• Преподавателю
  • Другое
  • Статья «Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе»

Статья «Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе»

"Выдержка из материала: "Во многом это зависит от личностных качеств педагога: его способности быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, уметь осмыслять новшество, быть готовым постоянно обновлять свои знания и умения. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются не у всех педагогов.Создание новой практики образования всегда связано с риском, поскольку в педагогике личности педагога и ученика всегда имеют большое, а иногда определяющее значение. Можно предста...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эльзессер И.Ю.

Учитель химии МБОУ-СОШ № 168

г.Екатеринбург

Развитие педагогического потенциала в условиях инновационной среды в общеобразовательной школе

Текущий этап развития образования в России характеризуется значительными переменами, которые меняют условия профессиональной деятельности педагогов. Совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств создают особую среду, в которой трудятся педагоги. Особое качество среды, которое стимулирует педагогов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессионально-педагогической среды - инновационную (А.М.Моисеев).

Инновационная среда может по-разному (положительно и отрицательно) влиять на их профессиональное развитие. Во многом это зависит от личностных качеств педагога: его способности быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, уметь осмыслять новшество, быть готовым постоянно обновлять свои знания и умения. Однако, как показывает социальная практика, эти качества формируются не у всех педагогов.

Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель включать представление о ней как интегральном средстве достижения управленческих целей. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить а) из задач формирования мотивации к инновационной деятельности; б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности; в) из задачи создания и реализации методического сопровождения педагогов в инновационной деятельности.

Исходя из того, что в условиях инновационной среды педагог должен быть профессионально компетентным, управленческие решения проблемы профессионального развития должны основываться на четком определении понятия «профессиональная компетентность» и ее структурных компонентов. По мнению ряда ученых, наиболее полно специфика профессиональной компетентности педагогов отражается при рассмотрении ее с позиции трех следующих компонентов: деятельностного (знания, умения, навыки самостоятельного осуществления деятельности, мотивации деятельности, карьерный рост); личностного (знания, умения, навыки в принципы развития личности учащегося, стремление к саморазвитию, умение контролировать свое эмоциональное состояние); социально-коммуникативные (знания, умения, навыки осуществления педагогического общения, позитивный настрой, умение разрешать конфликты) [3].

В условиях инновационной среды особенно назревшей становиться проблема приобщения педагогов к педагогическому творчеству, включение его в научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Ориентиром эффективности управления в образовательных учреждениях может стать наличие организационно-педагогические условий для развития творческой деятельности педагога, ориентированной на научно-исследовательскую и экспериментальную работу.

В нашей школе для повышения эффективность процесса профессионального развития педагогов успешно решаются следующие задачи:

  • выявляются потребности и запросы педагогов к методической поддержке инновационных процессов;

  • разрабатываются конкретные меры по обеспечению условий методического взаимодействия педагогических работников;

  • постоянно обновляется содержание и формы научно-методической деятельности с учетом запросов педагогических работников;

  • разработана программа развития школы в соответствии с объективной оценкой ее ресурсных возможностей и продуманным поиском резервов развития;

  • создана система научно-методическое обеспечение образовательного процесса на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого педагога.

Педагоги, часто даже осознав необходимость в изменениях педагогической практики, не всегда могут определить направления этих изменений. Информированность педагогического коллектива в позициях и намерениях органов власти в отношении системы образования позволяет определить границы правового поля деятельности, стратегические направления образовательной практики. Но до настоящих инноваций на этой стадии еще очень далеко. Создание новой практики образования всегда связано с риском, поскольку в педагогике личности педагога и ученика всегда имеют большое, а иногда определяющее значение. Можно представить какими издержками для здоровья и качества образования могут стать любые новшества, если не продумать все этапы его внедрения, не продумать все способы перехода на новую практику, не проанализировать имеющиеся ресурсы, не предусмотреть механизмы минимизации рисков.

Поэтому необходимо специально организовать деятельность руководителя школы, направленную на освоение педагогическим коллективом основ педагогического исследования, осознания необходимости такой деятельности и мотивацию педагогов к постановке педагогических эксперимента.

В нашей школе такая работа организована в нескольких направлениях:

  • обучение педагогическим основам организации инновационной деятельности, технологии постановки педагогического исследования, проектирования и реализации педагогического эксперимента;

  • создание условий для рефлексии профессионального опыта и развития инновационной практики;

  • создание системы поощрения педагогов, занимающихся инновационной деятельностью.

