• Преподавателю
  • Другое
  • РЕФЕРАТ «Система мониторинга оценивания достижений планируемых результатов освоения образовательной программы учащихся МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов г. Улан-Удэ»

РЕФЕРАТ «Система мониторинга оценивания достижений планируемых результатов освоения образовательной программы учащихся МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов г. Улан-Удэ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕФЕРАТ

«Система мониторинга оценивания достижений планируемых результатов освоения образовательной программы учащихся МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов г. Улан-Удэ»

Выполнила учитель русского языка и литературы Бальжинимаева Д.Э., 2015 год

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизнедеятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:

- коммуникативная (языковая) компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная компетентность - владение информационными технологиями - умение работать со всеми видами информации;

- математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией - владение математическими умениями;

- автономизационная компетентность - умение саморазвития - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

- социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

- продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

- нравственная компетентность - готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»), уметь самостоятельно добывать необходимую информацию, решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Пока же выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор даннай темы : «Система оценки достижений метапредметных результатов».

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

-рассмотреть цели, задачи и направления развития начального и общего образования;

-изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов; изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов; подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий.

Начнём с общих положений.
1.Общие положения

1.1. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний обучающихся требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.
1.3. Положение регламентирует систему оценок, формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в целях:
• постоянного мониторинга учебных достижений обучающихся по учебным предметам в рамках учебного года в соответствии с требованиями соответствующего федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• определения уровня сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов; допуска обучающихся к государственной (итоговой) аттестации; определения направлений индивидуальной работы с обучающимися.
1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому предмету. Периодичность административного контроля определяется планом работы Школы, утвержденным директором.
2. Формы аттестации
Школа определяет следующие формы аттестации: текущая, промежуточная (по четвертям), итоговая.
2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.
2.1.1. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.
2.2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-9 классах - по учебным четвертям, в 10-11 кл. - по полугодиям.
2.2.1. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения учащимися программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.
2.2.2. Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в течение полугодия не может быть выставлена промежуточная итоговая оценка, а делается запись н/а (не аттестован).
2.2.3. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на обучающего, его родителей или лиц, заменяющих родителей.
2.2.6. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, переводные письменные и устные экзамены, устных и письменных работ, тестирование.
2.3. Формы промежуточной аттестации проводятся в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов.
2.3.2. В соответствии с федеральными образовательными стандартами в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности:
• оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора,
• мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику.
2.3.3. Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
• целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий),
• самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
• результаты учебных проектов,
• результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
3. Порядок промежуточной аттестации
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся 2-х-9-х классов осуществляется по учебным четвертям; обучающихся 10-х - 11-х классов - по полугодиям.
3.2. По предметам, на изучение которых в учебном плане отводится 1 час в неделю, промежуточная аттестация обучающихся 2-х - 9-х классов может осуществляться по полугодиям.
3.3. Отметки за четверть (полугодие) выставляются с учетом текущей успеваемости, контрольных, самостоятельных и практических работ. При наличии спорных текущих отметок ученик должен быть опрошен еще раз или приоритет отдается отметке за контрольную работу.
3.5. Обучающиеся, временно обучавшиеся в санаторных школах, в школах при лечебных учреждениях и в оздоровительных лагерях, аттестуются на основе отметок, полученных в этих учебных заведениях.
3.7. Для объективной аттестации обучающихся за четверть (полугодие), необходимо не менее 3 отметок при одно-двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более 5 при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным, лабораторным, практическим работам.
3.8. В конце учебного года во 2-х - 8-х, 10-х классах в период с 10 мая по 20 мая организуется проведение годовых контрольных работ, зачетов (письменных или устных), тестирования с целью осуществления проверки освоения обучающимися основных общеобразовательных программ по предметам учебного плана. Перечень и количество предметов, по которым будут проводиться годовые контрольные работы, зачеты, тестирование, определяются ежегодно педагогическим советом Школы и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за два месяца до их проведения.
3.9. Тексты и задания годовых контрольных работ, зачетов, тестов готовятся учителем, ведущим преподавание, обсуждаются на школьных методических объединениях и утверждаются директором Школы не позднее, чем за месяц до их проведения.
Годовые контрольные работы, тестирование, зачеты проводятся по утвержденному директором Школы расписанию, которое вывешивается для ознакомления всех участников образовательного процесса не позднее, чем за 10 дней до их проведения. В расписании предусматривается:
- не более одной контрольной работы, тестирования, зачета в день;
- проведение контрольных работ, тестирования, зачетов на 2 - 3 уроках.
Для проведения годовых контрольных работ, тестирования, зачетов создаются комиссии в составе учителя, ведущего преподавание, и ассистента - учителя того же цикла предметов. Состав комиссий утверждается приказом директора Школы.
К тестированию физической подготовленности, обучающиеся допускаются с разрешения медицинского работника.
3.10. Промежуточная аттестация экстернов осуществляется создаваемыми из числа педагогов Школы комиссиями, состав которых утверждается директором Школы. О сроках проведения промежуточной аттестации экстерны, родители (законные представители) несовершеннолетних экстернов уведомляются письменно либо лично. Промежуточная аттестация экстернов осуществляется в форме зачета (письменного или устного). Результаты проведения зачета в ходе промежуточной аттестации экстернов оформляются соответствующим протоколом, который подписывают все члены комиссии.

