Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Интегрированный  музыкальный  урокпреследует  задачи: развитие музыкальных способностей учащихся, умение исполнять, слушать музыку. Расширяет кругозор учащихся. Воспитывает понимание тесной связи музыки с жизнью, преемственноти народного ьворчества с древности до наших дней. Воспитывает уважение и любовь к народной музыке, являющейся основой музыкального искусства. Воспитывает культуру слушания музыкальных произведенийц. Знакомит учащихся с творчеством казахских композиторов:  с  произведениями ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный музыкальный лекторий

«Напевы казахских степей».

Подготовили: 0

Цай Ольга Ивановна - преподаватель класса флейты,

Рахимжанова Г. Т. - преподаватель теоретических дисциплин,

Жанмуканова Рада Хамитовна - концертмейстер.

Задачи развития:

  1. развитие музыкальных способностей учащихся, умение исполнять, слушать музыку.

  2. расширение кругозора учащихся.

Задачи воспитания:

  1. воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней.

  2. воспитание уважения и любви к народной музыке, являющейся основой музыкального искусства.

  3. Воспитание культуры слушания музыкальных произведений.

Задачи образования:

  1. Знакомство с творчеством казахских композиторов.

  2. Слушание казахских народных и произведений современных композиторов.

  3. Исполнение произведений казахских народных и современных композиторов.

Оборудование:

1.интерактивная доска (слайды, фото, видео).

2. музыкальные инструменты (флейта, фортепиано).

Здравствуйте, дорогие наши гости: учителя, родители и ученики. Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков флейты.

«Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь - мелодия»

(А. С. Пушкин)

Одним словом, музыка - это способность рассказать посредством звуков обо всём, что волнует людей.

Простая песня и незамысловатый танец, симфония и опера, балет и хоровое произведение - это всё формы воплощения разнообразных жизненных впечатлений. На протяжении всей истории музыка всегда играла очень важную роль в жизни людей.

Песня - наиболее развитый и богатый жанр казахского народного музыкального наследия. В песне - народная мудрость, свобода его духа, широта и благородство нравов.

Как говорил Абай:

«Песня высокой нотой начавшись, парит ,

И как будто бы «слушай меня!» - говорит,

И тогда не услышишь ты звуков иных…

Вникни в музыку, сердцем с мелодией слит».

Песня выполняла в жизни степняка важнейшую функцию - в ней воспевались героические подвиги батыров, песней благословляли в боевые походы, песней сопровождался труд, праздновали радостные события - свадьбу или рождение ребёнка. Песней оплакивали умерших и успокаивали их близких:

«Дверь в мир открыла песня для тебя,

Песня провожает в землю прах, скорбя

Песня - вечный спутник радостей земли.

Так внимай ей чутко и цени, любя!» -

писал великий Абай Кунанбаев

Для казахского народа владение музыкальным искусством - это все равно, что умение оседлать коня - а сделать это может каждый кочевник. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степей», независимо от того, был ли это ребёнок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую часть кюя (песни), с самого момента его появления на свет.

Осень! «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она многим кажется унылой, скучной, тоскливой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно увидеть осень во всем её разнообразии. Она величава, воздух особенно в степи чист и прозрачен. Виднее широкий простор. Горизонт окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает берёзам золото в кудри, раскидывает по полям белесые облака туманов, ветер покрывает поляны и дороги пёстрым ковром сорванных листьев.

«Снова осень и нет спасенья

От нахлынувшей красоты

И вернулись ко мне мгновенья -

Осень, музыка и ты»

Осенью восхищаются многие художники, писатели и музыканты. И каждый по-своему показал её в своих произведениях. А. С. Пушкин восхищался красотой осени так:

«И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит, голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод...»



  1. Перова Настя, исполнит произведение современного композитора Ермурата Усенова «Кузгi эуен»

(«Осенние напевы»).

Видеофон на интердоске:

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№1

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№2

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№3



Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№4

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№5

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Великий казахский поэт, просветитель, музыкант - Абай Кунанбаев известен нам своими назиданиями, лирическими стихами и песнями. В истории казахской культуры, науки Абай занял почетное место. Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни.

«Песнь его летит!

Возносится до горных кручей!

На снежных пиках в вышине,

И на скалистой крутизне -

Мы видим след певца могучий!»

