Рабочая программа по истории и культуры Башкортостана для 7 класса

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа х.Новохвалынский

муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/____________/

Протокол № __ от « » __ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ х.Новохвалынский МР Кугарчинский район РБ

________________/Суюндикова М.К../

« » ____________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ х.Новохвалынский

МР Кугарчинский район РБ

_____________/Кильсенбаева А.А./

Приказ № __ от « » __ 2015г.

Рабочая программа по истории и культуры Башкортостана

для 7 класса

МБОУ СОШ х.Новохвалынский

на 2015 - 2016 учебный год.

Составитель рабочей программы: Абдуллина Г.С.

х.Новохвалынский- 2015год













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана». Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г.

Темы по истории Башкортостана изучаются из учебника 8 класса «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2005; темы по культуре Башкортостана: «Культура Башкортостана»- Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л. 7 класс,Уфа : Китап,2002

Общая характеристика предмета.

Культурное наследие любого народа - это та основа, на котором базируется формирование личности.

Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  • представления о просвещении и печати в Башкортостане;

  • о традициях и обычаях башкир.

  • Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

  • Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

  • Способствовать возрождению и развитию национальных культур

  • Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

  • Формировать творческое мышление у школьников

Место данного предмета в учебном плане.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета в 7 классе по 1 часу в неделю, 35 часов в год.

Основное содержание предмета:

VII класс

Повторение пройденного материала (2 часа)

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Хозяйство и быт башкир. Легенды и предания. Религии народов Башкортостана. Орнаментальное искусство и живопись.

Башкортостан в XVIII - XIX веках (2 часа)

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.

Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.

Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве (4 часа)

Биография батыра. Песни и легенды о национальном герое башкирского народа их разнообразие. Предания о его семье: «Сын Салавата Хасан», «Салават после поражения восстания», «Раньше запрещали петь о Салавате».

Стихи Салавата Юлаева. Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедев об этих стихах. Темы Родины и свободы: «Мой Урал», «Стрела», кубаир «Вместе с Пугачевым», лирические стихотворения.

Образ Салавата Юлаева в литературе. Стихи и кубаиры о Салавате (по выбору учителя). Роман С. Злобина «Салават». Драмы Ф. Сулейманова, Б. Бикбая. Трагедия М. Карима «Салават». Проблема ответственности личности перед народом.

Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре. Анализ картин «Поимка Салавата» А. Лежнева, «Допрос Салавата» А. Кузнецова, скульптур Т. Нечаевой («Бюст Салавата») и С. Тавасиева (памятник Салавату Юлаеву в Уфе).

Кинофильм режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Народный артист Арслан Мубаряков - исполнитель роли Салавата Юлаева в фильме.

Балет Х. Ахметова и Н. Сабитова «Горный орел».

Башкортостан в произведениях художественной литературы (6 часов)

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Памятные места, связанные с его именем. Отрывки из трилогии «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука». Учреждение премии им. С.Т. Аксакова.

С. Злобин. Жизнь и творчество. «Салават Юлаев» - один из первых исторических романов о совместной борьбе башкирского и других народов против феодального и колониального гнета в период восстания Е. Пугачева 1773-1775 годов. Отрывки из романа.

Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. Драма «Красный паша».

Гали Ибрагимов. Жизнь и творчество. Отрывки из романа «Кинзя».

Галимжан Ибрагимов «Дети природы».

Просвещение и печать (4-5 часов)

Мектебе и медресе - основные типы национальных школ в Башкортостане до XX века. Известные медресе: Стерлибашевское, Каргалинское. Духовная семинария.

Школьное образование в Башкортостане. Народные училища. Двухгодичные уездные училища. Открытие мужской классической гимназии. Оренбургский институт благородных девиц. Горнозаводские школы.

Оренбургское Неплюевское училище. Преподаватели училища Мирсалих Бикчурин, Салихьян Кукляшев и их просветительская деятельность.

Расширение сети мектебов и медресе: «Расулия» (1884, г.Троицк), «Хусаиния» (1889, г. Оренбург), «Гусмания» (1887, г. Уфа), «Галия» (1906, Уфа), европеизация мусульманского образования. Джадидизм. Уровень грамотности населения Оренбургской и Уфимской губерний к началу XX века.

Учительские семинарии в городах Благовещенске (1876), Бирске (1882), Уфе (1909), Оренбурге (1909), Челябинске (1910).

Первая типография в Уфе (1801), первая частная библиотека в Уфе (1885).

Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане. Первая газета в крае «Оренбургские губернские ведомости» (1838). Ее роль в развитии краеведения. Публикации В. Черемшанского, В.Юматова, В. Зефирова.

