Технология развития критического мышления

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,
а тому, как они должны думать,

то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг.


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Мне бы хотелось поделиться опытом работы , как я стараюсь использовать ТКМ на своих уроках.

Критическое мышление -мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата

Халперн Д.

Прежде определим признаки критического мышления:

  1. Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  2. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

  3. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

  4. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

  5. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

В че же заключается принцип педагогической технологии Развития критического мышления.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

  • подготовительный - стадия вызова;

  • восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

  • присвоение информации - стадия рефлексии.

Стадия

Функции

Вызов

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

  • Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление
содержания

  • Информационная (получение новой информации по теме).

  • Систематизационная (классификация полученной информации).

  • Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

  • Информационная (приобретение нового знания).

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя - в основном координирующая.

Приемы обучения в технологии РКМЧП

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем - Хотим узнать - Узнаем» (З - Х - У)

З - знаем Х - хотим узнать У - узнаем

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

(Презентация, слайд 2)

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. (Презентация, слайд 3)

"Концептуальная таблица"

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. (Презентация, слайд 4)

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

Факты

В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу: (Презентация, слайд 5)

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;

  • систематизировать необходимую информацию;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • развитие монологической речи;

а так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией

Прием «Составление кластера»

Кластер - прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. (Презентация, слайды 9, 10)

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную - в виде общего совместного обсуждения.
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. (Презентация, слайд 20)

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Приём Инсерт (insert)

I - interactive: самоактивизирующая "У" - уже знал;
N - noting: системная разметка "+" - новое;
S - system: для эффективного "-" - думал иначе;
E - effective: чтение и размышление "?" - думал иначе.
R - reading
T - thinking

(Презентация, слайд 12)

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» - знаю

«+» - новое

«?» - вопросы

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким. (Презентация, слайд 13)

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. (Презентация, слайд 15)

Положительные стороны приема "Кубик":

- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний". (Презентация, слайд 17)

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. (Презентация, слайд 19)

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

(Презентация, слайд 23)

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

В заключение, хочу предложить набросок урока (по стадиям урока в технологии развития критического мышления) в пятом классе по теме «Треугольник».

Стадии урока

Слайд

Действия учителя

Действия ученика

Вызов

№ 20

В центре доски записываю ключевое слово - треугольник, от него рисую стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д.

Называют все слова, которые у них ассоциируются со словом треугольник.

Осмысление

№ 21

№ 22

1 часть: класс разбивается на 6 групп. Выбрасывая кубик, каждая группа получает одно из заданий, которые записаны на сторонах кубика. В процессе корректирую работу учеников.

2 часть: заполняем сводную таблицу (можно одну общую на доске либо распечатать каждому ученику заготовку).

1 часть: в течение некоторого времени работают над заданием, используя текст учебника, либо дополнительный материал.

2 часть: группы представляют свою информацию для заполнения сводной таблицы.

Рефлексия

№ 23

Обсуждаем записи, внесенные в таблицу.
Составляем синквэйм:

  • Назовите тему урока одним словом

  • Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют треугольник.

  • Назовите 3 действия, которые можно выполнять с треугольником.

  • Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

  • Как иначе можно назвать треугольник?

Проговаривают усвоенные знания.
Отвечают на вопросы:

  • Треугольник.

  • Равносторонний, прямоугольный

  • Обозначать, чертить, измерять

  • Бывает, что треугольник не существует.

  • Фигура с тремя … .

- Надеюсь, что мои наработки будут полезны в работе коллег.
- Спасибо за внимание! Удачи всем!



8 КЛАСС. Урок с применением технологии РКМ.

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.

Цели урока:

  1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.

  2. Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза

  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.

ЗАДАЧИ ЭТАПА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РЕЗУЛЬТАТ

!. Орг. этап.

1.мин.

Подготовить уч-ся к работе на уроке.

Приветствие.

Организация внимания.

2. Подготовка к изучению нового материала.

4 мин.

Организация познавательной деятельности уч-ся.

Сообщить тему урока.

Игра "Верю-не верю ".

Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?

В тетради число и тема урока.

Сформулировать цель урока.

3. Усвоение новых знаний.

(сам - но)

7 мин.

8 мин.

Дать конкретное представление об изучаемых понятиях.

Сформулировать их определение.

Проанализировать связь между ними.

1.Читайте текст лист №1 .

2.Что нового вы узнали? Сравнили с ответами "верю-не верю" в начале урока.

3.Составте таблицу вопросов по тексту.

4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.

5.Работайте с таблицей лист №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.

6.Практическая работа лист №3

Выполнить и сделать выводы.

В тетради таблица вопросов.

В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра,

Практическая работа в тетради. Вывод.

4. Проверка понимания нового материала

(Фронт.) 10 мин.

