Занятие на тему: «Жанры народного танца. Хоровод»

Тема урока: «Жанры народного танца. Хоровод». Урок представлен для группы детей первого года обучения, возрастом от 9 до 12 лет. В группе занимаются 14 девочек. Режим занятий – 4 часа в неделю  (по 40 мин.). Тип урока: комбинированный. Цель урока: -      познакомить детей с историей русского хороводного танца и изучить основные фигуры хоровода; -      развитие интереса у детей к народному танцу.   -      формирование творческой духовно-нравственной личности.  Достижение поставленной цели предпол...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район



Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2014-2015 учебном году




Занятие на тему: «Жанры народного танца. Хоровод»









Педагог дополнительного

образования Степовик

Екатерина Алексеевна








Крымск, 2014 г.

Пояснительная записка

Произошедшие в последние годы в России радикальные изменения всех сторон жизни общества во многом явились причиной возникновения целого ряда острых проблем, среди которых имеются и проблемы молодежи в связи с падением уровня общей культуры, разрушением традиционных норм и ценностей, распространением элементов упрощенной массовой культуры.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Специфика сегодняшнего дня заключается в том, что разрушение традиционных систем ценностей опережает процесс становления и усвоения новых.

На фоне утраты ценностных ориентиров у многих граждан России как никогда становится важным воспитание у молодых людей нравственных качеств.

В формировании нравственной личности, особенно молодого поколения, чрезвычайно большую роль играет искусство. Оно совершает гигантскую работу по нравственному формированию личности, оно приобщает к огромному человеческому опыту поисков нравственных ценностей, к находкам, ошибкам.

Искусство танца - одно из самых древних. Танец исторически понятен был человечеству гораздо раньше слова-образа. Танец способен гармонизировать внутреннее состояние человека и повышать эффективность мыслительной деятельности. Танец, исполняемый в естественной среде, по внутреннему побуждению, наделяется коллективной психологической силой, побуждающей к высокому и прекрасному.

Традиционная народная хореография, воспринимаемая как духовный опыт народа, созданный поколениями, имеет в своей основе уникальную систему морально-нравственных норм. Их изучение позволит выделить характерные идеалы, ориентиры, установки, свойственные хореографической традиции.

Образовательный процесс должен представать как процесс самосозидания, саморазвития, самореализации, самоопределения личности, направляемый императивами гуманистического содержания и характера. И надо помнить о том, что каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность личности на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому, духовно-нравственному, а главное целостному развитию личности.

Тема урока: «Жанры народного танца. Хоровод».

Урок представлен для группы детей первого года обучения, возрастом от 9 до 12 лет. В группе занимаются 14 девочек. Режим занятий - 4 часа в неделю (по 40 мин.).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • познакомить детей с историей русского хороводного танца и изучить основные фигуры хоровода;

  • развитие интереса у детей к народному танцу.

  • формирование творческой духовно-нравственной личности.

Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:

  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

  • осваивая движения и упражнения, развивать силу, упругость и эластичность мышц, координацию движений, их образность и выразительность, хореографическую память, выносливость, навыки импровизации;

  • осуществить постановку хореографического этюда;

  • приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через хореографическое искусство.

Методы и приемы: наглядный, словесный, тактильный, практический, проектный, проблемно-поисковый.

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, коврики.

Структура занятия:

Организационный момент:

  • проверка готовности детей к занятию, построение их в танцевальном зале;

  • мотивация детей, положительный эмоциональный настрой.

Ход урока.

Педагог: Я смотрю у всех вас прекрасное настроение, все вы улыбаетесь, все вы в отличной форме и мы начинаем наше занятие.

Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте! (Поклон).

Педагог: сейчас мы должны разогреть наши мышцы, т. е. сделать разминку.

Педагог делает, а дети повторяют за ним.

Разминка включает в себя:

  • упражнения для улучшения гибкости шеи;

  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

  • упражнения для улучшения подвижности суставов позвоночника;

  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов.