Национальные типографии в Уфе и Оренбурге. Значение периодической печати («Шура», «Урал», «Тормош», «Вакыт» и др.) в развитии башкирской литературы. Творчество Р. Фахретдинова, З. Хади, С. Якшигулова, Ф. Туйкина, М. Гафури, Ш. Бабича.

Попытки создания письменности на башкирском национальном языке. Первые буквари на башкирском языке (русская графика) В. Катаринского (1898), А. Бессонова (1907), М. Кулаева(1919).

Материальная культура (4 часа)

Национальный костюм башкир. Влияние хозяйственно-бытового уклада и духовной жизни народа на характер декора и покроя одежды. Возрастные особенности. Излюбленные цвета материй. Региональные отличия (по форме и украшениям) башкирского национального костюма.

Женские и мужские головные уборы: кашмау, кушъяулык, шапочки, шали, тастар; колаксын, бобровые, из меха выдры, лисьи шапки.

Обувь: сапоги, башмаки, кожаные калоши, сарыки, ичиги.

Колоритные дополнения к любой одежде - ювелирные украшения. Декоративное оформление и орнамент одежды. Наиболее предпочитаемые материалы при изготовлении украшений: серебро, коралл, сердолик.

Нарядная праздничная одежда.

Возрождение традиций национального костюма в современных условиях.

Башкирское кузнечное ремесло. Художественная обработка металла - один главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом.

Вооружение башкир. Развитие искусства воинского снаряжения: поясные ремни, колчаны, налучники, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее - различные футляры для дроби и пороха. Орнаментация кожи.

Убранство коня: седло, подседельник, чепраки, украшения ременных частей сбруи и прочее. Резной узор, серебрение, орнаментация насечкой, чеканкой, тиснение.

Секреты башкирского боевого лука. Боевые и охотничьи стрелы.

Башкирские рудознатцы: Исмагил Тасимов, Туктамыш Ишбулатов.

И. Тасимов - основатель первого горного учебного заведения в России. Рассказ Г. Хусаинова «Рудокоп Исмагил».

Освоение открытых нефтяных залежей. Отец и сын Уразметовы.

Театр (3 часа)

Театральная жизнь дореволюционной Уфы. Первые любительские театральные представления (конец XVII в.). Гастроли театральных коллективов. Выступления Ф. Шаляпина в Уфе (1890-1891).

Первые театральные здания. Здание летнего театра купца Видинеева. История строительства Аксаковского народного дома.

Национальные театральные труппы «Нур» актрисы С. Г. Гиззатуллиной-Волжской и «Ширкат» В. Муртазина-Иманского. Башкирская драматургия в репертуаре этих театров; Ф. Туйкин «Ватан 6а3армандары» («Герои Отечества»), «Тормош 7орбандары» («Жертвы жизни»). От любительских трупп к профессиональному театру.

Формирование башкирского драматического театра. Жизнь и творческая деятельность режиссера В. Муртазина-Иманского и заслуженной артистки РСФСР Б. Юсуповой.

Роль техникума искусств в развитии театрального искусства в республике. Творческие портреты его выпускников З. Бикбулатовой, А. Мубарякова. Творчество артистов Г. Карамышева, Г. Ушанова, Г. Мингажева, Т. Рашитовой, А. Зубаирова, Б. Имашева.

М. Магадиев как актер, режиссер, педагог, реформатор. Значение звания «академический».

Башкирский государственный академический театр драмы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Башкирская драматургия и репертуар театра.

Выпускники ГИТИС. Творческие портреты И. Юмагулова, Ш. Рахматуллина, З. Атнабаевой, Г. Сабитовой, М. Суяргулова, Р. Каримовой, Х. Яруллина, Ф. Гафарова, Н. Ирсаевой.

Музыкальная культура (4 часа)

Зарождение и становление башкирской профессиональной музыкальной культуры.

Композиторы первого поколения Г. Альмухаметов, С. Габяши, Х. Ибрагимов, М. Валеев. Роль радиовещания и театра в развитии профессиональной музыки.

Предпосылки создания башкирской оперы. С. Саитов: «Башкирская профессиональная музыка зарождалась в стенах башкирского драматического театра». «Галиябану» М. Файзи, «Башмачки» Х. Ибрагимова, «Башкирская свадьба» М. Бурангулова.

Открытие национальной студии при московской консерватории, башкирского отделения при Ленинградском хореографическом училище. Воспитанники этих учебных заведений. Роль Г. Альмухаметова и Ф. Гаскарова в подготовке профессиональных артистов оперы и балета. Увековечение их памяти.

