Методическая разработка лекционного занятия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ КО СПО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Методическая разработка

практического занятия

Тема: «Сестринский процесс -

понятия и термины»


Преподаватели:

Сударикова Н.С.

2015 г.

Учебные цели:

Изучение студентами различных моделей сестринского дела и освоение ими сестринского процесса.

По окончании изучения материала студент должен ЗНАТЬ:

- основные понятия и термины;

- историю вопроса;

- цель сестринского процесса;

- этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого эта­па;

- значение стандартных планов ухода за пациентом;

- структуру примерной учебной сестринской истории болезни;

- модели сестринского дела.

По окончании изучения материала студент должен УМЕТЬ:

- объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.

Воспитательные цели:

  • Профессиональные качества:

- собранность

- организованность

- аккуратность

  • Внимание

  • Ответственность

  • Доброжелательность, тактичность

  • Умение убедить

  • Терпение

  • Добросовестность

  • Клиническое мышление

Хронокарта практического занятия



п/п

Этапы

занятия

Деятельность

Цель

Время,

мин.

Обеспечение

преподавателя

студента

1.

Организационный момент

Приветствует студентов.

Обращает внимание на внешний вид.

Отмечает отсутствующих

Приветствуют препода-

вателя.

Занимают рабочее место.

Слушают преподавателя

Мобилизовать внимание студентов на работу.

5

Журнал

2.

Формулирование темы, её цели. Обоснование темы.

Сообщает тему, цель, план. Предлагает записать тему, план, цели. Отмечает роль данного занятия при изучении темы в будущей практи- ческой деятельности

Студенты записывают в практические тетради дату, тему, план, цели занятия, осмысливают план занятия, ставят перед собой цели.

Создать рабочую обстанов- ку, настроить на целенап-

равленную деятельность. Активизировать внимание, побуждать к самостоятель-

ной учебной деятельности. Формировать познаватель-

ный интерес к занятию.

10

См. модуль

3.

Контроль знаний.

Задаёт вопросы (см. приложение). Слушает ответы студентов. Уточ-

няет ответы, задавая дополнительные вопросы. Ставит вопросы перед группой. Просит студен-

тов проанализировать, дополнить, исправить ответ. Выставляет оценки активным студентам.

Осмысливают вопросы, отвечают, слушают и осмысливают ответы товарищей.

Исправляют и дополняют ответы товарищей.

Определение уровня исходных знаний.

Определение уровня мысли- льной деятельности, опре-

деление уровня клиническо-

го и логического мышления.

15

См. приложение № 1

4.

Вводный инструктаж.

Даёт определение поня- тий и терминов сест- ринского процесса. Значение сестринского процесса для выявления проблем пациента и их решения.

Внимательно слушают и осмысливают сказанное, записывают, запоминают, задают вопросы, если они возникают. Анализируют свои знания.

Вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, побуждать студентов к осознанию предстоящей работы.

55

Конспект приложения № 2

5.

Демонстрационная часть.

Даёт примеры использо-ния сестринского процес-

са в практической дея-тельности.

Следит за деятельностью преподавателя, задаёт вопросы, если они возникают. Запоминают алгоритм действия, методику выполнения.

Формировать навыки после-довательности выполнения указанных манипуляций. Отработка профессиональных умений и навыков.

60

См. модуль, «Оснащение».

6.

Самостоятельная работа студентов.

Раздаёт ситуационные задачи.

Обходит рабочие места. Контролирует работу студентов, оказывает необходимую помощь.

Решают устно ситуаци- онные задачи с исполь- зованием сестринского процесса.

Контроль знаний и умений.

60

Ситуационные задачи

7.

Итоговый контроль

Раздаёт тестовые задания, разбирает допущенные ошибки.

Отвечают письменно. Участвуют в разборе допущенных ошибок.

Выявить уровень усвоения студентами пройденного материала.

10

Тесты

8.

Подведение итогов.

Отмечает все ли студенты в равной степени справились с заданием. Подчёркивает положительные и отрицательные стороны деятельности студентов, выясняет, что вызвало затруднение при выполнении задания. Делает выводы об усвоении знаний. Выставляет и объявляет оценки.

Обращают внимание на замечания преподавателей, осмысливают, запоминают замечания.

Развивать мыслительную деятельность. Воспитывать умение (выдержку) выслушивать критику.

10

9.

Задание на дом.

Предлагает записать домашнее задание: конспект.

Записывает домашнее задание в практическую тетрадь.

Активизировать самоподготовку.

Обратить внимание на основные вопросы темы.

