Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе

по рассказу Зайнаб Биишевой:

«Песнь о Мастере и Подмастерье»



Цель урока.

Развивать умения правильно воспринимать текст, передавать его содержание по вопросам; формировать умения стилистической точности письменной речи; развивать умение передачи образов родной природы в рисунке; воспитывать у детей чувство нравственности, любви к родному краю, республике.

Оформление.

Портрет Зайнаб Биишевой, эпиграф, выставка книг, иллюстрация к повести «Песнь о Мастере и Подмастерье», компьютер-презентация.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок культуры Башкортостана. Посмотрите на доску, на ней написаны слова Зайнаб Биишевой. Давайте почитаем их.

Стою я на вершине самоцветной.

На Урал- тау, на скале отвесной,

Петляя, вьется меж крутых отрогов

Путь, мною пройденный в борьбе и с песней,

Я на ладонь свое большое сердце

Кладу- комок отзывчивый, певучий,

Оно огнем высоким догорает

В любви к народу и земле могучей.

Зайнаб Биишева

- Скажите, пожалуйста, кому посвящены эти слова? Да, свое высказывание З. Биишева посвятила своему народу. Действительно, наша республика - очень богатый край. Но богата она не только природными ресурсами, но и замечательными, мудрыми, талантливыми людьми.

Именно такому человеку мы посвящаем наш урок . Познакомимся с биографией Зайнаб Биишевой, проанализируем рассказ «Песнь о Мастере и Подмастерье», поговорим о героях рассказа, увидим презентацию,рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята.

2.Изучение новой темы.

Знакомство с биографией.

Зайнаб Биишева - известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.

Зайнаб Абдулловна - родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году .

Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать - не стало и отца. Несмотря на жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу, и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.

В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.

Зайнаб Биишева всегда увлеклась литературой, очень много читала книг, и ее первые стихи появились, когда она училась еще в младших классах. Любовь к чтению, к литературе сделали ее писательницей. Ею написаны множество стихотворений, поэм. рассказов, повестей, стихотворений. Наиболее известным ее книгам относятся «Кюнхылыу», «Странный человек», «Где ты, Гюльниса?», «Думы, думы», «Любовь и ненависть», «Униженные».

В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.

Ее произведения - это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.

Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.

Зайнаб Биишева вела большую общественную работу, избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан. Награждена тремя орденами «Знак Почета». В 1990 ей было присвоено почетное звание «Народный писатель Башкортостана».

В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.

Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.

Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.

Ее имя носят крупнейшее в Башкортостане книжное издательство «Китап», улицы в Кировском районе города Уфы и деревне Ключи Снежинского городского округа в Челябинской области, средняя школа в селе Мраково. На родине Зайнаб Биишевой в Кугарчинском районе действует ее дом-музей.

Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.

Вот такая биография Зайнаб Биишевой. Ее называют дочерью башкирского народа, так как в своем творчестве она пишет о народе, восхищается красотой своей родины.

Анализ рассказа.

Сейчас перейдем к обсуждению рассказа «Песнь о мастере и Подмастерье», для того, чтобы узнать чему учит нас этот рассказ, что хотела писательница донести до нашего сознания, написав этот рассказ.

И первый вопрос такой:

Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай

Кого называют олатай? -Расскажите о Хасбулат олатае? Сколько ему лет? Найдите в учебнике где об этом написано?

Слайд

Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

О чем рассказывает Хасбулат олатай?

Как выглядит сундук?

Что такое реликвия? Реликвия (от латинского глагола relinquere - «оставаться») - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.

Что есть в сундуке? ( перечисляем, обсуждаем). Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и ПодмастерьеОткрытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и ПодмастерьеОткрытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье(деревянный ковшик для кумыса,боевой рог,сбруя всадника,сабля,папаха,кувшин)

Что было изображено на рукоятке сабли? Что оно означало? (лев и сизый голубь). Это означает, чтоу хозяина этой сабли сердце отважное, как у льва,а душа чистая ,как у сизого голубя.

Кто хозяин сабли?(Кахым-туря)

Что ценное достает он из сундука?(КУВШИН)

СЛАЙД Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Каким образом кувшин попал Хасбулат олатаю? Кто такой Акбулат?(вместе воевали,во время первой мировой войны встретились

Описать кувшин. Что там было написано? ( в учебнике страница 200-2001).

Творческая работа учащихся.Рисунки чудесного кувшина Мастера.Что означает ваши рисунки кувшина?

Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и ПодмастерьеОткрытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Каким образом девушки носят воду? (описание в странице 203).

Назовите главных героев рассказа. Мастер и подмастерье, два соседа, которые выросли и жили в одном ауле . Как выглядит аул, где жили Мастер и Подмастерье? (Найти описание аула. Страница: 202).



Дайте характеристику Мастеру и Подмастерье. Их имена люди помнили ли? (страница 203-204).

Слайд

Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами

Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины

А почему его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье - это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела

Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались

В отличии от Подмастерья Мастер о чем думал, чем он занимался?

Слайд Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и ПодмастерьеОткрытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

«Новый барыш» говорить Подмастерье, что это означает?

Каким даром обладал мастер? Какое счастье ему улыбнулось? Какое слово он дал себе? (страница: 205).

Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.

Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье. Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги.

То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.

И ему не важны были деньги.

Что считал он наградой за свой труд? Доброе слово людей. Он говорил так: «Разве радость моих односельчан, их благодарность не есть самая высокая награда за труд?» Наверное, поэтому в сделанных им пиалах чай становился необыкновенно душистым, а вода в его кувшинах хранил свою свежесть и прохладу.

А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.

Он считал что: «Благодарностью сыт не будешь? Ноги босые обуешь?»

Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера. Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить. И хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом. (206-207СТР.)

Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.

Как принял Мастер это предложение?

Мастер был глубоко потрясен добротой своего соседа. Зачитать: «Какие, однако, добрые люди бывают на свете. Ты же живя с ними бок о бок, можешь покинуть этот мир, даже не узнав об этом».

Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.

Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

После продажи кувшинов, как выглядит Подмастерье? Что он купил Мастеру, и как Мастер воспринимает его подарки?

Подмастерье заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер вначале был рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок

Вот пролетели года,как они выглядят?(стр.210)

Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.

Что случилось с Подмастерье? Он стал лепить кувшины, и люди заметили, что кувшины похожи на кувшины Мастера. А на это у Подмастерья тоже был ответ готов: «Я давно знал секрет изготовления этих волшебных кувшинов. Просто я не хотел отбирать кусок хлеба у Мастера»

Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.

Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Что предлагает ему правитель старины? Каким образом он работал? Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.

Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.

Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.

Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.

Могила его долгие годы считалась святым местом. И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине. Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Что случилось, расскажите. В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.(стр.214)

Подмастерье коварно обманул.

Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.

Таким образом, его обман раскрылся.

Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.

Поэтому в рассказе Зайнаб Биишева приводит пословицу «У лжи ноги коротки». Что это означает? Обман, ложь долго не скроешь, все равно обман быстро раскроется.

Кто олицетворяет добро, а зло?

Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.

Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?

Сейчас, в сегодняшней жизни, в нашем обществе есть ли такие люди как Мастер или как Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.

А каких людей ценят и уважают? Как Мастер.

Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете?

Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23

Чему учит этот рассказ, и какие выводы вы сделали для себя.

Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным.. И не когда не должен обманывать.

Любую работу выполнять всей душой и доводить до конца.

Стараться радовать окружающих.

Любить правду и разоблачать ложь.

Свой хлеб добывать своими силами.

Заполнение таблицы.По таблице дадим краткую характеристику Мастеру и Подмастерье.

Мастер

Подмастерье

Что делал из обычной глины?

Чудесные, легкие кувшины.

Некачественные кувшины, которые быстро разбивались.

Как относился к людям?

Дарил людям радость , даром раздавал свои кувшины .

Беспечно. Радовался, что каждый разбитый кувшин сам по себе находка!

О чем мечтал?

Отдавать людям плоды своего труда и читать в ответ на их лицах благодарные улыбки.

Разбогатеть .

Тексты - ловушки

В свободное от работы время Мастер слушал музыку и спал.(уходил в леса и горы)

Подмастерье уже ехал из аула , забрав всё до единого волшебные кувшины , которые как электрические лампочки освещали полутемный дом Мастера( осенние звёзды)стр.209,6 часть

И в правду , теперь там черными буквами было написано «Мастер» и листья ландыша были окрашены в другой цвет, они были желтые.(Подмастерье и голубые)

Лишь перед самым закатом солнца , когда я остаюсь один , нисходит на меня вдохновение , и я обретаю высокий дар творчества ,- рассказывал Подмастерье. (перед самой зарёй)

Задание: дописать начало или конец пословиц и поговорок , которые были даны в рассказе .

1)Сделай добро и брось в море -………….; народ не узнает-…………….(народ узнает,рыбы узнают)

2)У лжи…….. коротки(ноги,хотя и через сотни лет раскрывается обман)

3)Воля соседа- воля ……(божья)

Открытый урок по ИКБ на тему Зайнаб Биишева Песнь о Мастере и Подмастерье

Составление синквейна.

Мастер

Добрый,искренний

Работает,ищет,старается

Человек с золотыми руками

Умелец

Подмастерье

Жадный,ленивый

Обманывает,хвастается,прячет

Двуличный,лицемерный человек

Обманщик

Составление интеллект-карты двум героям: Мастеру и Подмастерье.

Алгоритм построения интеллект-карт прост:

  • готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры;

  • учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа);

  • кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или слово, обозначающее тему, проблему урока (центральное понятие);

  • от центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации.

  • от каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек - уточнение понятий.

Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки. Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями - ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта - это изображение информации в графическом виде. Строгих правил составления карты нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление было продуктивным - для этого интеллект - карты и были придуманы. Мастер и Подмастерье-семья,дом,внешний вид, характер,события,моё отношение к герою и т.д.

Защита проекта.

3. Обобщение.

1).Что вы извлекли для себя нового и интересного из сегодняшнего урока?

2). Как вы думаете, есть ли и в наши дни Мастера и Подмастерья?

3). Чему учат произведения Зайнаб Биишевой?

4.Оценивание.

5. Домашнее задание:написать мини сочинение «Как стать настоящим мастером».

© 2010-2022