Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

Участники проекта: учащиеся 9 класса коррекционной школы-интерната. Цель нашего проекта: формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ). Данный проект призван приобщить детей к культуре и народным традициям молдавского народа, который проживает на территории России. Подобные творческие проекты направлены на формирование толерантного поведения детей с ОВЗ
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ «Золинская специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»


Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА:

«Традиции и обычаи молдавского народа»


Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа


Руководитель проекта:

воспитатель Климова Е.Б.



с. Золино

2015 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Творческий проект «Традиции и обычаи молдавского народа»

Микротема проекта

«Формирование коммуникативных компетенций через организацию проектной деятельности детей с ОВЗ»

Авторы проекта

Климова Елена Борисовна - воспитатель V группы

Мороз Светлана Алексеевна - воспитатель V группы

Целевая аудитория

учащиеся 5 - 9 классов

Участники проекта

учащиеся 9 класса

Межпредметная связь

Чтение, рисование, музыка, история, труд

Тип проекта

общешкольный

Продолжительность проекта

Краткосрочный, 1 месяц

Цель

формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ)

Задачи

Обучающие:

  • способствовать обогащению словарного запаса

  • совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия: потребность в коммуникации, умения вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;

  • развитие навыков поисково-исследовательской деятельности;

  • развитие творческих способностей,

  • коррекция общей и мелкой моторики;

  • коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления);

Воспитательные:

  • воспитание желания познавать культуру своего народа через знакомство с традициями и обычаями молдавского народа;

Практические:

  • Подбор материала и подготовка сценария «Традиции и обычаи молдавского народа»

  • Выбор и подготовка инсценировки молдавской сказки

  • Изготовление цветов-мэрцишоров, изготовление национального женского костюма, подбор и изготовление костюмов для героев сказки

  • Написание докладов

  • Чтение молдавских народных сказок, поговорок, пословиц

  • Разучивание национальных игр

  • Подбор танца и музыки для презентации

Вопросы проекта

Общие и отличительные сюжетные линии русских народных и молдавских народных сказок

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, литература, материалы для изготовления атрибутов для проекта

Ожидаемый результат

  • узнают о традициях молдавского народа;

  • разучат музыкально-фольклорный материал;

  • расширят знания работы с поисковой системой Google;

  • закрепят навык работы с художественной и научной литературой;

  • овладеют техникой работы из бумаги, ткани, ниток, проволоки

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей, качества, результата

АКТУАЛЬНОСТЬ

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Педагогам принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В нашей повседневной жизни дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой и наша задача создать условия для правильного воспитания гражданина, патриота своей Родины.

И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к родной культуре к её истокам, обычаям, традициям и в это же время воспитывать уважение к культуре других народов. В Законе РФ «Об образовании», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. В документе о стратегии развития воспитания до 2025 года стратегические ориентиры воспитания сформулированы президентом Владимиром Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что дети с ОВЗ с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, нашим воспитанникам требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.

Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе является приоритетной. Создавая проекты, на которых воспитанники знакомятся с культурой, традициями, обычаями народов, которые живут на территории нашего многонационального государства, воспитываем гражданина, чья подлинная любовь к Родине не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и относится к ней с терпимостью и уважением.

Данный проект призван приобщить детей к культуре и народным традициям молдавского народа, который проживает на территории России. Подобные творческие проекты направлены на формирование толерантного поведения детей с ОВЗ.


ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА




Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Сроки


I этап

(подготовительный)

1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и содержание проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1.Вхождение в проблему;

2.Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

17.10.15


II этап

(основной)

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

( формирует творческие группы)

6. Организует деятельность детей. Закрепление навыка работы с поисковой системой Google

7. Разучивает с учащимися музыкальные номера.

8. Оказывает практическую помощь по разучиванию текста сказки, стихотворения, презентации.

9.Изготовлению костюмов, цветов-мэрцишоров, написанию докладов.

*Направляет и контролирует осуществление проекта.

4.Дополнение задач проекта;

5.Объединение воспитанников в рабочие группу;

6. Написание мини - докладов.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

8.Разучивание текста сказки, стихотворения, презентации;

9. Изготовливать костюмы, цветы-мэрцишоры

17.10-17.10


18.10-22.10

22.10-01.11


06.11-11.11


11.11-16.11




III этап

(итоговый)

10.Защита проекта «Традиции и обычаи молдавского народа»

10. Представляют зрителям продукт деятельности.

17.11.15



СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА





Содержание деятельности воспитанников


Функции воспитателя

Задачи

Полученные знания, умения и навыки

*Приветствие (в нац. костюмах):

Смирнова Е.

*Работа над ролями

Чтение мини-докладов:

Смирнова К. - ведущая презентации

Крайнова Е.