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№7

«Поэт глядит на нас издалека.

В открытом взоре мыслей созиданий,

И поколеньям новым на века

Он держит книгу мудрых назиданий!

Поэзия Абая певуча и таинственна. Много лирических песен о неразделённой любви написал поэт. Яркое признание в любви, страсть к человеку звучат в его творениях:

«Он встретил холодные милой глаза,

Разлука, как ночь набегала,

По смуглой щеке покатилась слеза,

А сердце обида и горечь съедала».

Две песни красивейшие и любимые народом - «Козiмнын карасы» и «Айтым салем, каламкас» - лежат в основе «Фантазии». Это песни, полные проникновенного чувства, переживаний, размышлений. Они стали главными темами произведения современного композитора Ермурата Усенова.

Фантазия - это импровизированный жанр. Она предоставляет возможность монологического высказывания артисту - импровизатору. Фантазия способна воплощать в чистой музыке процесс творческого поиска, она активно стимулирует эвристическую сторону музыкального мышления. Фантазия «на темы» отличается большей широтой, она не заключена в рамки лирического высказывания. Эпоха романтизма принесла с собой новую жанровую разновидность фантазию, сочиняемую на заимствованные темы. Развитие фантазии «на темы» в XX веке было связано с тяготением к народному искусству, а также пытливого интереса к музыке прошлого.

2. Бетхер Артур исполнит «Фантазию» композитора Ермурата Усенова на темы песен Абая.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№8

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№9

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№10

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№11

Акын - поэт, композитор Ахан Серэ Корамса - улы - родился в ауле Косколь ( ныне Кокшетауская область). Настоящее имя у него было Акжигит, но с детства его ласкательно звали Ахан.

Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии. Довольный сыном, его отец, из рода Аргын Караул, предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Кулагера, ставшего позже знаменитым скакуном, щенка гончей Базар ала и молодого беркута по кличке Караторгай. За год беркут ловил ему до 60 лисиц. Но беркут по имени Караторгай с каждым годом старел, с хвоста сыпались перья, это мешало ему приземлиться после взлета, отчего он в воздухе жалобно кричал. Есть поговорка: «Птица летает крыльями, а садится с помощью хвоста».

Ахана глубоко тронул беспомощный вид беркута, который в свое время не пропускал ни одной лисицы. Так родилась грустная, щемящая сердце песня «Караторгай».

В этой песне есть образ и любимой девушки, с которой он не смог соединить судьбу. Судьбы акына и беркута были чем - то схожи:

«Немало ударов мне жизнь принесла,

Поймет лишь ученый, что она и зла.

Пусть мне попадется досужий мудрец -

Он имя моё сохранит и дело» - так звучат его размышления о своем месте в этой жизни.



  1. Балашова Регина исполнит пьесу «Караторгай» в

обработке Г. Ерзаковича.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий



Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№13

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№14

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№15

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Казахская песня - неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней нашли отражение различные стороны жизни и быта народа. Народная профессиональная песня формировалась в творчестве салов и серэ. «Народ - сокровищница искусства» - так гласит казахская пословица. А песни, звучащие в быту, исполняемые обычными людьми, не профессионалами, называются бытовыми. Такие песни исполняются в любое время - их поют наедине с собой, на молодежных вечеринках, дома, в семейном кругу.

Всем известно, что казахский народ в древности вел полукочевой образ жизни и поэтому казахская колыбель (бейсик) была удобна и практична для ребенка, для матери и проста в применении. Ребенок рос в нем здоровым, сильным. Ему не страшны были ни холод, ни жара, а самое главное, колыбель приучает ребенка к чистоте.

Колыбельные песни - один из самых древних жанров устного народного творчества. По - казахски они называются «Альди - альди», «Бесик жыры», «Бала уату», «Бала жубату»:

«Баю - бай, мой беленький малыш,

Ложись в свою беленькую люльку.

Не плачь, малыш, не плачь…»

Как и у каждого народа , у казахов есть песни, посвященные детям.

Они всегда напевны, мелодичны, просты и доступны для исполнения.

