Патриотизм как качество современного человека

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотизм как качество современного человекаГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования тульской области «Алексинский гидрометеорологический техникум»


Методическая разработка

Патриотизм как качество современного человека

Патриотизм как качество современного человека


Автор: Войшнорович Татьяна Павловна

заведущий учебной части, преподаватель специальных дисциплин


п. Колосово

2015

Содержание



Введение

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и поэтому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современной школы и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

1. Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания студентов.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания - служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы укрепления государства. Констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения на государственном уровне.

Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности. Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания.



3. Основные направления и формы патриотического воспитания.

- Духовно-нравственное.

Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров

- Историко-краеведческое.

- Гражданско-патриотическое воспитание.

- Социально-патриотическое.

- Военно-патриотическое.

- Героико-патриотическое..

- Спортивно-патриотическое.

Формы патриотической работы:

- уроки гуманитарного цикла, специальные дисциплины, ОБЖ, физической культуры.

- уроки мужества, классные часы.

- спортивные секции.

- соревнования по военно-прикладным видам спорта.

- военно-спортивные сборы.

- военно-спортивные состязания «молодежные игры богатырей града Алексин».

- шефство над ветеранами.

- конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему.

- конкурсы стенных газет.

4. Обоснование необходимости гражданско-патриотического воспитания студентов, задачи и механизмы реализации в рамках образовательного процесса.

Становление гражданской позиции молодежи возможно только в гражданском обществе, которое его окружает. Если молодые люди постоянно видят нежелание окружающих принимать самостоятельные решения, активно менять жизнь к лучшему, то и от молодежи нельзя ждать большего. Именно поэтому роль образовательных учреждений в воспитании активной жизненной позиции так велика.

гражданами, а призваны формировать гражданственность и самосознание учащихся.

Реализация идей гражданско-патриотического образования и воспитания дает возможность:

1) решать эти проблемы;

2) создать условия для освоения и учителями, и учениками роли гражданина;

3) овладеть навыками гражданско-патриотического поведения в процессе социализации личности.

Для успешного решения этих проблем необходимо создание системы гражданско-патриотического образования и воспитания, что будет способствовать гражданскому становлению личности воспитанника, с включением в нее всех участников образовательного процесса.

Цель гражданско-патриотического воспитания студентов - создание системы гражданского становления и социализации личности студента.

Задачами гражданско-патриотического воспитания студентов являются:

1. Формирование гражданского мышления участников образовательного процесса.

2. Сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и применению их в социально значимой деятельности.

3.Изучение и освоение педагогическим коллективом новых, продуктивных методов гражданско-патриотического обучения и воспитания.

4.

5. Анкета патриота Для анализа сходства и различия в понимании феномена патриотизма среди различных субъектов образовательного процесса можно использовать анкету, разработанную д.соц.н., проф. Кафедры социологии и политологии СПбАППО Крокинской O.K. в 2002г.



  1. С ЧЕМ ЛИЧНО ДЛЯ ВАС СВЯЗАНО ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА?

Выберете несколько наиболее важных для Вас факторов:

  1. Мощь государства.

  2. Достижения науки.

  3. Культура: литература, музыка, живопись, кино.

  4. Красота природы.

  5. Отрицание «чужих» народов, идей, культур.

  6. Привязанность к месту рождения (чувство малой родины).

  7. Место России в мире.

  8. Политическое устройство страны.

  9. Спортивные победы на международной арене.

  10. Другое мнение_________________________________________________

2. ЧТО ВЫ СЧИТАЛИ БЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ПАТРИОТИЗМА?

Отметьте 3-4 позиции, наиболее существенные на Ваш взгляд:

  1. Исправно платить налоги.

  2. Учить детей любить Родину.

  3. Защищать ее границы с оружием в руках.

  4. воевать в «горячих точках», отстаивая политические интересы России с оружием в руках.

  5. В деловых предприятиях ставить интересы страны выше личных.

  6. Жить своим умом, не подчиняясь чужим рецептам.

  7. Предпочитать отечественные товары зарубежным.

  8. Изучать историю и культуру России, её язык.

  9. Отказ от зарубежных кредитов в экономике.

  10. Если потребуется для Родины, пожертвовать жизнью.

  11. Беречь природу.

  12. Участвовать в деятельности таких организаций, как РНЕ, «скинзхэды».

  13. Другое____________________________________________________



Примерный план мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию студентов в ГОУ СПО ТО «АГМТ» на 2014-2015 учебный год

п/п

Мероприятия

Исполнитель

Ожидаемый результат

  1. Создание нормативной правовой базы патриотического воспитания молодёжи

1.1

На основе Федерального закона «О днях воинской славы России» создать календарь победных дней России

зам. директора по УВР

Создание иторико-правовой основы патриотического воспитания

1.2

Создать и периодически пополнять картотеку Федеральных законов, включающие вопросы патриотического воспитания граждан РФ

зам. директора по УВР, зав. библиотекой

Нормативно-правовая база государственной политики в области патриотического воспитания.

  1. Система мероприятий педагогического и студенческого коллективов в области патриотического воспитания.

2.1

Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

65-летию техникума.

Совет техникума

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти российских воинов, событий истории Отечества.

2.2

Проведение военно-спортивной викторины «А ну-ка, парни!» (ежегодно к 23 февраля).

Преподаватели физической культуры, классные руководители.

Вовлечение в работу по патриотическому воспитанию студентов.

2.3

Проведение творческих встреч «От всей души» с ветеранами войны, труда, Вооруженных сил (к 9 мая ежегодно).

Зам. директора по УВР, преподаватель литературы, классные руководители

Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании молодежи.

2.4

Подготовка и участие в городских конкурсах, смотрах, военно-спортивных играх.

Преподаватель физической культуры, преподаватель ОБЖ

Формирование у молодёжи готовности к вооруженной защите Отечества.

2.5

Участие в городской военно-спортивной игре «Молодежные игры богатырей града Алексина».

Преподаватели физической культуры и основ военной службы

Повышение интереса к прикладным видам спорта

2.6

Участие в городском цикле мероприятий с молодежью допризывного возраста

Педагогический

коллектив

Развитие движения новых патриотов России. Обеспечение преемственности традиций разных поколений защитников Отечества.

2.7

Уход за могилой погибшего летчика Лопухина И.С.

Администрация

техникума,

студенты.

Увековечивание памяти погибших воинов.

2.8

Организация и проведение «Уроков мужества» с привлечением ветеранов армии, выпускников АГМТ, служивших в горячих точках.

Зам. директора по УВР, Кл. руководители.

Воспитание молодежи в боевых традициях старших поколений.

3. Воздействие педагогического коллектива на пропаганду патриотизма в средствах массовой информации.

3.1

Проведение конкурса стенгазет, посвященных годовщине великой Победы.

Зам.директора по УВР, кл. руководители.

Активизация творческого потенциала педагогического коллектива, студентов.

3.2

Создание видеофильмов с тематикой патриотического воспитания (походы, конкурсы, вечера...).

Кл.руководители.

Создание информационной базы в целях пропаганды патриотического воспитания молодежи.

3.3

Создание компьютерных презентаций «Об истории

Кл.руководители.

Увековечивание событий истории



Литература:



  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы

  2. Материалы семинара ЦНТИ «Прогресс» ; СПб. Октябрь 2009г.

  3. Место и роль армии в российском обществе: социологический анализ. -М.: Издательство МГУ, 2006г.

© 2010-2022