Жизнь и творчество Г. Альмухаметова, певца, композитора, педагога. Народные песни в его исполнении. Оперы «Эшсе» («Рабочий») и «Сания» (в соавторстве с С. Габяши и В. Виноградовым).

Исследовательско-собирательская и педагогическая деятельность Г. Альмухаметова. Нотирование народных песен и издание книги «В борьбе за создание башкирской советской музыки».

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940).

Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере. Опера как крупное музыкально-драматическое произведение в сочетании драмы, музыки, хореографии, живописи. Смысл терминов «либретто», «партитура», «увертюра», «ария», «речитатив» и др.

Открытие в Уфе Башкирского театра оперы и балета.

Становление башкирского оперного искусства. Оперы М. Валеева «Сакмар», Х. Заимова и А. Спадавеккиа «Акбузат». Исполнители опер первого поколения.

Жизнь и творчество З. Исмагилова. Песенное творчество («Былбылым», «Матери», «Восхождение на Урал»). Оперы «Шаура», «Послы Урала» (прослушивание арий Ак-сэсэна «Не плачь, Урал-гора»).

Зрелость башкирской оперы. Опера З. Исмагилова «Салават Юлаев» как вершина башкирского оперного искусства. Прослушивание увертюры к опере, арий Салавата «Прощай, мой Урал», «На смерть Амины», арии Амины «Мой Салават».

Организация Союза композиторов Башкортостана (1940). Исполнители опер первого поколения (Х. Галимов, М. Хисматуллин, Б. Валеева, Н. Аллаярова).

Современное состояние башкирской оперы. Наиболее известные исполнители: Р. Гареев, А. Абдразаков, Ф. Кильдиярова, Р. Кучуков.

Живопись (4 часа)

Три поколения создателей профессионального изобразительного искусства Башкортостана: «старшее», «среднее», «молодое».

Роль художественного музея им. М. В. Нестерова в развитии профессиональной живописи.

Художники старшего поколения: М. Нестеров («Родина Аксакова», «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Чудо» ), Д. Бурлюк («Портрет юноши-башкира», «Татарская деревня»), А. Тюлькин («Гортензии»), А. Лежнев («Поимка Салавата», «Штурм Уфы пугачевцами». «Пушкин среди башкир»), И. Урядов («Переправа Чапаевской дивизии…»), В. Сыромятников («Башкирка», «Гости на женской половине»).

Художники среднего поколения.

Образ башкира в картинах А. Кузнецова: «Динислам бабай», «Бурзянские женщины», «Бурзянский медвежатник».

Тема сельской жизни в картинах Ф.А. Кащеева: «Башкирский мед», «Башкирский кумыс». Новый поворот в его искусстве - портретные работы: «А.Э. Тюлькин в мастерской», «Портрет матери», «Художник и время».

Природа, архитектура и сама жизнь в творчестве Б.Ф. Домашникова: Серии «Старый Урал», «Ледоход», «Ностальгия», «Одиночество», «Дорога к храму».

Пейзажная тематика в творчестве А. Д. Бурзянцева: «Уральский городок», «В окрестностях Белорецка», «Ночная Уфа»

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся 7 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать:

Предметные результаты.

  • по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)


  • по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

  • по музыкальному искусству : знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представления об основных жанрах музыкального творчества(песни, вокальные , хоровые , инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.),знать ведущих исполнителей как народного ,так и профессионального искусства (кураистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.);

  • по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, выдающихся мастеров народного танца и их наиболее известные танцы.

Личностные результаты.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • Чувство гордости за свою Родину, свой народ и историю;

  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

• Независимость и критичность мышления.

• Воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметные результаты.

По литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы (Н.Асанбаев, Г.Ибрагимов)

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.( о творчестве С.Т.Аксакова, С. Злобина, Галимжана Ибрагимова)

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история, изобразительное искусство, музыка

Оценка достижения к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Календарно - тематическое планирование по культуре Башкортостана в 7 классе.

Составлено по программе культура Башкортостана для 1 -9 классов общеобразовательных школ.

Составители: А.М. Сулейманов, С.А. Галин, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова. Уфа 2010

Количество уроков: 35 урок0в в учебном году; 1 урок в неделю.


Наименование раздела

Тема

урока

Виды деятельности ученика

Дата план

Дата фак

I.

Повторение пройденного материала

1. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Хозяйство и быт народов Башкортостана.

Понятие «Родина», «Родной край, мой район»

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать в ходе индивидуальной и групповой работы.



2. Хозяйство и быт народов Башкортостана. Легенды и предания.

Знать хозяйство и быт народа в легендах и преданиях.

Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания

- Определение цели УД, формировать последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; работа по составленному плану. - Записывают правила «если…то - Уметь отстаивать точку зрения; работа в группе

II.

