Статья Эффективное общение в сестринском деле

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективное общение в сестринском деле.

Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом. Существуют три уровня общения:

- внутриличностные (в границах одного человека)

- межличностные (между двумя и более людьми)

- общественные (между большими группами)

Функции общения:

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ

Получение и сообщение необходимой информации. Медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и другое.

2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная)

Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих.

3. РЕГУЛЯТИВНАЯ.

В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение

пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми.

В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.

Например, медсестры в отделениях реанимации зачастую работают в условиях хронического стресса.

Выделяют ДВА ТИПА ОБЩЕНИЯ:

I. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ) - наиболее распространенное средство выражения мыслей между людьми.

Беседа с пациентом целая наука и настоящее искусство. Овладеть им в совершенстве невозможно без высокой культуры профессиональной речи. Необходимо не только иметь глубокие знания по специальности, но и хорошо владеть литературным языком, уметь грамотно излагать свои мысли. Диалог с пациентом следует вести так, чтобы все сказанное воспринималось легко и однозначно, чтобы разъяснения и ответы на вопросы были правильно сформулированы и убедительны. Избегайте языковых стандартов, всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности.

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

Бессловесный тип общения представляет более достоверное выражение чувств, так как межличностный контакт происходить на подсознательном уровне. Вспомните общение матери и младенца - они прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери не осмысливается ребенком.

К ЭТОМУ ТИПУ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ :

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА-

Внешний вид и поведение отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, в частности, степень его заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Еще Гиппократ указывал, что "следует содержать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных". Яркая губная помада, ультрамодная прическа, унизанные кольцами руки, высокие каблуки - все это напоминает тяжелому больному радости, которых одновременно или навсегда лишился. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, ощущение своей ущербности, недовольство медсестрой. Страдание усугубляется.

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова иллюстрирует следующий пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:

"В октябре 1983г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой! И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной!.

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Соблюдай дистанцию "психологического комфорта". Обычно выделяют четыре психологических расстояния:

- интимное - 40 см,

- личное - 40 см - 2 м,

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м

Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя "вламываться" в его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для этого, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны впустить друг друга в свою личную зону. Если больной подвигается к Вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна Ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, "не нависайтеV над ним, лучше присядьте рядом с кроватью. Полезно расположиться так, чтобы Ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровении с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченности]

Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту.

Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ИЛИ ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБЩЕНИЯ.

- тишина

- конфиденциальность

- адекватное освещение, отопление и вентиляция

- удобная поза

ПОМИМО ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ (вербального и невербального)

существует еще и внутренняя, скрытая сторона общения - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА. Эти закономерности определяет:

- степень знакомства

- предшествующая информация об этом человеке

- личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских работников

- эмоциональный фон

Важную роль играет "эффект ареола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно длительное время.

В процессе общения очень важней СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ, Различают 5 стилей общения:

1) давления (авторитетный)

2) уступки

3) компромисса

4) сотрудничества

5) избегания

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:

A) деловой (достижение целей и задач каждого в общении),

B) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) «терапевтическое» эффективное

2) «нетерапевтическое», неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.

Пример терапевтического общения:

"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет.

Как снять боль у малыша?

Можно применить местную анастезию раствором новокаина, можно дать обезболивающие средства - анальгин или морфий, можно, наконец, предложить наркоз, однако мать ребенка просто берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как нив чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов). Уместно снова вспомнить слова М.Я.мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".

ЗАПОМНИТЕ!

ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОВШОШЕНИЕ

К ЛЮДЯМ.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

I) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

3) КОНТАКТ ГЛАЗ

«НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ» СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ :

1. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.

2. КОНСТАТИРОВАННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

НАПРИМЕР; НА ПРИЕМЕ ПРИШЕЛ ПАЦИЕНТ, У КОТОРОГО ДИАГНОЗ - "чесотка" был, что называется, "написан" на руках и на лице. Врач повернулся к медсестре и произнес одно-единственное слово: "Вилькинсон". Это означало, что больному следует прописать специальное лекарственное средство для лечения чесотки - мазь Вилькинсона. Медсестра выписала рецепт и молча, протянула его больному, тот взял бумажку, вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу.

3. БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля", т. д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.

4. НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ.

Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.

5. СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.

6. ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.

7. МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.

Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что ВАС БОГ наказывает ".

8. КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.

Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким гемоглобином!"


© 2010-2022