- Преподавателю
- Другое
- Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа
Портфолио проекта Традиции и обычаи молдавского народа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | КЛИМОВА Е.Б. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГКОУ «Золинская специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА:
«Традиции и обычаи молдавского народа»
Руководитель проекта:
воспитатель Климова Е.Б.
с. Золино
2015 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Творческий проект «Традиции и обычаи молдавского народа»
Микротема проекта
«Формирование коммуникативных компетенций через организацию проектной деятельности детей с ОВЗ»
Авторы проекта
Климова Елена Борисовна - воспитатель V группы
Мороз Светлана Алексеевна - воспитатель V группы
Целевая аудитория
учащиеся 5 - 9 классов
Участники проекта
учащиеся 9 класса
Межпредметная связь
Чтение, рисование, музыка, история, труд
Тип проекта
общешкольный
Продолжительность проекта
Краткосрочный, 1 месяц
Цель
формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ)
Задачи
Обучающие:
-
способствовать обогащению словарного запаса
-
совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия: потребность в коммуникации, умения вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Коррекционно-развивающие:
-
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
-
развитие навыков поисково-исследовательской деятельности;
-
развитие творческих способностей,
-
коррекция общей и мелкой моторики;
-
коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления);
Воспитательные:
-
воспитание желания познавать культуру своего народа через знакомство с традициями и обычаями молдавского народа;
Практические:
-
Подбор материала и подготовка сценария «Традиции и обычаи молдавского народа»
-
Выбор и подготовка инсценировки молдавской сказки
-
Изготовление цветов-мэрцишоров, изготовление национального женского костюма, подбор и изготовление костюмов для героев сказки
-
Написание докладов
-
Чтение молдавских народных сказок, поговорок, пословиц
-
Разучивание национальных игр
-
Подбор танца и музыки для презентации
Вопросы проекта
Общие и отличительные сюжетные линии русских народных и молдавских народных сказок
Необходимое оборудование
Компьютер, проектор, литература, материалы для изготовления атрибутов для проекта
Ожидаемый результат
-
узнают о традициях молдавского народа;
-
разучат музыкально-фольклорный материал;
-
расширят знания работы с поисковой системой Google;
-
закрепят навык работы с художественной и научной литературой;
-
овладеют техникой работы из бумаги, ткани, ниток, проволоки
Рефлексия деятельности
Оценивание степени достижения поставленных целей, качества, результата
АКТУАЛЬНОСТЬ
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Педагогам принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В нашей повседневной жизни дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой и наша задача создать условия для правильного воспитания гражданина, патриота своей Родины.
И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к родной культуре к её истокам, обычаям, традициям и в это же время воспитывать уважение к культуре других народов. В Законе РФ «Об образовании», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. В документе о стратегии развития воспитания до 2025 года стратегические ориентиры воспитания сформулированы президентом Владимиром Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что дети с ОВЗ с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, нашим воспитанникам требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.
Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе является приоритетной. Создавая проекты, на которых воспитанники знакомятся с культурой, традициями, обычаями народов, которые живут на территории нашего многонационального государства, воспитываем гражданина, чья подлинная любовь к Родине не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и относится к ней с терпимостью и уважением.
Данный проект призван приобщить детей к культуре и народным традициям молдавского народа, который проживает на территории России. Подобные творческие проекты направлены на формирование толерантного поведения детей с ОВЗ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Сроки
I этап
(подготовительный)
1.Формулирует проблему (цель), (при постановке цели определяется и содержание проекта).
2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3.Формулирует задачу.
1.Вхождение в проблему;
2.Вживание в сюжетную ситуацию;
3.Принятие задачи;
17.10.15
II этап
(основной)
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность.
( формирует творческие группы)
6. Организует деятельность детей. Закрепление навыка работы с поисковой системой Google
7. Разучивает с учащимися музыкальные номера.
8. Оказывает практическую помощь по разучиванию текста сказки, стихотворения, презентации.
9.Изготовлению костюмов, цветов-мэрцишоров, написанию докладов.
*Направляет и контролирует осуществление проекта.
4.Дополнение задач проекта;
5.Объединение воспитанников в рабочие группу;
6. Написание мини - докладов.
7.Формирование специфических знаний, умений, навыков;
8.Разучивание текста сказки, стихотворения, презентации;
9. Изготовливать костюмы, цветы-мэрцишоры
17.10-17.10
18.10-22.10
22.10-01.11
06.11-11.11
11.11-16.11
III этап
(итоговый)
10.Защита проекта «Традиции и обычаи молдавского народа»
10. Представляют зрителям продукт деятельности.
17.11.15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
-
Содержание деятельности воспитанников
Функции воспитателя
Задачи
Полученные знания, умения и навыки
*Приветствие (в нац. костюмах):
Смирнова Е.