Кулагин А.

Чтение стихотворения:

Новиков Д.

*Разучивание сказки по ролям:

Анисимова В.

Кичкин С.

Котельникова Т.

Семёнов А.

Хмелёв В.

Организация репетиций, подбор музыки, костюмов

Развивать творческие способности, обогащать словарный запас, развивать правильную дикцию и интонационную сторону речи, развивать слуховое восприятие и координацию движений, учить доводить начатое дело до конца, развивать навыки сотрудничества

Знания, умения и навыки владения дикцией, выразительными средствами, коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией
















Практикум «Изготовление цветов-мэрцишоров»



Содержание деятельности воспитанников




Функции воспитателя



Задачи



Полученные знания, умения и навыки

*Формирование идеи, замысла, образца при изготовлении цветов-мэрцишоров





*Прохождение инструктажа по ТБ при работе с иглой, ножницами



*Изготовление цветов-мэрцишоров под руководством воспитателя воспитанниками:

Анисимовой В.

Смирновой Е.

Кулагиным А.

Котельниковой Т.








Показ нескольких образцов



Проведение инструктажей по ТБ при работе с иглой, ножницами

Познакомить с традициями и символикой.

Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, формировать отработку навыков и умений при работе с тканью при решении творческих задач на вариацию и импровизацию.

Воспитать любовь к национальному искусству, трудолюбие, терпение и аккуратность; способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.


Практические умения по работе с бумагой и скручиванию, перемотке, ткани.



Соблюдения правил ТБ при работе с иглой, ножницами



Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд

и чувствует потребность прилагать собственные усилия.




ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Воспитатель: Россия - такое гордое название имеет наша страна. Родина наша многонациональна. На территории России проживают более 180 национальностей. Больше всего по численности русских - около 81%. Но есть национальности не очень многочисленные, которые проживают в нашей стране, имеют свои традиции и обряды. Мы сегодня хотим познакомить наших гостей с молдавскими традициями и обычаями.

Показ сладов сопровождается народной молдавской музыкой исполнителя URMULI.

1 слайд Ведущая (Катя С.): - Бунэ деминяца! Я здороваюсь с Вами на молдавском языке. По-русски это звучит: - Добрый день!

2 слайд (Катя С.) Молдавские традиции и обычаи

Дойны и колинды - народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов - свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы - жок, молдовеняска, хора - известны всем.

Показ национального танца «Жок»

3 слайд

Доклад Елены К. «Праздник Мэрцишор»

Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку - подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.

Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения - мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Мэрцишоры носят целый месяц. В конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.

4 слайд. Фото группы с цветами -мэрцишорами.

Доклад Кулагина А.

Эти цветы-мэрцишоры мы сделали для Вас. Очень хочется подарить частичку этой красивой традиции, чтоб в сердцах царили добро и радость.

5 слайд. Национальный орнамент

Традиционная мужская одежда: белая рубаха, белые штаны, тёмный жилет или меховая безрукавка; женская - из белой с орнаментом рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский-полотенцеобразный убор, платок.

6 слайд (Катя С.) Молдавские имена похожи на наши. Послушайте, как они звучат. Мужские имена: Александру/Санду (Александр), Валериу (Валерий), Василе (Василий), Генадие (Геннадий) , Думитру (Дмитрий) , Ион/Ионел (Иван), Михай (Михаил) , Петру (Пётр), Штефан (Стефан)

Женские имена: Иляна/Ленуца (Елена), Кателуца (Екатерина), Феличия (удача), Родика (плодородная)

7 слайд (Сергей К.) Самое важное блюда этой страны - мамалыга! Эта каша готовится оно из кукурузы, точнее говоря из кукурузной муки.

8 слайд (Андрей С.) Чорба - традиционный молдавский суп, готовится с большим числом различных овощей, получается наваристый и сытный суп.

9 слайд Плацинда, и вертута - и то, и другое готовятся из вытяжного теста с разнообразными начинками: с творогом, брынзой, орехами, фруктами, картошкой, с луком и яйцом.

Выступление Димы Новикова

Дружба народов

Екатерина Капель

Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.

Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!


Воспитатель: а сейчас приглашаем к просмотру молдавской народной сказки. Приятного просмотра!




