- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Эффективное поведение на рынке труда
Рабочая программа Эффективное поведение на рынке труда
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бесогонова Е.В. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НОУ СПО
«ИЖЕВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА УДМУРТПОТРЕБСОЮЗА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
__________ Белова Е.И.
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОГСЭ. 05 Эффективное поведение на рынке труда _____
наименование дисциплины
по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»
код, наименование
Ижевск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 230401 «Информационные системы» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 688, укрупненная группа 230000 «Информационная и вычислительная техника»
- Концепции вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике.
Организация-разработчик:
Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза».
Разработчики:
Бесогонова Е.В., преподаватель НОУ СПО «Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права Удмуртпотребсоюза»
рассмотрено
Предметной (цикловой)
комиссией _________________________________
Протокол №_____
от «____»__________20__г.
Председатель ЦК _________/__________________/
Рекомендована Экспертным советом НОУ СПО «ИКТ ЭУП УПС»
Заключение Экспертного совета № ______ от «____»_____________20___г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
5
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Эффективное поведение на рынке труда»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования, 230401 «Информационные системы» (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 688 и Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области эффективного поведения на рынке труда.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ОГСЭ.05 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
-
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
-
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
-
составлять резюме с учетом специфики работодателя;
-
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
-
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
-
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
-
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
-
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
-
анализировать, формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном , определенном направлении;
-
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-источники информации и их особенности;
-обобщённый алгоритм решения различных проблем;
-способы представления практических результатов;
-выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;
-как происходит процесс доказательства;
-как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
38
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33
в том числе:
составление презентаций
6
подготовка сообщений
15
составление самопрезентации
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры.
Содержание учебного материала
20
1
Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе. Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей. Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры. План реализации карьеры. Основа профессиональной карьеры - сформировать себя как специалиста с правильным учётом потребностей рынка и собственных склонностей и способностей. Обучение и повышение квалификации на протяжении всей жизни как необходимое условие профессионального роста.
2
1
Практические занятия
1.Составление перечня своих умений.
2.Определение перечня потенциальных работодателей.
3.Аргументированная оценка степени востребованности специальности на рынке труда.
4.Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры.
5.Анализ, формулировка запроса на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном, определенном направлении.
10
Лабораторные занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Развитие рынка труда в разрезе профессий и специальностей
-Характеристика причин, побуждающих работника к построению карьеры
-Индивидуальные особенности личности и выбор типа и вида профессиональной карьеры.
2. Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение
8
Тема 2.
Профессиональная квалификация. Поиск работы.
Содержание учебного материала
22
1
Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их преодоления и разрешение. Проектирование индивидуальных моделей в затруднительных ситуациях взаимодействия. Адаптация на рабочем месте. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и в коллективе в первые дни работы. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста.
4
1
Практические занятия
6.Систематизация информации об источниках информации о работе.
7.Предварительная оценка степени добросовестности работодателя.
8.Определение порядка взаимодействия с центром занятости.
9.Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы.
10.Составление структуры заметок для взаимодействия с потенциальным работодателем.
10
Лабораторные занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщений:
Примерная тематика сообщений:
- Конфликтные ситуации при трудоустройстве: пути их преодоления и разрешения.
- Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством.
- Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
2. Подготовка презентации на тему:
-Подготовка к интервью с работодателем.
-Внешний вид соискателя вакансии.
8
Тема 3.
Коммуникации с потенциальными работодателями.
Содержание учебного материала
18
1
Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов. Продуктивные приёмы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации). Манера поведения и речи - основные факторы первого впечатления о человеке.
2
1
Практические занятия
11.Составление резюме по заданной форме.
12.Составление резюме с учетом специфики работодателя.
13.Составление объявления о поиске работы.
14.Определение содержания телефонного разговора с работодателем.
15.Проведение диалога с работодателем в модельных условиях.
16.Определение «неудобных вопросов» и подготовка ответов на них.
12
Лабораторные занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление самопрезентации.
4
Тема 4.
Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи.
Содержание учебного материала
15
1
Активность на рынке труда. Варианты трудоустройства по профессии (специальности), осваиваемой в образовательном учреждении. Профессиональные цели и ценности будущих специалистов. Алгоритм принятия решения в ситуации предстоящего трудоустройства. Психология восприятия человека человеком. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, агенства по трудоустройству и др.) Объявления о наборе по радио и телевидению. Объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.
