- Преподавателю
- Другое
- Технология написания эссе на конкурс Учитель года
Технология написания эссе на конкурс Учитель года
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева Г.А. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология написания эссе
«Хорошо писать - это в то же время хорошо
мыслить, хорошо чувствовать и хорошо
передавать, это иметь ум, душу и вкус».
Жан-Луи Бюффон
Данное слово пришло к нам из Франции и переводится как «опыт, набросок, очерк», а это значит, что и определений оно имеет несколько:
1) очерк, трактующий проблемы в свободной форме;
2) сочинение свободной композиции, основанное на передаче индивидуальных впечатлений;
3) жанр прозы, с парадоксальным изложением.
Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе на заданную тему имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по образовательным предметам. И главная заключается в том, что оно представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, которая скрыта в заданной теме. Конкурсант должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из профессионального, социального или личного опыта.
Можно выделить несколько этапов формирования умений и навыков написания эссе.
Этапы работы:
-
Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик
Э - эмоции
С - субъект
С - свобода
Е - единство
Если соединить все полученные слова, то у нас приблизительно получится: свободное сочинение, основанное на эмоциях и личных впечатлениях субъекта, но при этом имеющее свою структуру, а также отражающее нечто единое и целое. Теперь попробуем сверить сказанное с тем, в чём нас убеждают литераторы.
Особенности объема
Как правило, это небольшая работа
Индивидуальность работы
Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
Особенности стиля
Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
Особенности композиции
Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению
-
Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
Структура эссе
Элемент структуры
% к общему объему работы
Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения)
20%
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения)
60%
Заключение (Выводы, умозаключения)
20%
В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление
Как умно и метко высказывается автор.
Очень оригинальная мысль…
Никогда не думал, что ….
Оказывается, что идея о том, что...
Основная часть
Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, …
Рассмотрим несколько вариантов...
Давайте попробуем порассуждать…
С одной стороны, ...
Я считаю (я думаю, я уверен), что..., так как (потому что, в связи с тем, что)…
Заключение
Таким образом,…
Итак,…
К какому же выводу мы пришли...
3. Определение требований к содержанию эссе
Эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков конкурсанта, и инструмента, позволяющего конкурсанту через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расширить профессиональные знания.
Например, применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает расположить их в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком обществоведческих терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, даёт возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения и изложения материала.
Введение понятий «тезис», «аргумент».
-
Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции с использованием изученных обществоведческих понятий и терминов.
Например, можно предложить поразмышлять над следующим вопросом: «почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования соей жизни?» При объяснении своей точки зрения учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «социальная среда»; «воспитание»; «преступление»; «материальные потребности»; «ценностные ориентации».
4. Отработка навыка написания эссе.
С чего начинается работа по написанию эссе?
Во-первых, с выбора темы, чаще всего это - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
При этом необходимо не забывать об эмоциях, которые будут проявляться через яркие фразы, живой и интересный язык эссе (оригинальность, необычность, призыв к спору). Иногда даже короткие, простые, разнообразные по интонации предложения дают значительно больший эффект, чем длинные замысловатые размышления.
Очень важно, чтобы учащийся научился правильно формулировать заложенный в цитате смысл, иначе весь созданный материал не будет оценён положительно. Ведь в соответствии с требованиями к написанию эссе, в случае отсутствия формулировки смысла высказывания, работа не подлежит дальнейшей проверке.
Например, возьмём несколько афоризмов и постараемся сформулировать заложенное в них смысловое содержание:
1. «Сбережения составляют самый богатый доход» (И.Стобей).
Смысл: нужно правильно распоряжаться своими сбережениями, которые не должны лежать мёртвым грузом, а приносить доход.
2. «Суров закон, но он закон»
Смысл: каким бы суровым не был закон, он является законом, а значит, его исполнение является обязательным.
3.«Современная школа шлифует булыжники и портит алмазы»
Смысл: ???
4.«Далеко заходит тот, кто не знает куда идти» О.Кромвель
Смысл:???
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
-
для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
-
распределите подобранные аргументы в последовательности;
-
придумайте вступление к рассуждению;
-
изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
Требования, предъявляемые к эссе:
-
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
-
Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
-
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
-
Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
-
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
-
Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
Критерии оценивания эссе:
-
Умение обозначить проблему;
-
Логичность, связность раскрытия проблемы;
-
Наличие собственной позиции, критическое отношение к предложенной теме;
-
Соответствие аргументов выбранной теме;
-
Обоснованность выводов;
-
Внутреннее смысловое единство текста;