• Преподавателю
  • Другое
  • Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваЭтимология слова творчество восходит к индоевропейскому корню *dhebh-, который лежит в основе праславянского слова *doba, означавшего «благоприятное, подходящее время», откуда знакомые нам слова «добро», «удобный», «надобность», «подобный», «(не) подобающий», «доблесть», «снадобье», «сдоба». В армянском языке корень *dhebh опознан в слове *darbin - «кузнец», в немецком - в существительном *faber - «ремесленник». Производные от этих слов в армянском и латыни означают «творец», а в славянских и балтийских языках - «результат творчества»: «прилаженный, (хорошо) подготовленный, пригодный, хороший».

Сегодня для обозначения творческих способностей человека повсеместно используется термин «креативность». Чаще всего среди критериев креативности выделяют такие качества личности как:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

  • гибкость - данный параметр позволяет отличать учащихся, которые проявляют гибкость и оригинальность в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет «косность» в их решении и демонстрирует ложную оригинальность;

  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению; умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое;

  • удовлетворённость - итог проявления креативности.

Для занятий по игольному «солнечному» кружеву наиболее подходит одно из самых распространенных определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.

«Творчество - это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось».

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Трудно назвать процесс деятельности, который имеет жесткий алгоритм, творчеством. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Однако допускается, что любой неалгоритмизированный процесс с неизбежностью приводит к созданию оригинального, не существовавшего ранее продукта.

Занятия по игольному «солнечному» кружеву можно разделить на две части: первая построена на алгоритме выполнения классических приёмов, а вторая - полностью творческий процесс с выполнением индивидуальных работ на основе полученных знаний. Ведь новым может быть и необычное сочетание уже известных частей. Существует и другой путь создания нового: существенно усовершенствовать старое, да так, что оно изменится до неузнаваемости. Именно этот вариант новаторства присутствует на занятиях по данному виду кружева. Свои работы студенты выполняют не в строгих рамках классических приёмов плетения, а используют их лишь как базу для создания своей творческой работы. Выполняя изделия «по мотивам», значительно интереснее создавать креативные вещи.

Продукты художественного творчества (итоговые изделия студентов по игольному «солнечному» кружеву) не имеют непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляются с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев творчества и оценок таланта.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество - это создание нового в разных планах и масштабах.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно характеризуется как высшая форма деятельности личности, требует длительной подготовки, мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт, уверенности в себе, стремления к изобретениям и экспериментам, готовность к риску и высокой работоспособности. Так же, творчеству присуще особое, игривое отношение к действительности, способность к отрицанию, ироническое преодоление устоявшихся норм, правил.

Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Далеко не всякая личность обладает качествами, которые позволили бы ей не только творить новое, но и отстоять результаты этого творения. Поэтому приходится согласиться с мнением: «Что не всякий способен на творчество».

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

В творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. Сознательное начало обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль студента, помогает самокритично проанализировать и оценить свое произведение и сделать выводы, способствующие дальнейшему творческому росту.

Творческий процесс осуществляется в мозгу индивидуума и в силу этого он уникален.

В основе творческого компонента лежит воображение. Воображение - это способность человека к созданию новых, не существовавших ранее образов. Отражение действительности в этом случае происходит в новых, непривычных сочетаниях.

Творческий процесс не мыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Творчество неоднородно. Существуют этапы творческой деятельности:

  1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).

Этот этап реализуется в первом семестре, при практическом изучении процесса изготовления «солнечного» кружева.

  1. Сосредоточение усилий и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

После выполнения итоговых образцов, в которых показываются все приёмы плетения в данном кружеве, студенты начинают выполнять черновые поисковые эскизы к творческой работе, «ищут» именно тот самый вариант, который будет не только максимально креативен, но и наиболее близок их духу и возможностям.

  1. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).

Данный этап выполняется за счёт перерывов между занятиями в расписании.

