Особенности преподавания технологии в коррекционных классах

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский институт развития образования»









доклад

к работе по обобщению опыта

на тему:

«Особенности преподавания уроков технологии в коррекционных классах VIII вида общеобразовательной школы»








Выполнил (ла): учитель нач. классов

Воронцова Т.И.








Курск, 2014 г.

Уважаемые члены аттестационной комиссии! Разрешите предложить Вашему вниманию работу на тему: «Особенности преподавания уроков технологии в коррекционных классах VIII вида общеобразовательной школы».

Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.

Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с умственное отсталостью приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью правильной организации труда в обучении можно эффективно готовить учащихся к практической деятельности.

Цель работы - разработка и апробация занятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальной недостаточностью во внеклассной трудовой деятельности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • определить роль трудовой деятельности в коррекции нарушений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

  • экспериментально выявить эффективность организованной трудовой деятельности при коррекции нарушений умственно отсталых младших школьников;

  • разработать практические рекомендации по организации трудовой деятельности, направленной на коррекцию нарушений учащихся с умственной отсталостью.

Предмет исследования - коррекционные нарушения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе трудовой деятельности.

Объект исследования - трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

В настоящее время отечественная (российская) вспомогательная школа уделяет большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах общеобразовательных организаций. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов).

В. Н. Тарасов отмечал, что у умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практически-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему, имеющемуся на поверхности углублению («почтовый ящик») и т. п. Они выполняют подобные задания с большим количеством ошибок, после многих попыток, Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет олигофренов, поскольку их моторное и чувственное познание неполноценно.

Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме, сформированностыо различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.

В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Обучение труду в младших классах школы направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:

  • воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице и т. д.); формирование умения воспринимать красоту трудового процесса и развитие стремления к созданию предметного мира по законам красоты;

  • воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать собственные трудности и помогать другому, умение работать в коллективе);

  • ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;

  • воспитание уважения к своему труду и к труду других людей;

  • воспитание культуры труда (эстетическое отношение к организации и процессу своего труда);

  • сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

  • формирование знаний о различных видах ручного труда;

  • ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их физическими и художественно-выразительными свойствами;

  • обучение работе с инструментами и приспособлениями, применяемыми в обработке того или иного поделочного материала;

  • обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов;

Наряду с этими задачами на уроках ручного труда решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на:

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда); планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений);

  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.);

  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;

  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

  • замедленность обучения;

  • подачу учебного материала малыми порциями;

  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий;

  • предварение изучения нового материала пропедевтикой;

  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов;

  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

В 1 - 4 классе учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором», «Работа с древесиной». В 4 классе в программный материал внесены некоторые изменения и дополнения. Так дети знакомятся с новым для них видом труда «Тестопластикой».
Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка.

Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. Часто невнимание учителя к этим вопросам снижает познавательные и воспитательные результаты уроков трудового обучения.

Исследование особенностей проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента. Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд.

Эксперимент показал, что низкие и средние уровни самостоятельности в труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся с нарушением интеллекта.

Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в повседневном труде обусловлен также просчетами в воспитании и обучении.

Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по развитию личности учащихся с нарушением интеллекта в трудовой деятельности. Для этого необходимо разработать систему занятий по трудовой деятельности.

Проведенное исследование позволило разработать ряд рекомендации по организации трудовой деятельности, направленные на коррекцию нарушений у учащихся с нарушением интеллекта:

1. С целью коррекции нарушений младших школьников с нарушением интеллекта должна использоваться разнообразная трудовая деятельность. В процессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности, коллективизма и т.д.

2. Трудовая деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью должна проходить в условиях занимательности, с применением игровых, развлекательных моментов. Так, во время дежурств по столовой можно проводить конкурс, например, на лучшую сервировку стола. Можно при этом проводить беседы с детьми о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.

3. Следует привлекать к оценке своей трудовой деятельности самих детей. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей.

4. Трудовая деятельность должна строится с учетом психических возможностей детей с нарушением интеллекта.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия позволят учителю более эффективно организовывать трудовую деятельность, направленную на коррекцию нарушений учащихся с умственной отсталостью.

© 2010-2022