4. Система оценок
4.1. Для учащихся 2-11 классов в школе используется 5-бальная система оценки знаний, умений и навыков.
4.2. С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых отметок. Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1).
4.3. При выставлении отметок учителям-предметникам необходимо руководствоваться нормами оценок, опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В отношении педагогических действий, которые воспринимаются учащимися как контроль, исходить из главного правила: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только на осуществленное, аргументируй поставленную отметку. Учителя начальных классов имеют право ставить оценку «за общее впечатление от письменной работы», определяющей отношение учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная в тетрадь и в дневник, в журнал не вносится.
4.4. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки. (ЗУН)
4.6. Важно, чтобы учитель был в состоянии убедительно обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.
4.7. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются оценки при проведении письменных контрольных работ, лабораторных и практических по физике, химии, биологии за лабораторные работы в зависимости от формы проверки (фронтальной или индивидуальной). Сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки.
4.8. В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.
4.11. Оценки за письменные работы в 5-8 классах по химии, физике, биологии, математике в 5-11 классах выставляются в журнал к следующему уроку. На проверку контрольных письменных работ по литературе, русскому языку в 9-11 классах дается до 5 дней.
4.12. Урок обобщения, семинары, зачеты, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 60% учащихся.
4.13. Безоценочные уроки возможны только при изучении нового материала в форме лекции в старших классах.
4.14. В старших классах возможно использование зачетной системы обучения по одной из изученных тем. При проведении зачетов знания детей оцениваются отметками 2,3,4,5.
4.15. В старших классах (9-11) возможно использование зачетной или модульной системы обучения (в целом по предмету или по изученным темам или в конце полугодия по желанию ученика) с целью повышения отметки за полугодие. Зачеты целесообразнее проводить в старших классах, используя различные материалы. Один из них: организация индивидуальной, групповой работы учащихся. Все контрольные уроки (письменные работы и зачеты) по предметам, изучаемым в данном классе, планирует завуч школы, чтобы предупредить перегрузки учащихся.
5.3. В связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения оценка личностных, метапредметных, предметных результатов образования обучающихся начальных классов осуществляется с использованием комплексного подхода. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником - его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
5.4. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
5.4.1. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
5.4.2. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
морально этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
5.4.4. Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.
5.5. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
5.5.1. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
5.5.2. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, качественно оценивается и измеряется в следующих основных формах:
• достижение метапредметных результатов выступает как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
• достижение метапредметных результатов как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
Данный подход используется для итоговой оценки планируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, делается вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
• достижение метапредметных результатов проявляется в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
5.5.3. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки оценивается достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.

2.2. Особенности оценки метапредметных результатов

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

К ним относятся:

  1. способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  2. самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  3. умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

  4. умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;

  5. проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  1. умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  2. умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  3. логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

  4. умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Формы.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (методика Долженко Ю.А.)

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами. В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.

Поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ, то по мере внедрения стандартов и уточнения состава и планируемых результатов будут уточняться и процедуры оценки метапредметных результатов.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания); формирование основ оптимистического восприятия жизни.

2.3. Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Метапредметные результаты

УроУровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок

Приобретение навыка саморегуляции

Познавательные

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

Умение использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Коммуникативные

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем

Умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми;

владение монологической и диалогической формами речи;

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки)

Для достижения педагогических задач по формированию УУД необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов. Многие учителя-предметники имеют успешный опыт организации отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения. Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д., занимает «Литература» или в начальной школе - «Литературное чтение». Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

На страницах учебников по другим предметам встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…». Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Такое задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому- то, описание или объяснение также теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары, когда они должны выработать общее мнение или создать общее описание. Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьным предметам. Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи, составление маршрута движения по лесу во время похода на уроке географии или выработке общего алгоритма при выполнении работ по физике и химии - показывает, что в этой форме работы детей привлекает то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» (В.В. Андриевская и др., Г.С. Костюк и др.). По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Заключение.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может будет оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события. Оценка уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение для оценки эффективности всей системы образования (уровень «включённости» детей в учебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровень сотрудничества), проводится в форме неперсонифицированных процедур. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, серьезной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения. Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.Развитие системы оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

И самое главное - заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования - школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Используемая литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.

3. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

4. Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1. - C.49-54

5. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.

6. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.

7. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. - 376 с.

8. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

9. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

10. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. / standart. edu. ru/.

11. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /festival.1september.ru/articles/100689/.

12. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

13. ХуторскойА.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. - 1999. - №7. - С.15-22.

© 2010-2022