Программа Риторика делового общения

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ «ДОНПЭК»

_______ Т.Д.Владимирова

«___»___________ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.11 «Риторика делового общения»


по специальности 39.02.01 «Социальная работа»

















2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.09.2015 г. № 587.


Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий промышленно-экономический колледж»

Разработчик: Любичева Наталья Николаевна, преподаватель риторики делового общения, квалификационной категории «специалист первой категории»

Рецензенты: Мащенко Наталья Евгеньевна, к.э.н., доцент кафедры информационных систем управления Донецкого национального университета

Моргун Анна Генриховна, преподаватель русского языка, квалификационной категории «специалист высшей категории» ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебной работе

_______ Е.А.Некрасова

«____» _______ 2015 г.

Рекомендована с целью

практического применения

Методическим советом.

Протокол №__ от «__»______ 2015 г.

Председатель МС _____Н.Н.Любичева

Рассмотрена и одобрена на заседании

Цикловой комиссии

социальных дисциплин.

Протокол №__ от «__»______ 2015 г.

Председатель ЦК _____Л.С.Кабаченко

Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 2015 г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____

Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 2015 г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача формирования речевых навыков устного творчества стала особенно актуальной для системы образования в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Работники социальной сферы очень много времени расходуют на общение. В процессе профессиональной деятельности социальные работники пользуются устной речью для того, чтобы планировать работу, согласовывать усилия, проверять и оценивать результаты; для усвоения, приобретения и передачи информации; наконец, для воздействия - влияния на взгляды и убеждения, поступки других, чтобы изменить отношение к определенным фактам и явлениям действительности. Социальному работнику необходима также способность эффективно слушать, точно воспринимать однократно звучащую речь. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг, может пагубно сказаться на карьере. Поэтому подготовка высококвалифицированных и компетентных специалистов среднего звена по социальной работе невозможна без обучения принципам и азам устной вербальной коммуникации.

Дисциплина ОП.11 «Риторика делового общения» позволяет решать многие из этих проблем, поможет познакомиться с особенностями делового общения, приобрести навыки вербального владения вниманием аудитории. Даная дисциплина относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла в структуре общей образовательной программы по специальности и направлена на формирование профессионального и личностного роста.

Цель дисциплины: подготовка специалистов к активной речевой творческой деятельности, эффективному межличностному речевому взаимодействию в профессиональной сфере.

Задачи:

- усвоить современные языковые, социокультурные, риторические знания, необходимые для формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста (виды общения, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативные барьеры, принципы коммуникационного сотрудничества и т.д.);

- овладеть стратегиями и тактиками речевого поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные формы и жанры речи; монологический, диалогический, полилогический виды речи).

- повышать уровень культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации; - формировать риторические умения, необходимые для успешной коммуникации в самых различных сферах (бытовой, правовой, научной, политической, социально- государственной).

Содержание дисциплины ОП.11 «Риторика делового общения» может послужить вспомогательным материалом для усвоения и приобретения профессиональных навыков по таким дисциплинам, как ОП.01. Теория и методика социальной работы, ОП.03. Документационное обеспечение управления, МДК.01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов, МДК.01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами, МДК.01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, а также тесно взаимосвязана с дисциплиной ОГСЭ.08 «Русский язык и культура речи».

Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний, а также на принципах интегративности, доступности и связи с практикой.

Тематическая база программы содержит необходимую теоретическую информацию (лингвистическую, психолингвистическую, психологическую, этическую), практические рекомендации по овладению речевыми жанрами, а также вопросы, преимущественно поискового проблемного характера, задания репродуктивного (например, наблюдения, анализ текста) и творческого плана (ролевые игры, выступления и др.).

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил устных форм делового общения. Данные особенности и формы организации учебного процесса результативны и для очной, и для заочной форм обучения.

Основная задача курса «Риторика делового общения» - подготовить выпускников колледжа к успешному общению в сферах будущей профессиональной деятельности при проведении бесед, переговоров, совещаний и т. п., сформировать речевые навыки устного делового контакта, помочь овладеть психологической культурой, этикой служебного взаимодействия.






  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 «Риторика делового общения» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями среднего профессионального образования для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена гуманитарного профиля.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОП.11 «Риторика делового общения» относится к вариативной части общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • продуцировать тексты разных жанров и эффективно использовать их в процессе произнесения речи;

  • произносить речь в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка и риторически грамотно;

  • устанавливать визуальный, эмоциональный и интеллектуальный контакт с аудиторией;

  • управлять вниманием аудитории.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • основные этапы развития риторических знаний;

  • основные требования, предъявляемые к выбору темы, формулировке названия, структуре ораторской речи, форме изложения материала;

  • классификацию публичных выступлений по цели и по форме;

  • логические и психологические аргументы.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

5.2.3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка студента 81 час, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 32 часа;

- самостоятельной работы студента 49 часов.