КТО ЖДЁТ, ЧТОБ ВИШНИ ПАДАЛИ В РОТ, ТОТ ДО ДОБРА НЕ ДОЙДЁТ

Действующие лица:

ЛЕНТЯЙ ИОНЕЛ

Андрей Семёнов

Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

ЛЫСЫЙ ВОЛК

Сергей Кичкин

Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

ВИНОГРАДНЫЙ КУСТ

Валентин Хмелёв

Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

РЫБА

Вера Анисимова

Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

ВОЛШЕБНИЦА МАРИЙКА

Татьяна Котельникова

Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа

ВЕДУЩИЙ: Жил как-то ленивый человек, звали его Ионел. Он был такой ленивый, что даже покрылся плесенью. Ждал, чтобы вишни сами ему лезли в рот, а потом чтобы кто-нибудь их разжевал. А когда нападает на человека лень, бедность ему на шею садится. Когда он дошел, что называется, до ручки, что надумал лентяй? Пойду-ка, решил он, к Доброй Волшебнице Марийке, пусть даст мне другую долю; чтобы я не работал больше, а были бы только праздники и один лишь рабочий день, и в тот день чтоб была свадьба.

Взял Ионел котомку на палку и пошел искать счастья. Шел сколько, шел и, проходя через лес, встретил волка - худого и лысого, хуже некуда.

ВОЛК- Куда держишь путь, добрый человек?

ИОНЕЛ- К Доброй Волшебнице Марийке за долей иду, пусть скажет, как мне счастливо жить на свете.

ВОЛК -Раз уж ты к Доброй волшебнице идешь, спроси ее, как мне быть, что сделать, чтобы волосы у меня отросли, а то сроду на мне волос не было.

ИОНЕЛ - Ладно, волк, я спрошу!

Пошел Ионел-лентяй дальше, видит виноградный куст с увядшими желтыми листьями.

виноградный куст - Ты куда, добрый человек?

ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.

виноградный куст - А зачем?

ИОНЕЛ - Просить другой доли, счастливой, чтобы мне не работать больше, чтобы жить, как бояре живут, не заботясь о завтрашнем дне.

виноградный куст - Раз уж ты к Доброй Волшебнице идешь, спроси у нее, как мне быть, что делать, чтобы выросли у меня новые листья.

ИОНЕЛ - Спрошу, почему не опросить, - сказал лентяй и отправился дальше. Приходит Ионел к реке. И вот из воды выходит большущая рыба с огромным зобом. Сделала рыба путнику знак.

рыба - Подайся поближе, добрый человек. - Куда путь держишь?

ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.

рыба - Зачем?

ИОНЕЛ - За счастьем своим, узнать, как дальше мне жить.

рыба - Если будешь у Доброй Волшебницы, спроси, как мне быть с моим зобом, а то он с каждым днем пухнет.

ИОНЕЛ - Хорошо, спрошу.

Идет Ионел-лентяй дальше и видит в лесной прогалине источник, а у источника красавицу девушку в белом платье, с венком из цветов на голове.

Марийка- Кто ты, добрый человек?

ИОНЕЛ - Я бедный странник.

- А куда идешь?

ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.

Марийка - Долго ли шел, пока меня встретил?

ИОНЕЛ - Долго.

Марийка - И кого ты в пути видел?

ИОНЕЛ - Лысого волка видел, вот кого!

Марийка - И что тебе волк оказал?

ИОНЕЛ - Когда он узнал, куда иду, попросил разузнать, как ему быть, что делать, чтобы волосы отрастить.

Марийка - Скажи ему, пусть он сожрет сердце бездельника и лентяя, и тогда у него волосы отрастут. И кого ты еще видел?

ИОНЕЛ - Виноградный кует с увядшими листьями. Просил он меня узнать, как ему быть, что сделать, чтобы выросли новые листья и чтоб больше они не сохли.

Марийка - Передай ему, что у его корней закопали когда-то, давным-давно, кувшин с золотыми, и если найдется кто-нибудь, кто выкопает и уберет кувшин от его корней, то вырастут новые листья и куст покроется гроздьями. А еще кого видел?

ИОНЕЛ - Рыбу большую с распухшим зобом. Просила меня узнать, как ей быть, что делать, чтоб избавиться от болезни.

Марийка - Зоб у нее набит драгоценными каменьями. Если найдется кто-нибудь, кто зоб разрежет и вытащит камни, полегчает ей.

ИОНЕЛ - Я ей скажу.

Марийка - А теперь отправляйся обратно.

ИОНЕЛ - Как это обратно? Я же сюда за счастьем пришел.

Марийка - Ступай обратно по тому же пути, по которому прибыл, и встретит тебя твое счастье в пути. Если есть у тебя голова на плечах, заживешь счастливо, а нет - пеняй на самого себя.

Пошел Ионел-лентяй обратно. Идет, идет и пришел к рыбе. Опрашивает его рыба:

рыба - Ну, что сказала тебе Марийка-волшебница?

ИОНЕЛ - Сказала, что зоб твой набит драгоценными каменьями и что если найдется кто-нибудь, кто зоб твой разрежет и вытащит эти камни, избавившись от беды.