*Работа над ролями
Чтение мини-докладов:
Смирнова К. - ведущая презентации
Крайнова Е.
Кулагин А.
Чтение стихотворения:
Новиков Д.
*Разучивание сказки по ролям:
Анисимова В.
Кичкин С.
Котельникова Т.
Семёнов А.
Хмелёв В.
Организация репетиций, подбор музыки, костюмов
Развивать творческие способности, обогащать словарный запас, развивать правильную дикцию и интонационную сторону речи, развивать слуховое восприятие и координацию движений, учить доводить начатое дело до конца, развивать навыки сотрудничества
Знания, умения и навыки владения дикцией, выразительными средствами, коммуникативные навыки, умение выступать перед аудиторией
-
Практикум «Изготовление цветов-мэрцишоров»
Содержание деятельности воспитанников
Функции воспитателя
Задачи
Полученные знания, умения и навыки
*Формирование идеи, замысла, образца при изготовлении цветов-мэрцишоров
*Прохождение инструктажа по ТБ при работе с иглой, ножницами
*Изготовление цветов-мэрцишоров под руководством воспитателя воспитанниками:
Анисимовой В.
Смирновой Е.
Кулагиным А.
Котельниковой Т.
Показ нескольких образцов
Проведение инструктажей по ТБ при работе с иглой, ножницами
Познакомить с традициями и символикой.
Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, формировать отработку навыков и умений при работе с тканью при решении творческих задач на вариацию и импровизацию.
Воспитать любовь к национальному искусству, трудолюбие, терпение и аккуратность; способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
Практические умения по работе с бумагой и скручиванию, перемотке, ткани.
Соблюдения правил ТБ при работе с иглой, ножницами
Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд
и чувствует потребность прилагать собственные усилия.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Воспитатель: Россия - такое гордое название имеет наша страна. Родина наша многонациональна. На территории России проживают более 180 национальностей. Больше всего по численности русских - около 81%. Но есть национальности не очень многочисленные, которые проживают в нашей стране, имеют свои традиции и обряды. Мы сегодня хотим познакомить наших гостей с молдавскими традициями и обычаями.
Показ сладов сопровождается народной молдавской музыкой исполнителя URMULI.
1 слайд Ведущая (Катя С.): - Бунэ деминяца! Я здороваюсь с Вами на молдавском языке. По-русски это звучит: - Добрый день!
2 слайд (Катя С.) Молдавские традиции и обычаи
Дойны и колинды - народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов - свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.
Зажигательные молдавские народные танцы - жок, молдовеняска, хора - известны всем.
Показ национального танца «Жок»
3 слайд
Доклад Елены К. «Праздник Мэрцишор»
Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку - подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.
Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения - мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Мэрцишоры носят целый месяц. В конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.
4 слайд. Фото группы с цветами -мэрцишорами.
Доклад Кулагина А.
Эти цветы-мэрцишоры мы сделали для Вас. Очень хочется подарить частичку этой красивой традиции, чтоб в сердцах царили добро и радость.
5 слайд. Национальный орнамент
Традиционная мужская одежда: белая рубаха, белые штаны, тёмный жилет или меховая безрукавка; женская - из белой с орнаментом рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский-полотенцеобразный убор, платок.
6 слайд (Катя С.) Молдавские имена похожи на наши. Послушайте, как они звучат. Мужские имена: Александру/Санду (Александр), Валериу (Валерий), Василе (Василий), Генадие (Геннадий) , Думитру (Дмитрий) , Ион/Ионел (Иван), Михай (Михаил) , Петру (Пётр), Штефан (Стефан)
Женские имена: Иляна/Ленуца (Елена), Кателуца (Екатерина), Феличия (удача), Родика (плодородная)
7 слайд (Сергей К.) Самое важное блюда этой страны - мамалыга! Эта каша готовится оно из кукурузы, точнее говоря из кукурузной муки.
8 слайд (Андрей С.) Чорба - традиционный молдавский суп, готовится с большим числом различных овощей, получается наваристый и сытный суп.
9 слайд Плацинда, и вертута - и то, и другое готовятся из вытяжного теста с разнообразными начинками: с творогом, брынзой, орехами, фруктами, картошкой, с луком и яйцом.
Выступление Димы Новикова
Дружба народов
Екатерина Капель
Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Я призываю всех людей планеты,
Объединиться, стать одной семьёй.
И в жизни главные для каждого ответы,
Найдём, покончив с нравственной войной!
Воспитатель: а сейчас приглашаем к просмотру молдавской народной сказки. Приятного просмотра!