  1. Озарение или инсайд (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов, то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок)

  2. Проверка и доработка замысла, его воплощение.

Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

На любых занятиях нужно учитывать как вариативность творческих процессов (в зависимости от области, в которой осуществляется работа), так и индивидуальные различия. Фактически, процедура поиска идеи оказывается абсолютно неэффективной в тех случаях, когда студент, в совершенстве владеющий определенными навыками, не знает, как их применить в изделии, требующем творческого подхода. В этом случае помощь преподавателя студенту просто необходима. Медленно, шаг за шагом, находя в большом количестве поисковых эскизов какие-либо интересные элементы, обращая на них внимание студента, помогая либо что-то объединить, либо убрать, либо доработать, преподаватель направляет мысль студента «в нужное русло» и помогает поверить ему в свои творческие силы. Для развития креативности, студенту необходимы такие качества, которые открывают в нём созидателя.

Творческий процесс связан со способностью человека, на основе полученных знаний, создавать новый вопрос или проблему (специальную, ранее не имевшую места, функциональную систему), при этом формируется предполагаемый результат. Во время процесса творчества, студентом восстанавливаются все приобретенные ранее знания, отделяется понятное от непонятного и примеряется весь полученный объём к возможным результатам действий, которые проверяются практической деятельностью.

Вариант творческого процесса от возникновения идеи до её полного воплощения в материале, можно проследить на одном из примеров создания студентом итогового творческого изделия на занятиях по игольному «солнечному» кружеву.

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

  1. Этап выполнения черновых поисковых эскизов к творческой работе уже закончен, найден вариант, который студент посчитал самым подходящим для реализации в материале. На эскизе уже определены основные пропорции, а также общие детали изделия.

Данного эскиза вполне достаточно, чтобы приступить к выполнению итоговой работы.Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства



  1. Шаблоны изготавливаются в натуральную величину и позволяют произвести необходимую корректировку пропорций или деталей, а также определить примерный расход материалов, необходимых для выполнения изделия.


3. Для выполнения кружевных розеток (по технологии) вырезаются картонные заготовки разного диаметра, т.к. крона дерева в итоге будет состоять из нескольких ярусов (от большего диаметра кружевной розетки к меньшему).Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

4. Соблюдая основные классические приёмы кружевоплетения, выполняются кружевные мотивы запланированных диаметров с использованием дополнительного материала (бисер), который является основным «наполнителем» узора, а также добавляет декоративности изделию. Каждый кружевной мотив студентом придумывается отдельно, поэтому аналогичных повторов в других изделиях нет. Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

5. На данном этапе, изначально задуманная по эскизу крона готова в материале, но, после примерной сборки всех деталей (в шаблоне), ей явно необходима доработка.

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

  1. Креативная идея возникла почти сразу - с помощью дополнительных элементов из ниток будут расставлены акценты, которые подчеркнут красоту кружева и добавят кроне сходства с деревом.

Последние корректировки вносятся после выполнения и примерки шаблонов для дополнительных элементов.Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

7. На твёрдую поверхность максимально хаотично наматываются нитки разных оттенков и хорошо промазываются прозрачным клеем ПВА-м. После высыхания, получившееся полотно срезается, по шаблонам вырезаются необходимые элементы и крепятся к изделию с изнаночной стороны. Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

8. При использовании бисера в кружевоплетении, края розеток приобретают объём, а середина остаётся незаполненной и, чтобы избежать проваливания середины внутрь, между ярусами кружевных розеток прокладывается картон, раскрашенный в цвет кроны.Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства



9. Крона закончена. Приступаем к выполнению «земли». Весь процесс плетения кружева повторяется, с той лишь разницей, что основа для кружева имеет срезанную, полукруглую форму (такой приём не применяется в классическом игольном «солнечном» кружеве). Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

10. Все приёмы плетения кружева и их последовательность осуществляются по классической схеме: каркас, основа, паучок, узорные круги… Воздушные петли и их элементы, выполняются с использованием бисера (такой приём не применяется в классическом игольном «солнечном» кружеве).Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Цветовые оттенки бисера, которые подобраны в соответствии с творческим замыслом, сочетаясь с фактурой, создают эффект необыкновенно сложной работы, которую невозможно повторить.