Осмысление новых понятий и закономерностей.

Устранить обнаруженные пробелы.

Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.

Знакомимся с материалом в учебнике

Стр.158 п 68

В тетради устранены возникшие пробелы

5. Закрепление

(Сам-но)

10 мин

Закрепить знания и умения по новому материалу.

1.Задача: № 631

2..Составте свою задачу на взаимное

расположение прямой и окружности.

Ответ с объяснением в тетради.

6. Подведение итогов

5 мин.

Сообщить д\з.

Подвести итоги.

Что нового узнали на уроке?

Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе.

Оцените свою работу: 10б- всё понял и могу рассказать. 8б-всё понял , но рассказать не могу. 6б-.понял не всё.

4б -ничего не понял, но старался.

Д\З записи в тетради , п 68, № 633.

Воспроизвести изучаемые понятия.

Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.

ОКРУЖНОСТЬ.

Игра "Верю-не верю"

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы "окружность", создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вопрос

"+" верю,

"-" не верю

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий - окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин "радиус" встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает "луч"?

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

6. Верите ли вы, что в русском языке слово "круглый" означает высшую степень чего-либо?

7. Верите ли вы, что выражение "ходить по кругу" когда-то означало "прогресс"?

8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает "струна"?

9. Верите ли вы, что определение "касательной" уже есть в первом учебнике геометрии - "Начала" Евклида?

Далее предлагается текст.

ЛИСТ №1

"Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин". Кэрролл Л.

Самая простая из кривых линий - окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности - радиус. Слово это латинское и означает "луч". В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто "прямая из центра", Ф. Виет писал что "радиус" - это "элегантное слово". Общепринятым термин "радиус" становится лишь в конце XVII в. Впервые термин "радиус" встречается в "Геометрии" французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность "устроена" одинаково, что позволяет ей как бы двигаться "по себе". На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово "круглый" тоже стало означать высокую степень чего-либо: "круглый отличник", "круглый сирота" и даже "круглый дурак".

Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего "погоняли по кругу". Фраза "ходить по кругу" обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение "ходить по кругу" очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.

Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин "хорда" (от греческого "струна") был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике "Элементы геометрии" французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В "Началах" Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его

По материалам книг: Г. Глейзер "История математики в школе", С Акимова "Занимательная математика".

Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Зачем?

ЛИСТ №2

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

рисунок

Определяемое понятие

Используемые ключевые понятия

1

Технология развития критического мышления

Окружность

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

2

Технология развития критического мышления

радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

3

Технология развития критического мышления

Хорда

Отрезок, точки окружности.

4

Технология развития критического мышления

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

ЛИСТ №3

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.

Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:

1. Радиус окружности r < MK

2. Радиус окружности r = MK

3. Радиус окружности r >MK

Технология развития критического мышления

Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой - это

__________________________________________________

Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.

Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой

Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой

Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой

Прямая и окружность ……….

Прямая и окружность ……….

Прямая и окружность ……….

Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Урок закончен.



Тема урока: « Приведение подобных слагаемых»

Форма урока : урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Цель урока: Изучить и отработать алгоритм приведения подобных слагаемых.

Задачи урока:

Образовательная:

- изучить алгоритм приведения подобных слагаемых;

- ввести понятие подобных слагаемых;

- объяснить, что значит « привести подобные слагаемые»;

- совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая:

- развивать мыслительные способности, умение классифицировать, сравнивать, выполнять по аналогии.

- развивать умение анализировать и систематизировать материал по данной теме.

Воспитательная:

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, чувство сотрудничества.

Планируемый результат:

в результате изучения данной темы, учащиеся должны усвоить понятие подобных слагаемых, научиться применять распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания при приведении подобных слагаемых.

Применение ИКТ осуществлялось в течение всего урока

Приемы ТРКМ:

« Инсерт» - чтение с пометкой;

« Ромашка Блума»;

« Кластер» (« гроздь»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Методы обучения на уроке:

Исследовательский ( работа с книгой по поиску алгоритма приведения подобных слагаемых);

Частично поисковый ( эвристическая беседа, ведущая к составлению алгоритма приведения подобных слагаемых)

При изучении темы по физике « Механическая работа» применение технологии критического мышления продуктивно.

Урок « Приведение подобных слагаемых» является первым из темы

« Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых» ( является уроком изучения нового материала).

Структура и ход урока.

1.Учитель обращается к словам на доске: «Величие человека - в его способности мыслить»

( французский ученый Блез Паскаль).

На данный этап урока я ставлю задачу - развивать ваши мыслительные способности: умение классифицировать, сравнивать, выполнять по аналогии.

« Скажи мне - я не забуду»,

Покажи мне - я запомню,

Вовлеки меня - я пойму».