2
1
Практические занятия
17.Определения перечня требований соискателя к работе.
18.Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
19.Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и при увольнении.
6
Лабораторные занятия
-
Контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщений
Примерная тематика сообщений:
-Профессиональные цели и ценности будущих специалистов
-Построение карьерной лестницы
5
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
-
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
-
Всего:
75
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации ПРОГРАМММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета информатики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект ученической мебели;
- доска классная;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- программные разработки на CD - дисках;
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- доступ к локальной и глобальной сети.
Учебно-наглядные пособия:
- наглядные пособия;
- методические рекомендации для выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Абельмас, Н. В. Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD). СПб.: Питер, 2008. - 160 с.
2. Березин, С.В., Лисецкий, К.С., Ушмудина, О.А. Само-проектирование профессио-нальной карьеры. Практический курс. - Самара. Изд-во «Универс-групп», 2008 - 64 с.
3. Вялова Л.М. Резюме и сопроводительное письмо: составление и оформление// Спра-вочник кадровика . - 2009. - №2.
4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2008. - 46 с.
5. Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профес-сионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
6. Долгорукова О.А. Постарение карьеры. - СПб.: Питер, 2009.
7. Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2008. - 318 с.
8. Морозова Ж.В. Примерная программа учебной дисциплины для учреждений СПО (вариативная часть) Эффективное поведение на рынке труда. - Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2012.
9. Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда [Текст]: рабочая тетрадь / Е.А. Парыгина. - Самара: ЦПО, 2011. - 48 с
Дополнительные источники:
-
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2008.
-
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: практическое пособие для тех, кто ищет работу. - СПб.: Речь, 2009.
-
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Л.А. Морковских. - Самара: ЦПО, 2008.
-
Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь / Т.В. Пасечникова. - Самара: ЦПО, 2011.
-
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197-ФЗ.
Интернет - ресурсы:
1. proforientator.ru
2. mkc.ampirk.ru
3. students.ru
4. profosvita.org.ua
5. job.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-
давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
-
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
-
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
-
составлять резюме с учетом специфики работодателя;
-
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
-
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
-
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
-
задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
-
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
-
анализировать, формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном , определенном направлении;
-
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия;
оценка выполнения
самостоятельной работы;
оценка сообщений;
оценка выполнения заданий для
самостоятельной работы.
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.
Усвоенные знания:
-
источники информации и их особенности;
-
обобщённый алгоритм решения различных проблем;
-
способы представления практических результатов;
-
выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов;
-
как происходит процесс доказательства;
-
как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации.
Входной контроль - тестирование
Текущий контроль - оценка практического занятия;
оценка выполнения
самостоятельной работы;
оценка сообщений;
оценка выполнения заданий для
самостоятельной работы.
Тематический контроль - тестирование;
Итоговая аттестация - дифференцированный зачет.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
Активное и систематическое участие в профессионально значимых мероприятиях (олимпиадах, конференциях).
-
тестирование;
-
оценка практического занятия;
-
оценка сообщений;
-
оценка выполнения самостоятельной работы;
-
оценка заданий для самостоятельной работы.
-
дифференцированный зачет
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
Планирует свою деятельность;
-
Определяет методы и способы решения профессиональных задач;
-
Своевременно выполняет задания;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
Анализирует рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями;
-
Оценивает продукт своей деятельности на основе заданных критериев;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
Самостоятельно находит источник информации по заданному вопросу;
-
Выделяет из содержащего избыточную информацию источника информацию, необходимую для решения задачи;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
Использует информационные технологии в работе;
-
Использует электронные и интернет ресурсы;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
Участвует в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу;
-
Соблюдает нормы публичной речи и регламент;
-
При групповом обсуждении: развивает и дополняет идеи других (разрабатывает чужую идею);
-
Взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения на принципах толерантного отношения;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
-
Демонстрация собственной деятельности в роли руководителя команды в соответствии с заданными условиями;
-
Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-
Выполняет профессиональные обязанности во время учебных сборов;
-
Грамотная корректировка и своевременное устранение допущенных ошибок в своей работе;
-
Грамотное решение ситуационных задач с применением профессиональных знаний и умений;
-
Обзор публикаций в профессиональных изданиях.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
-
Знает инновации в области профессиональной деятельности.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ДОПОЛНЕНИЙ К ПРОГРАММЕ
Дата дополнения,
№ протокола
Содержание дополнения
ФИО,
должность
Подпись