «Величественные храмы».

- «Прекрасные иконы».

- «Молитвы христиан» о себе и других.

- «Что такое этика»?

- «Как я понимаю золотое правило этики?»

- «Возможен ли подвиг в мирное время»?

Примерные темы исследовательских работ для презентаций:

- Как христианство пришло на Русь?

- Христианское отношение к природе.

- Святые в отношении к животным.

- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

- Христианская семья и её ценности.

Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета. Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать новые медиа- и дидактические игры.

У меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, трудовым обучением, изобразительным искусством. Процесс духовно-нравственного воспитания был бы неполным, если бы он не нашёл продолжение во внеурочной воспитательной деятельности. В практику моей работы вошло проведение бесед и дискуссий на духовно-нравственную тематику: « Правда и ложь», «Зависть», «Добро и зло», «Страдания и испытания» в воскресной школе. На этих занятиях формируются и развиваются нравственные чувства детей, идёт приобщение к духовным ценностям русского народа.

Нравственное поведение школьников находит своё отражение в благотворительных акциях, например: «Милосердие», «Помоги сельскому храму», «Подари книгу детям», «Мы- за жизнь!», выступление кружка «Благовест» в районной больнице, детских садах, Доме- интернате для престарелых и инвалидов п. Мостовского.

Чтение произведений духовно- нравственного содержания создают у учащихся определённый запас систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержание его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений из учебника помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, соотнести их с Божьими заповедями, сделать свой нравственный выбор.

«Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Книга - это могучее оружие, без нее я был бы немым и косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»-писал В.А.Сухомлинский.

На своих уроках я стараюсь увлечь и максимально нагрузить каждого ученика, учитывая его возможности. Дети непринужденно познают «Красоту Божиего мира», узнают о самом красивом событии зимы - «Рождестве», о праздниках радости, готовятся к встрече весеннего праздника «Пасхи». Используя иллюстрации, фонограммы, презентации, творческие задания удается сделать уроки интересными и желанными. Подводя итог изученной темы, мы проводим коллективную работу.

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования читательских интересов является довольно значимой. Она служит нахождению таких путей обучения, которые привлекали бы к себе интерес учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Таким образом, при работе с детьми необходимо учитывать связь теории с практической деятельностью, общекультурный метод - с возрастом ребенка.

Очень важно воспитывать в детях такие нетленные духовные ценности нравственности, как: честь, трудолюбие, заботливость, сдержанность, любовь, воспитанность, мудрость, щедрость, доброта, вежливость, верность, сочувствие, вера, воля, приличие, дружба, уважение, милосердие. Это бесценные драгоценности качества человека, именно это сейчас стоит в основе образования. Эти ценности главные для всех наций и религии. А наши дети зачастую не понимают что главное, а что второстепенное.

В теме «Человек и Бог в православии» учащихся заинтересовали понятия «свобода - разум - совесть-доброта - любовь». Помогают общению с родителями вопросы и задания к уроку. Изучая тему «Проповедь Христа», одни дети высказали своё мнение, что не смогут простить обидчика, другие задумались и промолчали. Вопросы, которые рассматриваются на занятиях, заставляют детей задуматься над своим поведением в школе и дома, как они общаются друг с другом.

Наблюдая за учащимися, прихожу к выводу, что часть детей впервые знакомится на уроке со многими вопросами православной культуры и проявляет большой интерес к изучению курса.

Электронное приложение к курсу помогает закрепить материал и делает занятия интересными.

Данный курс оправдывает себя в полной мере в наше непростое время конфликтов на национальной почве.

Конечная цель - помочь российским школьникам вырасти добрыми и честными, трудолюбивыми и ответственными, почтительными к родителям, благородными к учителям, любящими свою Родину, стремящимися помочь тем, кто нуждается в помощи. Воспитывать благожелательное отношение к людям других верований и культур.

Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент, особенно в начальных классах, я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности.

Формы и методы реализации курса позволяют в непринужденной обстановке рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Все эти формы обсуждения ценны, так как развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия.

Заключение

Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы. Современный идеал образованного человека понимается как жизнеспособная личность, обладающая достаточно развитым интеллектом и нацеленностью на постоянное совершенствование и самообучение. Смею надеяться, что те знания и умения, которые учащиеся приобретают на моих уроках, позволят им получить достойное образование и свободно адаптироваться в современном мире.

Заботясь о качестве обучения школьников на уроке, нельзя забывать о среде, которая существенно влияет на процесс формирования личности учащихся: о семье, в которой растет ребенок и о библиотеке, которой он пользуется, если это происходит. Своевременное налаживание взаимного сотрудничества с родителями и библиотекарями школьной и поселковой библиотек позволяет учителю обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес и любовь к изучению православнойкультуры.

Константин Ушинский, родоначальник отечественной педагогики сказал:

«Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди... Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным... Православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения»

Изучая историю христианства, Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, подросток получит лишний повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное подросток поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий. И, как показывает опыт работы в школе, уже сейчас некоторые подростки осторожно ставят перед собой этот вопрос. Я думаю, что наркомания, алкоголизм и тюрьма имеют меньше шансов угрожать человеку, хотя бы немного знакомому с православной культурой и православной верой.

Думаю, что результаты работы в будущем зависят от изменений, которые произойдут в политической, социально-культурной жизни общества, что может существенно повлиять на состояние семейного и школьного воспитания. Но нет никаких сомнений в том, что пристальное внимание к совершенствованию духовно-нравственного воспитания всегда будет главным и определяющим стержнем педагогической деятельности. Надеюсь, что у моих выпускников в будущем восторжествуют целеустремленность, образованность, умение добывать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло. Это, во-первых. А во-вторых, они проникнутся ответственностью за судьбу Родины и семьи, всегда будут бережно относиться к историческому и духовному богатству России на основе любви, доброты, милосердия и сострадания.

Нравственные ценности прошлого, накопленные предшествующими поколениями, призвана передавать система образования. Образование - это не только преподавание суммы определенных знаний, но и воспитание нравственного, духовно совершенного человека.



4. Библиографический список:

Нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл.ресурс. Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл.ресурс. Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Учебно-методические пособия из УМК ОРКСЭ:

Левитинский, А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. - 2011.

Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Г.А. Обернихинаи др. М., 2010.

Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Сост. А.Н. Иоффе, Е.А. Мишина, Е.В. Мициякаи др. М., 2010.

Исследования:

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999

2. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

3. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. М., 2003.

4. Якиманская И.С. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.

5. Православная педагогика. Шестун Евгений, протоиерей. М., 2002.

5.Приложения к опыту.

22


© 2010-2022