5


ПЕРЕРЫВ

10

Схема интегрированных связей


Философия

Методическая разработка лекционного занятия

Методическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятия

Сестринское дело

в терапии

Методическая разработка лекционного занятия

Сестринское дело в хирургии

Деонтология

ПМетодическая разработка лекционного занятиясихология

СМетодическая разработка лекционного занятияестринское дело в педиатрии

Методическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятия

Геронтология

Зрелый

возраст


СМетодическая разработка лекционного занятияЕСТРИНСКИЙ

ПРОЦЕСС


АМетодическая разработка лекционного занятиякушерство

Гинекология

Методическая разработка лекционного занятия


Нервные болезни

Психические болезни

Методическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятия

Здоровый ребёнок

Методическая разработка лекционного занятияМетодическая разработка лекционного занятия

Методическая разработка лекционного занятия

ИМетодическая разработка лекционного занятиянфекционные болезни

Кожные болезни

Венерические болезни



Методическая разработка лекционного занятия

Все виды практики



Методическая разработка лекционного занятия

Зачёт



Методическая разработка лекционного занятия

Экзамен



Методическая разработка лекционного занятия

Работа в ЛПУ



Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современной американской и западно-европейской моделей сестринс­кого дела. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за последующие десятилетия апробации в клинических условиях полностью доказала свою эффективность. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики, созда­вая теоретическую научную базу сестринской помощи в 50-ти странах мира.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры

в практическом здравоохранении, требуя от медицинской сестры не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС - это метод организации и оказания сестринской помощи, которая включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц.

Сестринский процесс ухода за больными состоит из 3-х основных частей:

1. цель;

2. организация;

4. творческие способности (см. схему).

I. ЦЕЛЬЮ сестринского процесса можно назвать то, на достижение че­го он направлен.

Цели сестринского процесса включают:

1. Определение потребностей пациента в уходе.

2. Определение приоритетов по уходу и основных целей, результатов ухода.

3. Составление плана ухода за больными, направленного на удовлетворение

потребностей пациента.

4. Оценка эффективности сестринского ухода.

II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА сестринского процесса состоит из 5 этапов:

ОБСЛЕДОВАНИЕ - сбор информации о состоянии пациента.

СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ - определение и обозначение существующих и потенци­альных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства.

ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА - определение программы действий, определение целей и задач сестринской помощи.

ВЫПОЛНЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) - действия (вмешательства), необходимые для осуществления плана.

ОЦЕНКА - исследование реакции пациента на вмешательства медицинской сестры, определение достижения целей и качества медицинской помощи.

III. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - это сам сестринский процесс, углуб­ление и расширение имеющихся знаний.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ сестринского процесса - ОБСЛЕДОВАНИЕ. Определяется как текущий процесс сбора и формирования данных о состоянии здоровья пациента, т.е. провести оценку проблем, которые есть у пациента.

ЦЕЛЬ: формирование информационной базы о пациенте в момент обра­щения за помощью.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- сбор исходных данных о физиологических, психо­логических и социальных

аспектах здоровья пациента, семьи и степени его независимости от пов­-

седневной жизнедеятельности;

- регистрация наиболее важных показателей повсед­невной жизнедеятель-

ности конкретного пациента;

- определение конкретных возможностей самообслуживания;

- заключение необходимости профессионального ухо­да или о наличии

проблем у данного пациента.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

- профессиональная компетентность медицинской сестры, навыки наблюде-

ния, общения; анализа и интерпретации полученных данных;

- доверительная обстановка, достаточное время;

- конфиденциальность;

- участие пациента и, если необходимо, других лиц;

- участие других медицинских работников.

Для того, чтобы организовать индивидуальный, тщательно продуман-

ный уход за пациентом, м/с должна ясно представлять себе кто ее пациент.

Для этого нужно следующее:

- установить взаимоотношения;

- построить "портрет" пациента и его семьи;

- собрать данные;

- определить проблемы (нужды - действительные и потенциальные);

- собрать информацию о привычном режиме (если это ребенок и по мере

возможности поддерживать его);

- определить вопросы, вызывающие беспокойство и уровень понимания.

Встает вопрос - почему медицинская сестра не может воспользовать-

ся данными врачебного осмотра, т.е. почерпнуть все необходимые ей для

организации ухода сведения из медицинской истории болезни. Сестринское

обследование является независимым и не может подменяться врачебным, т.к.

врач и м/с в своей работе преследуют различные цели.

ЗАДАЧА ВРАЧА - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушение функций внут­ренних органов и систем и установить причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червообразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.

ЗАДАЧА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетентности постараться облегчить его состояние. Поэтому для медицинской сестры важны не причины нарушений функций различных органов и систем (инфекции, опухоли, аллергии и т.д.), а внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тре-воги, нарушается сон.

Медицинская сестра и врач преследуют различные цели, значит и ин­формация, которую они собирают при обследовании пациента, должна сущест­венно отличаться.