рыба - Окажи, Ионел, услугу, разрежь мне зоб, вытащи драгоценные камни и возьми себе их в награду.

ИОНЕЛ - Нет, я пойду, меня в пути счастье ждет, и всего у меня будет вдоволь и без тебя.

Пошел он дальше. Идет, идет, и вот уже виноградный куст веткой ему машет, чтобы остановился.

виноградный куст - Ну, как, Ионел, побывал у Волшебницы?

ИОНЕЛ - Побывал!

виноградный куст - И что она оказала?

ИОНЕЛ - А вот что. У корней твоих закопан кувшин с золотыми, он мешает корням твоим разрастись, оттого ты и чахнешь.

виноградный куст - Если так, будь добр, выкопай кувшин с золотыми и возьми все себе. И мне услугу окажешь, и сам не будешь внакладе.

ИОНЕЛ - Нет, зачем мне землю рыть, уставать, лучше пойду, меня в пути счастье ожидает, и всего будет у меня вдоволь и без тебя. Пошел он дальше. И вот уже встречается ему снова волк.

ВОЛК - Ну как, видел Марийку-волшебницу?

ИОНЕЛ - Видел.

ВОЛК - И что она сказала? Как мне волосы отрастить?

ИОНЕЛ - Сказала, что должен ты для этого сожрать сердце бездельника и лентяя.

ВОЛК - А еще что ты видел, что слышал? Где побывал?

ИОНЕЛ - Многое видел. Видел увядший куст виноградный. У его корней кувшин с золотыми закопан, мешает ему расти. Просил он меня выкопать деньги и взять их себе, а мне они ни к чему. Все равно меня счастье в пути ожидает, и будет у меня всего вдоволь.

ВОЛК - И еще кого видел?

ИОНЕЛ - Видел большущую рыбину с раздутым зобом, полным драгоценных камней. Просила меня рыба разрезать ей зоб, выгнуть те камни и тем ее от беды избавить. Но я торопился и дальше пошел.

Подумал, подумал волк. Кого лень обуяла, решил он, ума у того мало.

ВОЛК - Ленивей тебя и глупей никого не знаю, - сказал он. - Не потрудился выкопать кувшин с золотыми, не стал резать рыбий зоб, чтобы вытащить драгоценности. А ведь мог с этим богатством до самой смерти жить-поживать, не зная забот.

ВЕДУЩИЙ Кинулся волк на Ионела-лентяя и сожрал его без остатка.

С той поры говорят (все участники хором):

КТО ЖДЕТ, ЧТОБЫ ВИШНИ ПАДАЛИ В РОТ, - ДО ДОБРА НЕ ДОЙДЕТ.



Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000

  2. Анцупов И.А. Русское население Бесарабии и левобережного Поднестровья в конце XVIII - XIX вв. Кишинев 1997

  3. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях . М.: Народное образование, 2002

  4. Берг Л.С. Бессарабия (страна, люди, хозяйство)

  5. Вахонина А.М., Поленова В.А., Ушкалова Л.П. Мы - русские. Воронеж .2002

  6. Вне России. Сборник статей. Кишинев, 1997

  7. Волшебное кольцо. Народные русские сказки. Минск. 1994

  8. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Ростов-на-Дону, 2006.

  9. Истоки. Литература Древней Руси в школе. Воронеж. 2001

  10. История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. Кишинев.

  11. Кантемир Дмитрий. Описание Молдавии, К., 1973

  12. Крутоус В.П. Родословная красоты. М., 1988

  13. Крутоус В.П. Путь к прекрасному. М., 1989

  14. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. Советы, игры, обряды. М. 2001

  15. Лукьянец О.С. Коллективные представления народов Молдавии друг о друге (первая половина XX века) // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. Москва:ЦИМО, 1999

  16. Любимов Л.Н. Культура Киевской Руси, М., 1978

  17. Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. В сб. Русский фольклор. М. 2001

  18. Мохов Н.А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей, К., 1961

  19. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. М. 1991

  20. Пашков Б.Г. История России XX век. М. 2002

  21. Пушкина С.И. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен, праздников. М. 2001

  22. Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М. 1973

  23. Русская народная поэзия. Л. 1984

  24. Русские. Серия "Народы и культуры". Под ред. Ю.В. Симченко и В.А. Тишкова. Москва: Наука 2003

  25. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М. 1992 г.

  26. Русский язык в Республике Молдова: реалии и перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции, 23 декабря 2006//Сборник тезисов и докладов, Кишинэу, 2007

  27. Рябцев Ю.С. История русской культуры. В двух томах. М. 2001

  28. Старообрядцев Молдовы живое слово. Кишинев,2003

  29. stihi.ru/2003/12/15-1032


© 2010-2022