  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Педагог: далее мы хлопаем и топаем (упражнения на развитие чувства ритма).

Педагог показывает упражнение, дети повторяют.

Педагог: А сейчас взяли коврики и расстелили на свои места.

Дети расходятся, берут и раскладывают коврики на свои места - партерный экзерсис. Он включает в себя ряд упражнений:

  • упражнения, сидя на коврике.

  • упражнения, лежа на спине.

  • упражнения, лежа на животе.

  • упражнения, стоя на коленях.

Педагог: Молодцы! Собрали коврики и поставили их в угол класса. Стали на свои места и поочередно по линиям пошли на «диагональ».

Дети собирают, относят коврики и становятся на свои места. Поворачиваются направо и идут на «диагональ» по линиям.

Экзерсис на середине: танцевальный шаг с носка; шаг на полупальцах; тройной шаг на полупальцах; марш; подскоки; шаг польки; бег взахлест; высокий бег; тройной высокий бег; шаг с каблука; тройной притоп; приставные шаги; галоп; гусиный шаг; мячики.

Учащиеся встают в шахматном порядке.

Педагог: Что такое русский народный танец?

Дети: Это национальный танец русского народа, который передается из поколения в поколение. Русский танец многообразен это и пляска, и перепляс, и хоровод, и кадриль!

Педагог задает ряд вопросов:

- Что вы можете сказать о русском танце «хоровод»?

  • Почему он так называется и что способствовало его появлению?

  • Какие разновидности хоровода вы знаете?

Данные вопросы были даны учащимся заранее, в качестве проблемы.

Дети провели исследовательскую работу и дают полноценные ответы на вопросы, которые переходят в коллективное обсуждение и обобщение полученных знаний.

Просмотр и анализ видео материала.

Для знакомства с народным танцем (а именно хороводом) учащимся предлагается просмотр танца «Березка» и «Цепочка» Государственного Академического Ансамбля «Березка».

После просмотра:

  • анализируем танец, обратив внимание на характер музыки, на национальные инструменты, на народный костюм;

  • разбираем основные положения корпуса, головы, рук, ног характерных для русского танца;

  • разучиваем удары «подушечкой» стопы и виды ходьбы (на полупальцах, с «каблучка»). Учащиеся работают по линиям.

Педагог: сейчас мы с вами разучим хореографический этюд «Березка» (муз. «Во поле березка стояла»). Учащиеся работают на середине зала.

Закрепление знаний.

  • обобщение, итог занятия;

  • положительная педагогическая оценка.

Педагог: На сегодня это все. Молодцы! До свидания! (Поклон).

Методические рекомендации:

Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, сочинённые из различных элементов, нужно в основном на середине зала. Исполнение элементов и комбинаций на середине зала даёт исполнителю полное раскрепощение, создаёт большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения.

В процессе изучения основных элементов необходимо обращать внимание на пластичность исполнения движений, на совершенствование технических приёмов, развитие мастерства у учащихся.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения рук, ног, корпуса и головы, то есть координации движения.

Литература


  1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.- М.: Искусство, 2003

  2. Захаров В. Радуга русского танца. - М.: Сов. Россия, 1986.

3. Климов А.А. Основы русского народного танца: - М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. - 320 с.

4. Корнющенко Д. И. Философия образования − неуловимая структура современной педагогики // Образование и общество. − 2003. − № 6.

5. Развитие личности средствами искусства: антропологический аспект /Ред.-сост. Л. Н. Сляднева. - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 164 с.

6. Сляднева Л. Н. Педагогическая работа с хореографическим коллективом - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 104 с.

7. Уральская В.И. Природа танца. - М.: Искусство, 1982.

  1. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. - М.: Искусство, 1959.










Приложение

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - подобие солнца, хождение за солнцем - «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески - культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод - русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец - мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг - это образ солнца, поклонение божеству - Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода - орнаментальные и игровые.

Орнаментальные хороводы.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков - фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот - тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

В различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.




© 2010-2022