В основе сестринского обследования лежит учение американского психолога А.Маслоу о 14 основных человеческих потребностях.

Любое заболевание всегда приводит к нарушению удовлетворения од-

ной, а чаще нескольких потребностей человека, что вызывает у него ощуще­ние дискомфорта. Например: при ангине может нарушаться удовлетворение потребности есть, пить, поддерживать температуру, работать и др., т.к. конечной целью деятельности м/с является обеспечение комфорта и помощь пациенту в получении недостающего, она должна знать, что именно вызыва­ет дискомфорт, мешает пациенту жить полноценной жизнью. Выяснить удов­летворение каких потребностей и в какой степени нарушено у ее пациента. Таким образом, I этап заканчивается идентификацией нарушения удовлетво­рения основных человеческих потребностей.

II этап сестринского процесса - СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ.

Сестринский диагноз - это язык выражения нужд пациента в рамках сестринского ухода, который дает возможность определения правильного плана ухода и оценки больного.

Сестринский диагноз дает основу для выбора вмешательства - чтобы достигнуть необходимых результатов.

Каждый сестринский диагноз пишется с точки зрения нужд пациента в сестринском уходе.

Сестринский диагноз используется как точка проектирования резуль­татов.

РЕЗУЛЬТАТ - это система мер по решению проблемы или прогресс в

ее решении. Каждый результат должен иметь время достижения (см. схему).

Сестринский диагноз отличается от врачебного диагноза. Медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние. Эта реакция может быть:

1. физиологической;

2. психологической и духовной;

3. социальной,

т. е. после установления проблем пациента необходимо сформулировать сестринский диагноз. Все установленные сестринские диагнозы записывают­ся в историю болезни.

Применение диагностики медицинской сестрой - это механизм, по ко-торому устанавливается сфера деятельности медицинской сестры по уходу за больным. Обдумав ситуацию, м/с выписывает в историю болезни проблемы пациента. Затем м/с устанавливает и подчеркивает приоритеты.

ПРИОРИТЕТЫ - это первоочередные проблемы пациента, что наиболее тяготит в настоящий момент, является для него главным сейчас, самым мучительным.

Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределения сил, времени, ресурсов меди-цинской сестры. Их может быть не менее двух.

III этап сестринского процесса - ПЛАНИРОВАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ И УХОДА.

ЦЕЛЬ: разработка целенаправленного индивидуального плана ухода. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - выбор соответствующего типа ухода за конкретным пациентом.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

- профессиональная компетентность м/с;

- соблюдение стандартизированной технологии сест­ринского ухода;

- доверительная обстановка, достаточное время, навы­ки общения;

- конфиденциальность;

- участие пациента, и если необходимо, других лиц;

- участие других медицинских работников.

Во время планирования отдельно для каждой проблемы формируются цели и план ухода.

После формулировки целей, м/с составляет план ухода за пациентом,

т.е. письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное пе­речисление специальных действий м/с, необходимых для достижения целей ухода.

При составлении плана медицинская сестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства. Стандарт создается в помощь м/с, это как бы "шпаргалка", но следует помнить, что в стан­дартах невозможно предусмотреть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применять необдуманно.

Искусство медицинской сестры-координатора как организатора ухода заключается в творческом использовании "ядра абстрактных знаний" стан-дарта на благо конкретного пациента, умений гибко применять стандарты в реальной практической ситуации.

После формирования целей и составления плана ухода, медицинская

сестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его

поддержкой, одобрением и согласием.

IV этап сестринского процесса - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТ- РИНСКОГО УХОДА

ЦЕЛЬ:

- координация работы по предоставлению сестринского ухода в соот­ветст-

вии с согласованным планом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- достижение целей (желаемого и ожидаемого ре­зультата), предоставленного

сестринского ухода и помощи.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

- профессиональная компетентность м/с;

- доверительная обстановка, достаточное время, навыки общения;

- конфиденциальность;

- участие пациента, и если необходимо других лиц;

- участие других медицинских работников.

Все, что медицинская сестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмеша­тельств:

1. зависимое;

2. независимое;

3. взаимозависимое.

ЗАВИСИМОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО - такие действия м/с, которые воспроизводятся по требованию или под наблюдением врача.

Например: инъекции антибиотиков, каждые 4 ча­са, смена повязок, промывание желудка.

НЕЗАВИСИМОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО - действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без пря­мого требования со стороны врача.

Например:

1. оказание помощи в самообслуживании;

2. советы пациенту относительно его здоровья;

3. организация досуга пациента.

ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО - сотрудничество с врачом или другими специалистами в области здравоохранения, например,

с физиотерапевтом, диетологом. Когда сила 2-х сторон одинаково ценится обеими сторонами.