Для определения сущностных характеристик научно-методической деятельности в нашей школе была сделана попытка рассмотреть ее в параметрах творчества. Подбор педагогов, обладающих творческим потенциалом, объединение их в творческие педагогические коллективы и постановка перед ними задач, в решении которых они могли бы раскрыть свои способности - это главная цель того, чтобы в образовательном учреждении начал осуществляться целенаправленный процесс научно-методического обеспечения.

Большое внимание уделяется изучению профессиональной позиции педагогов, мониторингу профессиональных достижений и выявлению инновационного потенциала учителя. Такая работа позволяет определиться с темами педагогических исследований, разработать педагогические проекты и организовать работу по их реализации.

Для создания устойчивой положительной мотивации к профессиональному развитию в нашей школе существует система грантов для поощрения исследовательской экспериментальной работы педагогов [2]. Школьный грант - это субсидия учителю, предназначенная для осуществления конкретных педагогических проектов. Причем грант можно получить как по результатам рассмотрения заявленных на грант проектов, так и по результатам внедренных педагогических новшеств. В качестве грантодателя в нашей школе выступают две общественные организации - Благотворительный фонд «Фонд поддержки нового поколения», действующий в рамках реализации программы «Вместе мы - будущее» и Фонд председателя совета директоров ООО «Уралнедруд» А.В. Богачев. За последние четыре года школьные гранты под проекты и по результатам деятельности получили 15 педагогов.

Наибольшую трудность в организации исследовательской деятельности педагогов представляет выделение существенных факторов конкретной педагогической практики, влияние которых необходимо исследовать, чтобы разработать новый, более эффективный способ решения педагогических проблем. На практике эту задачу возможно решить, посещая уроки учителей, проводя мониторинг применяемых в школе методов обучения, образовательных технологий, организуя аттестационные процессы.

В системе научно-методической работы используются различные виды объединений педагогов для выработки совместных решений по вопросам совершенствования педагогической деятельности. Наиболее эффективными являются временные творческие группы учителей.

В настоящее время в школе функционирует инновационная площадка городского уровня «Центр дистанционной поддержки образовательного процесса». В школе реализуются инновационные образовательные проекты школьного уровня: фестивальное движение «Познание и творчество», «Школьный университет здоровья», «Гендерные аспекты обучения и воспитания обучающихся младшего подросткового возраста», «Внедрение социокультурного компонента в процесс преподавание иностранного языка», «Система воспитательных мероприятий по формированию толерантного взаимоотношений в социуме», «Развитие литературно-творческий способностей обучающихся на литературном материале писателей Урала», «Развитие визуального мышления младших школьников средствами ИЗО».

Большое значение в развитие профессионального потенциала педагога имеет и участие в конкурсах профессионального мастерства. Во-первых, сам характер состязательности профессиональных конкурсов является мощным внутренним мотивом к самосовершенствованию, во-вторых, подготовка к конкурсу всегда сопряжена с анализом, обобщением, осмыслением собственного опыта и поиском возможностей для его улучшения и развития. Активное привлечение коллег на этапе подготовке к конкурсу позволяет находить оптимальные решения, выработать эффективную стратегию практической реализации конкурсного проекта, эффективно налаживать педагогическое взаимодействие внутри школы.

Когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Педагоги нашей школы за последние пять лет участвовали в следующих конкурсах профессионального мастерства: «Лучший педагог-организатор ОБЖ и КБЖ», «Учитель года», «Лидер в образовании», Всероссийский конкурс методических разработок «Сто друзей», «Педагогический олимп», «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», Международный фестиваль педагогов «Мультимедиа в образовании», «Директор года», «Самый классный классный», «Инновации в образовании», «Профессионализм, творчество, успех», «Лучшая методическая служба города». Результатами участия в конкурсах стало получение медали им. Я. Корчака, пяти призовых место на уровне региона, восьми на уровне города, девяти на уровне района. Всего за последние 5 лет педагоги нашей школы участвовали в двадцати трех конкурсах профессионального мастерства.

Таким образом, в условиях инновационной среды профессиональное развитие педагогов происходит в ходе деятельного творческого саморазвития и самореализации на одном из уровней профессионализма, основное содержание которых выражается в проектном, исследовательском, рефлексивном и коммуникативном компонентах деятельности.

Литература

  1. Венедиктова Т. А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога. - М.: ИЦАПО, 2000. - 139 с.

  2. Вяткина Т.О. Разработка системы грантов для поощрения творческой активности педагогов и учащихся. - Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга: материалы XVI городских педагогических чтений/ под общ. ред. А.А. Симоновой, Н.А. Лопатюк. - Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.- 23 с.

  3. Сыманюк Э.Э, Печеркина А.А, Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды.//Педагогическое образование в России .- 2011. - № 1. - с. 20-23


© 2010-2022