КТО ЖДЁТ, ЧТОБ ВИШНИ ПАДАЛИ В РОТ, ТОТ ДО ДОБРА НЕ ДОЙДЁТ
Действующие лица:
ЛЕНТЯЙ ИОНЕЛ
Андрей Семёнов
ЛЫСЫЙ ВОЛК
Сергей Кичкин
ВИНОГРАДНЫЙ КУСТ
Валентин Хмелёв
РЫБА
Вера Анисимова
ВОЛШЕБНИЦА МАРИЙКА
Татьяна Котельникова
ВЕДУЩИЙ: Жил как-то ленивый человек, звали его Ионел. Он был такой ленивый, что даже покрылся плесенью. Ждал, чтобы вишни сами ему лезли в рот, а потом чтобы кто-нибудь их разжевал. А когда нападает на человека лень, бедность ему на шею садится. Когда он дошел, что называется, до ручки, что надумал лентяй? Пойду-ка, решил он, к Доброй Волшебнице Марийке, пусть даст мне другую долю; чтобы я не работал больше, а были бы только праздники и один лишь рабочий день, и в тот день чтоб была свадьба.
Взял Ионел котомку на палку и пошел искать счастья. Шел сколько, шел и, проходя через лес, встретил волка - худого и лысого, хуже некуда.
ВОЛК- Куда держишь путь, добрый человек?
ИОНЕЛ- К Доброй Волшебнице Марийке за долей иду, пусть скажет, как мне счастливо жить на свете.
ВОЛК -Раз уж ты к Доброй волшебнице идешь, спроси ее, как мне быть, что сделать, чтобы волосы у меня отросли, а то сроду на мне волос не было.
ИОНЕЛ - Ладно, волк, я спрошу!
Пошел Ионел-лентяй дальше, видит виноградный куст с увядшими желтыми листьями.
виноградный куст - Ты куда, добрый человек?
ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.
виноградный куст - А зачем?
ИОНЕЛ - Просить другой доли, счастливой, чтобы мне не работать больше, чтобы жить, как бояре живут, не заботясь о завтрашнем дне.
виноградный куст - Раз уж ты к Доброй Волшебнице идешь, спроси у нее, как мне быть, что делать, чтобы выросли у меня новые листья.
ИОНЕЛ - Спрошу, почему не опросить, - сказал лентяй и отправился дальше. Приходит Ионел к реке. И вот из воды выходит большущая рыба с огромным зобом. Сделала рыба путнику знак.
рыба - Подайся поближе, добрый человек. - Куда путь держишь?
ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.
рыба - Зачем?
ИОНЕЛ - За счастьем своим, узнать, как дальше мне жить.
рыба - Если будешь у Доброй Волшебницы, спроси, как мне быть с моим зобом, а то он с каждым днем пухнет.
ИОНЕЛ - Хорошо, спрошу.
Идет Ионел-лентяй дальше и видит в лесной прогалине источник, а у источника красавицу девушку в белом платье, с венком из цветов на голове.
Марийка- Кто ты, добрый человек?
ИОНЕЛ - Я бедный странник.
- А куда идешь?
ИОНЕЛ - К Доброй Волшебнице Марийке.
Марийка - Долго ли шел, пока меня встретил?
ИОНЕЛ - Долго.
Марийка - И кого ты в пути видел?
ИОНЕЛ - Лысого волка видел, вот кого!
Марийка - И что тебе волк оказал?
ИОНЕЛ - Когда он узнал, куда иду, попросил разузнать, как ему быть, что делать, чтобы волосы отрастить.
Марийка - Скажи ему, пусть он сожрет сердце бездельника и лентяя, и тогда у него волосы отрастут. И кого ты еще видел?
ИОНЕЛ - Виноградный кует с увядшими листьями. Просил он меня узнать, как ему быть, что сделать, чтобы выросли новые листья и чтоб больше они не сохли.
Марийка - Передай ему, что у его корней закопали когда-то, давным-давно, кувшин с золотыми, и если найдется кто-нибудь, кто выкопает и уберет кувшин от его корней, то вырастут новые листья и куст покроется гроздьями. А еще кого видел?
ИОНЕЛ - Рыбу большую с распухшим зобом. Просила меня узнать, как ей быть, что делать, чтоб избавиться от болезни.
Марийка - Зоб у нее набит драгоценными каменьями. Если найдется кто-нибудь, кто зоб разрежет и вытащит камни, полегчает ей.
ИОНЕЛ - Я ей скажу.
Марийка - А теперь отправляйся обратно.
ИОНЕЛ - Как это обратно? Я же сюда за счастьем пришел.
Марийка - Ступай обратно по тому же пути, по которому прибыл, и встретит тебя твое счастье в пути. Если есть у тебя голова на плечах, заживешь счастливо, а нет - пеняй на самого себя.
Пошел Ионел-лентяй обратно. Идет, идет и пришел к рыбе. Опрашивает его рыба:
рыба - Ну, что сказала тебе Марийка-волшебница?
ИОНЕЛ - Сказала, что зоб твой набит драгоценными каменьями и что если найдется кто-нибудь, кто зоб твой разрежет и вытащит эти камни, избавившись от беды.