Например: кто важнее - тот, кто осуществляет ИВЛ или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?

V этап сестринского процесса - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА.

ЦЕЛЬ: анализ эффективности сестринской помощи и ухода.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- анализ достижения целей ухода;

- определение степени успешности и продвижения пациента к запланирован-

ным целям;

- выявление нерешенных проблем или неожиданных результатов;

- выявление необходимости дополнительной помощи.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

- профессиональная компетентность м/с;

- доверительная обстановка, достаточное время, навыки общения;

- конфиденциальность;

- участие пациента, и если необходимо других лиц;

- участие других медицинских работников.

Это заключительный этап сестринского процесса. Оценка проводится постоянно, когда м/с общается с пациентом. Основное внимание уделяется улучшению состояния пациента.

Систематический процесс оценки требует от м/с умения мыслить ана­литически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и проставить

дату.

Когда цели не достигнуты, м/с должна выяснить причину, для чего

весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки.

В результате может быть изменена сама цель, с тем, чтобы сделать ее бо­лее реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены не­обходимые коррективы в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс - необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и

систематичное своевременное внесение корректив в план сестринской помо­щи. В центре сестринского процесса - пациент, как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

Словарь терминов (глоссарий)


Концептуальная модель

сестринского дела

Остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре парадигмы сестринского дела и разработана в качестве руководства для учебного плана или практики. Все концеп­туальные модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сестринского дела: 1) пациент, 2) сестринское дело, 3) окружающая среда 4) здоровье

Сестринское

дело России

Как часть системы здравоохранения, сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды (I Всероссийская научно-практическая конференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993)

Медсестра

Специалист с профессиональным образованием, разделяющий философия сестринского дела и допущенный к сестринской практике (I Всероссийская научно-практическая кон­ференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993)

Медицина

Диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний

Здоровье

Динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации (I Всероссийская научно­практическая конференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993)

Болезнь

Определяет такое изменение в физиологическом, психологическом и духов­ном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продол­жительности жизни (Тваделл, 1977)

Болезненное состояние

Личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования индивидуума в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии (Парсон, 1972)

Личность

Общественная сущность человека (I Всероссийская научно-практическая конференция по теории сестринского дела, Голицыно, 1993)

Человек

Целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологичес- кая система, совокупность биологических, психосоциальных и духов­ных нужд, удовлетворение которых опреде­ляет рост, развитие, слияние с окружаю­щей средой (I Всероссийская научно-практи­ческая конференция, Голицыно, 1993)

Окружающая среда

Это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и ус­ловий, где происходит жизнедеятельность человека (I Всероссийская научно-практи­ческая конференция по теории сестринско­го дела, Голицыно, 1993)

Сестринское действие

Содействие пациенту в продвижении к состоянию оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, путем планированно­го ухода, используя сестринский процесс, и обеспечения соответствующих вмешательств.

Сестринский процесс

Систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемо­го для обеих сторон

Пациент

Человек, который нуждается в сестринском уходе и получает его

Проблемы пациента

Проблемы, которые существуют у пациента и препятствуют ему в достижении состоя­ния оптимального здоровья в любой сложив­шейся ситуации, включая состояние болез­ни и процесс умирания

Сестринское дело

как наука

Это наука, направленная на улучшение состояния здоровья индивидуального пациента. Она базируется на научно-исследова­тельской работе.

Сестринская научно-исследовательская деятельность

Систематическое изучение, качественное или количественное, практической сестринской деятельности.

Стандарт

Образец, норма, эталон, мерило, модель - единая и обязательная, принимаемая за ис­ходное для сопоставления с ними других подобных объектов, действий и т.д.

Стандарты профессиональной деятельности

Описывают обязанности практикующих м/с, определяют исправления сестринской практики и представляют собой базу оценки практической деятельности. Стандарты описывают также ответственность м/с перед обществом и потребителем

Стандарты плана

по уходу

Базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зави­симости от конкретной клинической ситуации

Индивидуальные

планы по уходу

Письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м/с, необходимых для достижения целей ухода по определен­ной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.

Инвазивные манипуляции

Манипуляции с внедрением инструментов в ткани человека.

Использованная литература


  1. Агкацева С.А. Обучение практическим навыкам в системе среднего медицинского образования. М., 1997.

  2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1991.

  3. Мальцева Н.С., Чернявский В.Е. Теоретические основы сестринского дела. М., 1993.

  4. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г. Панченко А.В. Общий уход за больными. - М.: Медицина, 1990.

  5. Мухина О.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, часть 1, 2. - М., 1997.

  6. Мухина О.М., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. М., 1995.


© 2010-2022