Башкортостан в XVIII - XIX веках.

3. Участие башкир и других народов Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Знать участие башкир и других народов Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

4.Итоги и историческое значение Крестьянской войны.

Умение отличать по признакам итоги и историческое значение Крестьянской войны.

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. .

III.

Образ Салавата Юлаева в фольклоре, литературе и искусстве.

5. Биография батыра. Легенды и песни о национальном герое башкирского народа С. Юлаеве.

Умение различать виды фольклора, отличать фольклор от литературы

основные жанры фольклора: легенды, предания, песни

выражают положит. отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своейучебной деятельности

Работа по составленному плану; доп. источники информации. - «если… то…», выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения - умеют слушать других, договариваться

6.Образ С. Юлаева в литературе и искусстве.

Об образе С.Юлаева, его значение в изучении истории народа

дают адекватную оценку своей учебной деятельности

Работа по составленному плану; доп. источники информации. - «если… то…», - умеют слушать других, договариваться

7. Образ С. Юлаева в изобразительном искусстве.

Применение знаний архитектурных памятников Башкортостана

Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми

Составление плана и работа по плану. Делают предположения об инф-ции.

8. Образ С. Юлаева в музыкальном и хореографическом искусстве.

Упражнения по выразительному чтению, пересказ,

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь отстаивать точку зрения в ходе индивидуальной и групповой работы.

V.

Просвещение и печать.

9.. Мектеб и медресе - основные типы национальных школ в Башкортостане 19 века.

Умение различать виды фольклора, отличать фольклор от литературы

Отличие фольклора от литературы. основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества.

10. Просвещение в Башкортостане 19 века. Известные учебные заведения того времени.

Упражнения по выразительному чтению, пересказ,

Проявляют познават. интерес к изучению предмета; применяют правила делового сотруднич-ва

Совершенствуют критерии оценки и самооценки. - передают сод-е в сжатом или развернутом виде. -и письменной

11. Развитие библиотечного дела в Башкортостане 19 века.

Упражнения по выразительному чтению, пересказ,

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

12.Зарождение и развитие издательского дела в Башкортостане 19 века.

Упражнения по выразительному чтению, пересказ,

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать.

VI.

Материальная культура

13.. Национальный костюм башкирского народа.

Развитие речи,

Объясняют себе свои наиболее заметные достижения

Понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. - делают предположения об инф-ции. -критично относятся к своему мнению

14. Декоративное оформление одежды и возрождение традиций национального костюма.

Развитие речи,

Формируют познавательный интерес

Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). -

15. Кузнечное ремесло. Вооружение башкирского воина.

Определения видов. Развитие речи, пересказ

Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания

- Определение цели УД, Передают содержание в сжатом виде. - Уметь отстаивать точку зрения; работа в группе

16. Башкирские рудознатцы.

Определения видов. Развитие речи, пересказ

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


17.Тест по теме.

Ответы на тесты и задания.

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Уметь осущ. анализ объектов, - организовывать и планировать учебнуюработу.

VII.

Театр

18. Зарождение театрального искусства в Башкортостане.

Умение различать музыку. разных народов, их звучание

выражают положит. отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своейучебной деятельности

- работа по составленному плану; доп. источники информации.- «если… то…», выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения- умеют слушать других, договариваться

19. Формирование башкирского драматического театра

Умение различать муз инстр. разных народов, их звучание


20.Творческие портреты артистов БГАТД

Осваивают роль обучающегося; дают адекватную оценку своей учебной деятельности; объясняют отличия в оценках ситуации разными людьми

- составление плана и работа по плану.- делают предположения об инф-ции, нужной для решения учебной задачи.- умеют договариваться, менять точку зрения

VIII.

Музыкальная культура

21. Зарождение и становление башкирской профессиональной культуры.

Появление, развитие кубыза, домбры. Возрождение инструментов. Открытие в муз. Учебных заведениях отделений с классами башк. нар.инструментов

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

22. Башкирское оперное искусство.

Роль,значение

башкирского оперного искусства в воспитании детей.

Становление башкирского оперного искусства. Понятие об опере.

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

23. Жизнь и творчество композитора З. Исмагилова.

Ответы на вопросы. Пересказ

Проявляют познават. интерес к изучению предмета; применяют правила делового сотруднич-ва

- совершенствуют критерии оценки и самооценки.- передают сод-е в сжатом или развернутом виде.- оформление мысли в устной и письменной речи

24. Современное состояние башкирской оперы.


IX.

Живопись.

