Методический материал Эмоциональное развитие учащихся с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эмоциональное развитие учащихся с ОВЗ.

Анализ исследований и коррекционно - педагогическая практика показывают, что развитие эмоциональной сферы умственно отсталых учащихся отличаются от нормы по ряду количественных и качественных показателей.

Количественные особенности эмоционального развития умственно отсталого школьника представлены его замедленным темпом, ограниченным, по сравнению с нормой диапазоном переживаний, слабой эмоциональной выразительностью. Интонационная бедность речи сочетается с ограниченным запасом слов, сниженными способностями к восприятию и переживанию других людей, отклонениями в динамике эмоциональных проявлений, склонность к частому возникновению аффективных реакций, не мотивированные реальной действительностью, перепады настроений.

Качественное своеобразие эмоциональной сферы учащихся коррекционной школы 8 вида, проявляется в снижении интеллектуальной регуляции эмоций, нарушении их адекватности, наличие особых, специфических закономерностей, определяющих развитие психики и в том числе её эмоционального компонента.

При этом, также как и в норме , эмоциональная сфера умственно отсталого школьника выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего мира, а также с приспособлением к его постоянно изменяющим условиям.

Соответственно коррекции нарушений эмоционального развития в той или иной мере присущих всем учащимся школы 8 вида, должно уделяться особое внимание педагогов.

Важнейшим положением определяющим эффективность коррекционной работы является принцип комплексного психолого - педагогического воздействия на все структурные компоненты эмоциональной сферы личности школьников.

Этот принцип обоснован в исследованиях Н.Л.Коломинского, Ж. И, Намазбаевой, В.Г. Петровой, В.Н.Синева, Ж.И.Шиф и других специалистов. Он опирается на представлении о системном строении психики (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн ) и о межфункциональном взаимодействии всех её компонентов.

Рассматривая умственную отсталость как тотальный дизонтогенез, отечественные специалисты утверждают, что эффективная коррекционная помощь таким детям предполагает целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные и личностные компоненты психики в их системном единстве.

В соответствии с данным принципом в качестве средств коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности.

В моём исследовании средство - это любое воздействие, способствующее достижению цели, состоящее в коррекции недостатков эмоциональной среды умственно отсталых учащихся, в развитии всех её параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с её аффективными компонентами.

С целью совершенствования коррекционно-воспитательной работы я использовала 2 группы средств: психолого-педагогические технологии прямого и косвенного воздействия на эмоциональное развитие у/о школьников. По технологии понималась вся совокупность методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, оптимальная последовательность их применения, а также рациональные условия, обеспечивающие получение значимого результата.

Технология прямого воздействия была представлена играми, упражнениями, непосредственно направленными на развитие эмоциональной сферы учащихся, на исправление имеющихся нарушений, а также на использование компенсаторных возможностей эмоционального начала. Технология косвенного воздействия была направлена на максимальную реализацию коррекционных возможностей традиционных для данного образовательного учреждения, видов и форм организационной деятельности, а так же на осознание педагогами важности данного вопроса и необходимости систематической работы над его решением. Т.к. целенаправленная активность педагога может существенно усилить коррекционно-развивающее влияние различных видов деятельности на эмоциональное развитие у/о школьников. Это изучение специальной педагогики и психологии, выполнение научно-исследовательских работ связанные с диагностикой и коррекцией эмоционального развития.

Таким образом, вся совокупность средств, способствующих коррекции и развитию эмоциональной сферы у/о учащихся , а также актуализации, связанных с эмоциональным началом компенсаторных возможностей может быть представлена в идее 2 двух психолого-педагогических технологий: прямого и косвенного воздействия.

Число учащихся , у которых интеллектуальная недостаточность осложнена выраженными расстройствами эмоциональной сферы неуклонно возрастает.

Нарушения эмоционального развития является одними из основных причин, затрудняющих взаимодействие с у/о учащимися и снижающих продуктивность их учебной деятельности. Для успешной коррекционной помощи детям исследовались учащиеся двух классов. Диагностика проводилась в комфортной психологической обстановке, задания давались в игровой форме, с использованием бесед, методик, наблюдений.

Цель исследования: опираясь на данные психологических методик, определить:

1.Определить уровень развития ребёнка.

2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3.Увидеть норму и отклонение.

4. Проанализировать причину изменения.

5. Установить причину изменений.

6. Выбрать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Исследовательская работа проводилась с использованием методики «Тест тревожности» и в дополнение рисуночные тесты, для изучения интеллектуальных, личностных, эмоциональных особенностей «Рисунок человека» , « Несуществующее животное ( дополнительные модификации - злое и счастливое)» , «Рисунок семьи». Цель «Теста тревожности» : исследование тревожности ребёнка, по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций, характер его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, школе.

Признаки тревожности:

- повышенная возбудимость, напряженность, скованность;

- страх перед всем новым, незнакомым ,привычным;

- неуверенность в себе, заниженная самооценка;

- ожидание неприятностей, неудач, неодобрение старших;

- исполнительность, развитое чувство ответственности;

- безынициативность, пассивность, робость;

- склонность помнить скорее плохое, чем хорошее;

Подавляющее большинство страхов обеспечены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Вследствие проведённой диагностической работы, я обнаружила, что дети обладают разным уровнем эмоционального развития. Соответственно подход в развитии положительных эмоций должен быть дифференцирован. В связи с этим разрабатывалась система коррекционной помощи детям по принципу направленности на сохранные качества личности.

Для решения конкретных коррекционно- развивающих задач я использовала игры техники прямого воздействия. В зависимости от возраста и уровня развития школьников им предлагались более сложные варианты более сложных игр. Вариативное повторение упражнений в течении длительного времени позволяло улучшить индивидуальные результаты учащихся. Однако в реальной жизни позитивные изменения в эмоциональной сфере появлялись несколько слабее, что связанно с затруднениями таких школьников в осуществлении переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.

Нецелесообразно ставить вопрос о том, какая технология является более эффективной. Устойчивую позитивную динамику на развитие эмоциональной сферы умственно отсталых школьников можно получить лишь при сочетании технологий прямого и косвенного воздействия в процессе длительного систематической и целенаправленной работы.

Таким образом , в результате коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу умственно отсталых учащихся , по развитию положительных и устранению негативных эмоциональных проявлений, можно добиться позитивной динамики в разнообразных видах учебной деятельности учащихся.


© 2010-2022