  1. Организационный момент.

Нацелить учащихся на урок

II Устный счет. Слайд №1

А). Назвать коэффициент выражения:

5,1ас; -0,23вс; -ху; 15х; авс.

В). Решить уравнения:

-х=6; -х=-3; -3х=2; -5х=10; 2х=-5; -х=8.

С) Упростить выражение:

х+х; а-а; 0-а; в*в*в; х-0; х:х; х*х; а-0; в+в+в; х+0; с*0; х:0.

Д) Раскрыть скобки:

- (а+в+с); (х+у)-х; ( с+5,4)-( 4,9 + с); ( а-в) + ( -а +в).

Математический диктант. Слайд

III. Сообщение темы урока. Слайд №2.







«З» Знаем





«Х» Хотим узнать





«У» Узнали

Действия с положительными и отрицательными числами;

раскрытие скобок;

определение числового коэффициента в выражении;

распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.







Хотим узнать: учащиеся открывают учебник п. 41, читают его внимательно и заполняют второй столбик таблицы.

( после заполнения второго столбца сообщается тема урока при помощи записей).





«З» Знаем





«Х» Хотим узнать





«У» Узнали

Действия с положительными и отрицательными числами;

раскрытие скобок;

определение числового коэффициента в выражении;

распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Раскрытие скобок при помощи распределительного свойства умножения;

подобные слагаемые;

алгоритм приведения подобных слагаемых.



VI. Работа над темой урока.

1.Работа у доски: раскрыть скобки:

2 (а-в-с) =

-4 ( -х+у) =

-а ( 3m +k-n) =

-5 ( 2х +6у) =

Учитель: какое свойство умножения применяется при раскрытии скобок?

5а + 2а -12а.

Учитель: посмотрите на слагаемые. Что у них общего? ( одинаковые буквенные выражения)

Чем они отличаются? ( коэффициентом)

Учитель: найдите в учебнике как называются слагаемые, которые имеют общую буквенную часть и отличаются только коэффициентом. ( учащиеся дают ответ)

Задание: найти подобные слагаемые в выражении: Слайд №3

2а + 3в +5а - 5;

-3у +2х +3х;

m+ 2m + 6m - 3n;

11p + 2p + 20p - 3x.

( учащимся раздаются конверты, в которых находятся выражения- разделить их на подобные слагаемые).

Учитель: чем отличаются подобные слагаемые?

Игра « Оживи пословицу» ( каждой команде достается по одной пословице, текс которой содержит цифры или числа)

  1. Плакать в три ручья;

  2. Одна голова хорошо, а две лучше;

  3. Семь раз отмерь, один раз отрежь;

  4. Один пашет, а семеро руками машут;

  5. У семи нянек дитя без глаз.

Учитель: А теперь научимся с вами складывать подобные слагаемые, для этого нам нужен алгоритм, который по учебнику вы составите сами.( работа по учебнику)

Проверяем алгоритм Слайд №4

Алгоритм приведения подобных слагаемых:

Чтобы сложить подобные слагаемые, надо:

  1. применяя распределительное свойство умножения вынести общий буквенный множитель за скобки;

  2. сложить коэффициенты ;

  3. результат умножить на вынесенный общий множитель.

Учитель: закрепим алгоритм нахождения подобных слагаемых.

Выполнить № 1267 ( 1 столбик)

Учитель. А теперь закрепим пройденный теоретический материал, для этого будем использовать « Ромашку Блума».

  1. Простой вопрос: раскрыть скобки ( а-в) - (а +в); алгоритм раскрытия скобок

  2. Практический вопрос: привести подобные слагаемые: 2а -6а + 8а -а -5в +4;

  3. Объясняющий вопрос: для чего нужно знать алгоритм приведения подобных слагаемых?

  4. Творческий вопрос: докажите, что при любом значении буквы значение выражения равно -24.

  5. 5(7у- 2)- 7(5у + 2)

  6. Оценочный вопрос: помогает ли распределительный закон умножения при сложении слагаемых?

  7. Уточняющий вопрос: ты действительно думаешь, что приведение подобных слагаемых тебе поможет при нахождении значении значений выражений?

VII Рефлексия



«З» Знаем





«Х» Хотим узнать





«У» Узнали

Действия с положительными и отрицательными числами;

раскрытие скобок;

определение числового коэффициента в выражении;

распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Раскрытие скобок при помощи распределительного свойства умножения;

подобные слагаемые;

алгоритм приведения подобных слагаемых.

Как распределительное свойство умножения помогает при раскрытии скобок;

подобные слагаемые;

алгоритм приведения подобных слагаемых.







С какими цветами радуги ассоциируется сегодняшний урок? Почему?

VIII. Домашнее задание



До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд



© 2010-2022