• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Коррекционная работа с обучающимися как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса

Доклад Коррекционная работа с обучающимися как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа- интернат VIII вида»





Коррекционная работа с обучающимися как основной аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса.













Воспитатель: Жирова О.М.

2014 год

Личностно-ориентированный образовательный процесс определяет методы и средства коррекционной работы, которые соответствуют индивидуальным особенностям каждого ребенка: берет на вооружение психодиагностические методики, изменяет отношения и организацию деятельности детей, применяет разнообразные средства обучения. Ключевыми словами личностно-ориентированного процесса образования являются - развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

При организации работы в кружке «Юные фантазеры» я учитываю следующие позиции:

- оптимистический подход - стремление видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

- отношение к ребенку как к личности, способной обучаться добровольно, по

собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность и инициативу;

- опора на личностный смысл и интересы, содействие их и развитию.

В своей работе опираюсь на следующие принципы :

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы в целом .

. - Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению.

Для построения коррекционной работы учитываю следующие особенности:

- индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпера-

менте, характере, способностях.

- психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.)

- опыт, включающий знания, умения, привычки.

По способу организации детей и характеру их деятельности, выполняемые работы подразделялись на коллективные и индивидуальные.

Во время проведения занятий были созданы благоприятные безопасные условия для проявления и развития творческих способностей, для формирования качеств личности: пытливости. Выдержки, инициативы, умственной активности, внимания, упорства.

В творческой деятельности воспитывались нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточено и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

Воспитывались эстетические чувства: разнообразие форм, богатство цветов, цветовых сочетаний.

Воспитывались положительные эстетические эмоции удовольствия от удачной композиции работ, выразительности, красоты, хорошего качества.

Вырабатывались умения ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей поделки.

Развивался глазомер, четкость движения рук. Это способствовало формированию планирующей мыслительной деятельности.

Развивалась фантазия, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика.

Формировалось умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Поиск замысла поделок, подбор соответствующего материала, изготовление готового изделия- все это развивает у детей наблюдательность, фантазию, смекалку, творческое мышление, воображение, аккуратность.

Развитие воображение, инициативности, самостоятельности в творческом поиске уводит ребят от бесцельного времяпровождения, увлекает, заставляет смелее, решительнее браться за интересные дела и в конечном итоге закладывает ростки будущего творческого, инициативного члена общества.

На занятиях в кружке я настраивала детей на серьезную спокойную и обдуманную работу, применяя народные пословицы: «работай руками, думай головой», «Торопись, но не суетись».

Детское творчество имело детскую направленность: ребенок творит не только для себя, но и для окружающих. Детей очень волновало отношение взрослых, сверстников к их работам. Они чутко реагировали на замечания товарищей, оценку педагога. На занятиях я воспитывала стремление каждого сделать свою работу так, чтобы она радовала окружающих. Вызывала у детей желание пофантазировать и придумать свою поделку с присущими только ей выразительными чертами. Такие работы получали индивидуальный облик.

При выполнении коллективных, групповых работ, воспитывала умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, воспитывала общительность и дружеские взаимоотношения, творческое содружество.

Процесс изготовления поделок своими руками очень увлекателен и познавателен, а так же этот процесс позволяет нам получить великолепный и оригинальный результат: Полюбуйтесь, как из простых, всем доступных деталей, которые дает нам природа, получились уникальные поделки- настоящая сказка!

Работы, созданные детскими руками, несут в наш класс частицу гармонии и уюта. Ведь при их создании потребовалось много терпения и душевного умиротворения; именно такая положительная энергия передалась в работу.

Организуя творческую деятельность в кружке, мне приходится инструментировать ее так, чтобы у ребенка все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Для этого я создаю положительный психологический фон, фон радости и одобрения: через авансирование; через подчеркивание индивидуальной исключительности; через снятие страха; через оказание скрытой помощи; через мобилизацию активности; через усиление мотивации.

Только деятельность, приносящая успех и удовлетворение личности, становятся для нее фактором развития.

Нередко ребенку требуется помощь в преодолении неуверенности в своих силах, робости, застенчивости, страха, в освобождении психологического зажима перед началом творческой деятельности. Так некоторые дети говорили: «Я не смогу…У меня не получится …» и впадали в состояние угрюмой пассивности, печально наблюдая, успех товарищей. И здесь я приходила на помощь обучающимся, говоря: «Это просто…Это легко… У вас обязательно все получится, если приложить усилия», «Пробуйте, не получится- ничего страшного… давайте попробуем вместе- поищем другой способ».

Часто оказывала скрытую помощь, когда в контекст слов, обращенных к ребенку, вставляла незаметные, но основополагающие подсказки. Выглядит это таким образом: «Я полагаю, что удобнее всего было бы делать…Мне кажется, тут в центре внимания находится…достаточно выполнить вот эту часть, и … Мне бы так хотелось, чтобы ты не забыл о… Я надеюсь, что вот это нам непременно удастся »

Так же применяю способ авансирования личности, чтобы успех был достигнут. Я говорю, обращаясь к обучающемуся: «Конечно ,ты сделаешь это отлично, потому что ты…» оглашая достоинство, которого еще может не быть, как устойчивого качества, но которое не может отсутствовать у человека. Например: потому что у тебя сильный характер который не боится неудач.

Авансирование, произнесенное в присутствии всего коллектива, мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий. Чтобы оправдать, данную ему характеристику.

Очень сильным победителем выступает прием персональной исключительности. Его вербальная форма такова: «Только ты можешь… Именно ты способен это сделать…». Так я даю обучающемуся почувствовать уверенность в своей конкретной незаменимости при выполнении творческих заданий. Если ребенок знает, что только он- при его индивидуальной неповторимости может исполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности.

Это становится залогом успеха, т к свободные проявления индивидуального своеобразия личности придают исполненной работе отличительность, исключительную окрашенность, однако и в дальнейшем этот прием применяю в момент оценки достигнутого ребенком результатом.

Ощущению успеха может содействовать лишь какая-то выделенная деталь результата, именно ее объявляю удачной, оригинальной, яркой, необычной.

Детальная оценка объективно, справедлива и гуманна, в ней спрятан огромный потенциал, стимулирующего влияния на всю последующую деятельность.

В заключении хочу сказать, что ситуация успеха- некий взлет для ребенка, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться.

Занятия в кружке «Юные фантазеры» помогают каждому обучающемуся пережить состояние творчества, успеха. Стало заметно как наши «трудные» дети переставали быть «трудными», оттаивали замкнутые, растворялась застенчивость, обретали веру в себя неудачники. А взрыв шумной радости: «Ура, у меня все получилось!» был для моих мастеров успехом в их творческом развитии.

© 2010-2022