рыба - Окажи, Ионел, услугу, разрежь мне зоб, вытащи драгоценные камни и возьми себе их в награду.
ИОНЕЛ - Нет, я пойду, меня в пути счастье ждет, и всего у меня будет вдоволь и без тебя.
Пошел он дальше. Идет, идет, и вот уже виноградный куст веткой ему машет, чтобы остановился.
виноградный куст - Ну, как, Ионел, побывал у Волшебницы?
ИОНЕЛ - Побывал!
виноградный куст - И что она оказала?
ИОНЕЛ - А вот что. У корней твоих закопан кувшин с золотыми, он мешает корням твоим разрастись, оттого ты и чахнешь.
виноградный куст - Если так, будь добр, выкопай кувшин с золотыми и возьми все себе. И мне услугу окажешь, и сам не будешь внакладе.
ИОНЕЛ - Нет, зачем мне землю рыть, уставать, лучше пойду, меня в пути счастье ожидает, и всего будет у меня вдоволь и без тебя. Пошел он дальше. И вот уже встречается ему снова волк.
ВОЛК - Ну как, видел Марийку-волшебницу?
ИОНЕЛ - Видел.
ВОЛК - И что она сказала? Как мне волосы отрастить?
ИОНЕЛ - Сказала, что должен ты для этого сожрать сердце бездельника и лентяя.
ВОЛК - А еще что ты видел, что слышал? Где побывал?
ИОНЕЛ - Многое видел. Видел увядший куст виноградный. У его корней кувшин с золотыми закопан, мешает ему расти. Просил он меня выкопать деньги и взять их себе, а мне они ни к чему. Все равно меня счастье в пути ожидает, и будет у меня всего вдоволь.
ВОЛК - И еще кого видел?
ИОНЕЛ - Видел большущую рыбину с раздутым зобом, полным драгоценных камней. Просила меня рыба разрезать ей зоб, выгнуть те камни и тем ее от беды избавить. Но я торопился и дальше пошел.
Подумал, подумал волк. Кого лень обуяла, решил он, ума у того мало.
ВОЛК - Ленивей тебя и глупей никого не знаю, - сказал он. - Не потрудился выкопать кувшин с золотыми, не стал резать рыбий зоб, чтобы вытащить драгоценности. А ведь мог с этим богатством до самой смерти жить-поживать, не зная забот.
ВЕДУЩИЙ Кинулся волк на Ионела-лентяя и сожрал его без остатка.
С той поры говорят (все участники хором):
КТО ЖДЕТ, ЧТОБЫ ВИШНИ ПАДАЛИ В РОТ, - ДО ДОБРА НЕ ДОЙДЕТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000
-
Анцупов И.А. Русское население Бесарабии и левобережного Поднестровья в конце XVIII - XIX вв. Кишинев 1997
-
Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на народных традициях . М.: Народное образование, 2002
-
Берг Л.С. Бессарабия (страна, люди, хозяйство)
-
Вахонина А.М., Поленова В.А., Ушкалова Л.П. Мы - русские. Воронеж .2002
-
Вне России. Сборник статей. Кишинев, 1997
-
Волшебное кольцо. Народные русские сказки. Минск. 1994
-
Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. Ростов-на-Дону, 2006.
-
Истоки. Литература Древней Руси в школе. Воронеж. 2001
-
История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. Кишинев.
-
Кантемир Дмитрий. Описание Молдавии, К., 1973
-
Крутоус В.П. Родословная красоты. М., 1988
-
Крутоус В.П. Путь к прекрасному. М., 1989
-
Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. Советы, игры, обряды. М. 2001
-
Лукьянец О.С. Коллективные представления народов Молдавии друг о друге (первая половина XX века) // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. Москва:ЦИМО, 1999
-
Любимов Л.Н. Культура Киевской Руси, М., 1978
-
Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. В сб. Русский фольклор. М. 2001
-
Мохов Н.А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей, К., 1961
-
Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. М. 1991
-
Пашков Б.Г. История России XX век. М. 2002
-
Пушкина С.И. Мы играем и поём. Инсценировки русских народных игр, песен, праздников. М. 2001
-
Рассказы русских летописей XII-XIV вв. М. 1973
-
Русская народная поэзия. Л. 1984
-
Русские. Серия "Народы и культуры". Под ред. Ю.В. Симченко и В.А. Тишкова. Москва: Наука 2003
-
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М. 1992 г.
-
Русский язык в Республике Молдова: реалии и перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции, 23 декабря 2006//Сборник тезисов и докладов, Кишинэу, 2007
-
Рябцев Ю.С. История русской культуры. В двух томах. М. 2001
-
Старообрядцев Молдовы живое слово. Кишинев,2003
-
stihi.ru/2003/12/15-1032