25.Художники старшего поколения (М.В. Нестеров, Д.Д. Бурлюк)

Биография художников




26. Творчество художников А. Тюлькина, А. Лежнева.

Биография Характеристика их творчества.

Объясняют себе свои наиболее заметные достижения

Формировать целевые установки учебной деятельности,- делают предположения об инф-ции.-критично относятся к своему мнению

27. Художники среднего поколения (А. Кузнецов, Ф. Кащеев)

Пересказ биографии, творчества, сод. картин, основная мысль, мораль

Формируют познавательный интерес

Анализ объектов- организовывать и планировать учебное сотрудничество

28. Творчество художников А. Бурзянцева, А. Ситдиковой)

Биография, краткая характеристика творчества, выяснить главную тему творчества.

Применяют правила делового сотрудничества; оценивание своей учебной деятельности; выражают положит. отношение к процессу познания

- Определение цели УД, формировать последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде. Уметь отстаивать точку зрения; работа в группе

Башкортостан в произведениях художественной литературы.

29. Жизнь и творчество писателя С.Т. Аксакова.

Биография, краткая характеристика творчества, выяснить главную тему творчества

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


30. Жизнь и творчество писателя Ст. Злобина. Роман «Салават Юлаев».

Художественный пересказ,анализ,записи в тетрадях

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плануУметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


31.Г. Ибрагимов. Отрывки из романа «Кинзя».

Уметь излагать свои мысли письменно.

Биография, краткая характеристика творчества, выяснить главную тему творчества

выражают положит. отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своейучебной деятельности

Работа по составленному плану; доп. источники информации. Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Умеют слушать других, договариваться


32.Н. Асанбаев. Жизнь и творчество. «Красный паша».

Биография, краткая характеристика творчества, выяснить главную тему творчества.

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


33.Жизнь и творчество Галимжана Ибрагимова. «Дети природы».

Художественный пересказ,анализ,записи в тетрадях

Выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества; оценивать свою учебную деятельность

Определение цели УД; работа по составленному плану. Передают содержание в сжатом виде, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.



34. Итоговая контрольная работа.

Тест







35.Обобщающий урок.






Перечень учебно-методического и материального обеспечения.

  1. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

  2. Башкортостан. Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

  3. Башкирские шежере. - Уфа, 1988.

  4. Башкирский народный орнамент. - М., 1984.

  5. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. - М., 1981.

  6. Васильева О.В.. Латыпова В.В. и др. Дорога к храму: история религиозных учреждений города Уфы. Уфа, 1993.

  7. Древнее искусство башкир. - Уфа. 1985.

  8. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерий Пороховой.-М. Центр «Аль-Фуркан»,2002г. М. Аванта+,2002.

  9. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: "Китап", 1997.

  10. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение- С.-П.

  11. Тюгаева Т. М. Предметное и структурное изучение Корана: Пособие \ БИРО. - Уфа,1999.

Список литературы:

Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова,Уфа,2010г.

Учебник «Башкирская культура»автор Буракаев И.Д., Буракаева М.С., Юлмухаметов М.Б. -Уфа : Китап,2011, 7 класс;

Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2008.

Образ России в его картинах: «О Русь, заветный уголок», «Покровская церковь».

Прикосновение к истокам, утверждение прочих духовных ценностей народной культуры и уклада жизни в натюрмортах А. Х. Ситдиковой: «Утренняя свежесть», «Чак-чак», «Оружие батыра», «Голубая шаль», «Скоро вечер».

Литература для ученика : «Культура Башкортостана»- Галин С.А.,Галина Г.С.,Кузбеков Ф.Т.,Кузбекова Р.А.,Попова Л.Л.7 класс,Уфа : Китап,2002

Учебник «История Башкортостана»: С древнейших времен до конца XIX в./Отв.ред.И.Г.Акманов.-Уфа, Китап, 2008

Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа: Китап,1988г

  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа: Китап,1989г.

  3. Шарапов И. Ә. Йырау6ар, сәсәндәр, мәғрифәтселәр. Өфө: Китап, 2007 й.

  4. Сидоров В.В. О башкире-певце и бесстрашном бойце .Книга о С.Юлаеве. Уфа: Китап,1990

  5. С.Юлаев. Стихотворения/ составитель Г.Галимова,Уфа: Китап,2004

  6. Каримова А.Р. Салават Юлаев -гордость народа( жизнь и творчество С.Юлаева) Уфа: Китап,2009

  7. Галлямова Л.Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана- Уфа: Китап,2002

Электронные пособия:

1.Электронный учебник «Культура Башкортостана»(Составитель Р.Х.Хусаинова)

2.Электронный учебник «Башкирский язык в русскоязычных школах»
























© 2010-2022