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства


11. На следующем этапе последовательности выполнения творческого эскиза в материале, по шаблону вырезается ствол дерева и красится.

Высохшая заготовка для ствола зарабатывается фактурой (фактурный объём получается от разницы соединения изначальной поверхности и ниток «ирис»).

12. Каркасом для изделия служит рама, выполненная по размеру на заказ.Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Во внутренние выемки набиваются гвозди, на них, в хаотичном порядке, крепятся нитки разного цвета (они служат фоном переднего плана). Для фона второго плана использована флористическая сетка, она приклеивается к раме с изнаночной стороны. Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Готовые детали соединяются в единую композицию.

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства









Конечно, для восприятия декоративное дерево значительно отличается от привычного живописного или выполненного в графике варианта, но в стилизации знакомых объектов заложено огромное количество возможностей для развития творческого потенциала.

Дерево всегда было благодатной почвой для «чего угодно», начиная от сказок, легенд, поверий (чего стоит только «Древо Жизни» существующее в мировидении многих народов) и простого согревающего костра, от рисунка древесным угольком и бумаги, до поражающего своей красотой терема или церкви… Дерево вдохновляет, лечит, направляет, оберегает, созидает… и подобных достоинств много.

Тема дерева присутствует и на других, развивающих у студентов творчество, занятиях. Например, на практике для получения первичных профессиональных навыков (ПППН - 1 курс), первую свою стилизацию студенты выполняют именно с деревом.

В течение семестра разрабатывается эскиз в карандаше (плюс два варианта в цвете (в тёплой и холодной гамме)) с учётом материала изготовления, т.к. придуманный вариант будет реализован на занятиях лепкой (2 курс - керамопласт).

Для студентов, привыкших, до поступления в колледж, в основном, срисовывать, такое задание, на первых этапах, заставляет мобилизовать все имеющиеся творческие возможности.

Чтобы помочь студентам выполнить основное задание семестра, на первых занятиях проводятся учебные упражнения, которые на начальном этапе способствуют формированию необходимых навыков и накоплению знаний.

Второй этап - сосредоточение усилий (выполнение поисковых эскизов), это серьёзная проверка на креативность. Здесь задача преподавателя помочь организовать студенту свой процесс творческого поиска, обратить его внимание на индивидуальные достоинства каждого эскиза и направить мысль «по нужному курсу». Не у всех получается сразу и правильно: кто-то, быстро преодолев второй, основательно застревает на четвёртом или пятом этапе, кто-то очень долго не может осилить второй этап, но создав основную идею, дорабатывает её без видимых усилий… Скорость работы у всех студентов индивидуальная, но основные этапы творческого процесса всегда прослеживаются.

В результате, когда весь объём занятий закончен, на общем просмотре (в конце семестра) однокурсники и студенты старших курсов могут дать неофициальную оценку креативности идеи для стилизации всем выставленным работам.

Итоговые эскизы стилизованного дерева представлены ниже в чёрно - белом варианте и двумя цветовыми версиями.

Работы в материале (керамопласт) могут отличаться от первоначального эскиза, это объясняется изменившимся ко второму курсу объёмом знаний и желанием студента сделать свою работу лучше и интереснее, но основная идея всегда сохраняется.Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства




Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства









Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства









Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства







Добавлю несколько эскизов, ещё не выполненных в материале, но, имеющих хорошее начало быть в итоге заметнее других работ.

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства

Методические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусстваМетодические материалы по ДПИ и НП на тему: Творчество на уроках декоративно-прикладного искусства





© 2010-2022