Рабочая программа Эффективное поведение на рынке труда

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НОУ СПО

«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»







УТВЕРЖДАЮ


Директор техникума

__________ Белова Е.И.

«____»___________20____ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины


ОГСЭ. 05 Эффективное поведение на рынке труда _____

наименование дисциплины

по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»

код, наименование







Ижевск

2014

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 230401 «Информационные системы» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 688, укрупненная группа 230000 «Информационная и вычислительная техника»

- Концепции вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике.

Организация-разработчик:

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза».

Разработчики:

Бесогонова Е.В., преподаватель НОУ СПО «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»


рассмотрено

Предметной (цикловой)

комиссией _________________________________

Протокол №_____

от «____»__________20__г.

Председатель ЦК _________/__________________/


Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»

Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.

номер

СОДЕРЖАНИЕ



стр.


1


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


2


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6


3


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


4


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


5


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ

15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Эффективное поведение на рынке труда»

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования, 230401 «Информационные системы» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 688 и Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области эффективного поведения на рынке труда.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ОГСЭ.05 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройст­во и планировать профессиональную карьеру.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

  • аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

  • составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;

  • составлять резюме с учетом специфики работодателя;

  • применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

  • оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;

  • корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

  • задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

  • объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

  • анализировать, формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном , определенном направлении;

  • давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно за­данной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и норматив­ными правовыми актами.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-источники информации и их особенности;

-обобщённый алгоритм решения различных проблем;

-способы представления практических результатов;

-выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;

-как происходит процесс доказательства;

-как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося 25 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

38

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

33

в том числе:


составление презентаций

6

подготовка сообщений

15

составление самопрезентации

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Эффективное поведение на рынке труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Тема 1.

Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры.


Содержание учебного материала

20



1

Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе. Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры. План реализации карьеры. Основа профессиональной карьеры - сформировать себя как специалиста с правильным учётом потребностей рынка и собственных склонностей и способностей. Обучение и повышение квалификации на протяжении всей жизни как необходимое условие профессионального роста.

2


1

Практические занятия

1.Составление перечня своих умений.

2.Определение перечня потенциальных работодателей.

3.Аргументированная оценка степени востребованности специальности на рынке труда.

4.Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры.

5.Анализ, формулировка запроса на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном, определенном направлении.

10

Лабораторные занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка сообщений

Примерная тематика сообщений:

-Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей

-Характеристика причин, побуждающих работника к построению карьеры

-Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.

2. Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение

8


Тема 2.

Профессиональная квалификация. Поиск работы.

Содержание учебного материала

22


1

Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их преодоления и разрешение. Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях взаимодействия. Адаптация на рабочем месте. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и в коллективе в первые дни работы. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста.

4

1

Практические занятия

6.Систематизация информации об источниках информации о работе.

7.Предварительная оценка степени добросовестности работода­теля.

8.Определение порядка взаимодействия с центром занятости.

9.Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы.

10.Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем.

10

Лабораторные занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщений:

Примерная тематика сообщений:

- Конфликтные ситуации при трудоустройстве: пути их преодоления и разрешения.

- Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством.

- Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.

2. Подготовка презентации на тему:

-Подготовка к интервью с работодателем.

-Внешний вид соискателя вакансии.

8





Тема 3.

Коммуникации с потенциальными работодателями.

Содержание учебного материала

18

1

Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов. Продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации). Манера поведения и речи - основные факторы первого впечатления о человеке.

2

1

Практические занятия

11.Составление резюме по заданной форме.

12.Составление резюме с учетом специфики работодателя.

13.Составление объявления о поиске работы.

14.Определение содержания телефонного разговора с работода­телем.

15.Проведение диалога с работодателем в модельных условиях.

16.Определение «неудобных вопросов» и подготовка ответов на них.

12

Лабораторные занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление самопрезентации.

4

Тема 4.

Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи.

Содержание учебного материала

15


1

Активность на рынке труда. Варианты трудоустройства по профессии (специальности), осваиваемой в образовательном учреждении. Профессиональные цели и ценности будущих специалистов. Алгоритм принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства. Психология восприятия человека человеком. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, агенства по трудоустройству и др.) Объявления о наборе по радио и телевидению. Объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.