2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Очная форма обучения


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лекции

21

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы)/семинары

11

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

49

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

9

подготовка рефератов

10

составление тезисов

15

подготовка докладов

15

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Заочная форма обучения


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

81

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

5

в том числе:


лекции

5

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы)/семинары

-

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

76

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

10

обработка литературы по дисциплине

36

составление тезисов

15

подготовка докладов

15

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.11 «Риторика делового общения»


Первое полугодие второго года обучения


Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

5-й семестр

заочная форма

9-й семестр

всего

в том числе

всего

в том числе

л

п/с

л.р

кр/

кп

с.р

кр

л

п/с

л.р

кр/

кп

с.р

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Раздел 1. Концепция творческого саморазвития личности в обучении риторики делового общения

1.Предмет и задачи курса «Риторика делового общения».

2

2






2

2






1

Конспект

2. Принципы и правила деловой риторики как учебной дисциплины.

2

2






2





2


1

1, с. 7-10

С.Р. Составить тезисы по изречениям риторов античности.

10





10


10





10


3


Итого по разделу

14

4




10


14

2




12




Раздел 2. История развития риторики

3. Античные риторики. Первая русская риторика.

2

2






2





2


1

1, с. 10-17

4. Классическая риторика.

2

2






2





2


1

1, с. 17-23

5. Деловая риторика.

2

2






2





2


1

1, с. 23-33

С.Р. Анализ изречений риторов античности. Подготовить мини-доклад о представителях русской риторики.

10





10


10





10


3


Итого по разделу

16

6




10


16





16



Раздел 3. Развитие культуры делового общения

6. Общие правила делового общения.

2

2






2

2






1

1, с. 34-36

7. ПЗ № 1.Подготовка к проведению делового совещания.

2


2





2





2


2

1, с. 36-38

8. ПЗ №2. Телефонные деловые разговоры.

2


2





2





2


2

1, с. 38-40

9. ПЗ №3. Правила деловой переписки.

2


2





2





2


2

1, с. 40-42

С.Р. Составить доклад, деловое письмо на свободную тему.

5





5


5





5


3


Итого по разделу

13

2

6



5


13

2




11




Раздел 4. Развитие ораторского мастерства

10. Эвристическая риторика. Логика речи.

2

2






2





2

1

1, с. 50-57

11. Работа над содержанием публичного выступления.

2

2






2





2

1

Составить выступление

12. ПЗ № 4. Приемы стимулирования внимания и интереса.

2


2





2

1




1

2

3, с. 161-171

13. Культура речи. Этика публичного выступления.

2

2






2





2

1

3, с. 102-112

14. Эмоциональность, голос и жесты.

2

2






2





2

1

3, с. 152-161

С.Р. Составить реферат на тему «Приемы стимулирования внимания и интереса». Подготовить публичное выступление.

14





14


14





14

3


Итого по разделу

24

8

2



14


24

1




23

Раздел 5. Развитие полемического мастерства. Культура ведения переговоров

15. ПЗ № 5. Спор, его цели и стратегии. Принципы и правила ведения спора.

2


2





2





2

2

1, с. 66-77

16. Переговоры и стратегии их ведения.

ПЗ № 6. Искусство разумных компромиссов.

2

1

1





2





2

1,2

1, с. 133-138

С.Р. Подготовить тезисы:

- по исследованиям мастерства полемики;

- к переговорам (на свободную тему).

10





10


10





10

3

Итого по разделу

14

1

3



10


14





14

Всего за семестр

81

21

11



49


81

5




76




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Риторики делового общения»

Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995. - 208 с.

2. Веденская Л. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.Веденская - Ростов н/Дону: Феникс, 2012.

3. Зверева Н. Я говорю - меня слушают: Уроки практической риторики/Нина Зверева. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 234 с.

4. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

Дополнительные источники:

1.Любичева Н.Н. Методические рекомендации к изучению курса «Риторика делового общения» для специальности 39.02.01 «Социальная работа». - Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2015. - 30 с.

2. Любичева Н.Н. Практические упражнения к проведению занятий по дисциплине «Риторика делового общения» для специальности 39.02.01 «Социальная работа». - Д.: ГПОУ «ДОНПЭК», 2015.


4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения

Продуцировать тексты разных жанров и эффективно использовать их в процессе произнесения речи.

Анализ способностей использования различных текстовых жанров.

Произносить речь в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка и риторически грамотно.

Оценивание способности практического применения знаний.

Устанавливать визуальный, эмоциональный и интеллектуальный контакт с аудиторией.

Мониторинг качества упражнений на устанавливание контакта.

Управлять вниманием аудитории.

Оценка практических навыков.

Знания

Основные этапы развития риторических знаний.

Анализ тестового опроса.

Основные требования, предъявляемые к выбору темы, формулировке названия, структуре ораторской речи, форме изложения материала.

Оценка устного опроса. Проведение и анализ тестового опроса.

Классификацию публичных выступлений по цели и по форме.

Оценка письменного опроса.

Логические и психологические аргументы.

Проведение и анализ тестового опроса.

7



© 2010-2022