2

1

Практические занятия

17.Определения перечня требований соискателя к работе.

18.Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

19.Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и при увольнении.

6


Лабораторные занятия

-

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщений

Примерная тематика сообщений:

-Профессиональные цели и ценности будущих специалистов

-Построение карьерной лестницы

5

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству учащихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект ученической мебели;

- доска классная;

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- программные разработки на CD - дисках;

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- доступ к локальной и глобальной сети.

Учебно-наглядные пособия:

- наглядные пособия;

- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Абельмас, Н. В. Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD). СПб.: Питер, 2008. - 160 с.

2. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Ушмудина, О.А. Само-проектирование профессио-нальной карьеры. Практический курс. - Самара. Изд-во «Универс-групп», 2008 - 64 с.

3. Вялова Л.М. Резюме и сопроводительное письмо: составление и оформление// Спра-вочник кадровика . - 2009. - №2.

4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. - 46 с.

5. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профес-сионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.

6. Долгорукова О.А. Постарение карьеры. - СПб.: Питер, 2009.

7. Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2008. - 318 с.

8. Морозова Ж.В. Примерная программа учебной дисциплины для учреждений СПО (вариативная часть) Эффективное поведение на рынке труда. - Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2012.

9. Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда [Текст]: рабочая тетрадь / Е.А. Парыгина. - Самара: ЦПО, 2011. - 48 с

Дополнительные источники:


  1. Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2008.

  2. Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу. - СПб.: Речь, 2009.

  3. Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Л.А. Морковских. - Самара: ЦПО, 2008.

  4. Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь / Т.В. Пасечникова. - Самара: ЦПО, 2011.

  5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197-ФЗ.

Интернет - ресурсы:

1. proforientator.ru

2. mkc.ampirk.ru

3. students.ru

4. profosvita.org.ua

5. job.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;

  • аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;

  • составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;

  • составлять резюме с учетом специфики работодателя;

  • применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;

  • оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;

  • корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;

  • задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;

  • объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;

  • анализировать, формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном , определенном направлении;

  • давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

Входной контроль - тестирование

Текущий контроль - оценка практического занятия;

оценка выполнения

самостоятельной работы;

оценка сообщений;

оценка выполнения заданий для

самостоятельной работы.

Тематический контроль - тестирование;

Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.

Усвоенные знания:

  • источники информации и их особенности;

  • обобщённый алгоритм решения различных проблем;

  • способы представления практических результатов;

  • выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;

  • как происходит процесс доказательства;

  • как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.

Входной контроль - тестирование

Текущий контроль - оценка практического занятия;

оценка выполнения

самостоятельной работы;

оценка сообщений;

оценка выполнения заданий для

самостоятельной работы.

Тематический контроль - тестирование;

Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • Активное и систематическое участие в профессионально значимых мероприятиях (олимпиадах, конференциях).

  • тестирование;

  • оценка практического занятия;

  • оценка сообщений;

  • оценка выполнения самостоятельной работы;

  • оценка заданий для самостоятельной работы.

  • дифференцированный зачет


















ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Планирует свою деятельность;

  • Определяет методы и способы решения профессиональных задач;

  • Своевременно выполняет задания;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями;

  • Оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;

  • Выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • Использует информационные технологии в работе;

  • Использует электронные и интернет ресурсы;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • Участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу;

  • Соблюдает нормы публичной речи и регламент;

  • При групповом обсуждении: развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею);

  • Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения на принципах толерантного отношения;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • Демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;

  • Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • Выполняет профессиональные обязанности во время учебных сборов;

  • Грамотная корректировка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе;

  • Грамотное решение ситуационных задач с применением профессиональных знаний и умений;

  • Обзор публикаций в профессиональных изданиях.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

  • Знает инновации в области профессиональной деятельности.


ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ

Дата дополнения,

№ протокола

Содержание дополнения

ФИО,

должность

Подпись





























© 2010-2022