  1. Аханова Дарина, исполнит колыбельную «Бесiк жыры» в обработке Бейбита Дальденбаева.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№17

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№18

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№19

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Слово Балакай остоит из двух частей: с греческого бала - ребёнок, кай - горящий, подвижный, все у него в руках горит. С тюркско - татарского это слово также состоит из двух частей. «Бала» и «кай» . Первая часть с древнетюркского означает «ребёнок», вторая часть восходит к тюркско - кыпчакско - татарскому имени, которое означает «крепкий». Таким образом, имя Балакай буквально означает «крепкий ребёнок». Вполне вероятно, что родители, нарекая своего ребёнка таким именем, хотели, что б он вырос здоровым и сильным.



  1. Рыбакова Вика, исполнит казахскую песню «Балакай» в переложении для флейты.

№ 21Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Жаяу мусса - народный композитор, певец, акын. Родился в бедной семье, мальчик в полной мере испытал все тяготы жизни. С детства учился у приезжавших в аул певцов и акынов. Сам пел и играл на домбре. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. Он - автор многих песен социального протеста: «Ак сиса», «Хау - лау», «Толгау», юмористических песен: «Кулбай», «Девушки Казани», песен о природе: «Баян аул», «Улытау», «Сарын» и лирических: «Сурша кыз», «Шолпан», «Салем, кыздар», «Гаухар кыз» и многих других.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№23

Евгений Григорьевич Брусиловский - советский композитор, его перу принадлежат 9 опер, 4 балета, 4 симфонии, около 500 песен и романсов. Но делом всей его жизни было собирание и запись казахских народных песен и кюев (он записал и обработал для различных инструментов около 250 песен и кюев)

Е. Г. Брусиловский: « мне очень повезло, я успел ещё познакомиться с Махамбетом и Наушой Бекенхановыми, Кали Жантлеуовым, Диной Нурпеисовой и многими другими домбристами, свято сохранившими в далеких аулах народную музыку.

Ансамбль - единствао, стройность. Музыкальный ансамбль - это группа артистов, составляющих единый художественный коллектив, которые исполняют согласованно и стройно произведения композиторов. Ансамбли называют по количеству музыкантов, участвующих в исполнении (дуэт, трио, квартет и т. Д.) Сегодня вы послушаете два ансамбля.



  1. Сейчас вы услышите ансамбль для двух флейт и фортепиано. Прозвучит песня Жаяу Мусы «Шолпан» в обработке Е. Г. Брусиловского, которую исполнят Бетхер Артур и Перова Настя.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Марат Ильясов - современный казхский композитор, лауреат государственной премии «Дарын», премии Союза Молодежи Казахстана, заслуженный артист Республики Казахстан. Во время перестройки долгое время не мог донести свое творчество до народа. Со временем он открыл свою студию, сделал современную аранжировку своих песен и дал авторский концерт в Алматы. Его песням характерна мелодичность, напвеность, национальный колорит. Марат Ильясов является учеником профессора казахской консерватории Газизы Жубановой. Продолжает традиции Шамши Калдаякова и Асета бейсеуова. Живет в Астане, является членом Союза композиторов Казахстана. Почитателям его творчества хорошо извечтны его песни: «Сулуым», «Мерекем сен», «Казакы дастарханым», «Анама» и другие. Сейчас мы с вами услышим ещё один ансамбль -



  1. Песню Марата Ильясова «Мерекем сен» в обработке для двух флейт нашего концертмейстера Жанмукановой Р. Х. исполняют Бетхер Артур и Перова Настя.

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

Напевы казахских степей музыкальный лекторий

№26

«Всем пресытится может душа,

Только песня всегда хороша.

Если ты вдохновенно поёшь -

Грудь ликует, свободно дыша»

Этими словами Абая Кунанбаева мы заканчиваем наш концерт, посвященный лирическим напевам казахских степей.

Хочется от Вашего имени и своего поблагодарить преподавателя класса флейты ДМШ 3 № Цай Ольгу Ивановну, подготовившей учащихся к концерту, Жанмуканову Раду Хамитовну - концертмейстера за прекрасное сопровождение пьес и профессиональную аранжировку для ансамбля лирической песни «Мерекем сен». Конечно же - учеников, которые проявили себя с лучшей стороны и предоставили Вам возможность насладиться прекрасными звуками волшебной флейты.





ДМШ № 3



Интегрированный музыкальный

лекторий

«Многонациональная музыка Сары - Арки».

Подготовили: преподаватель класса флейты Цай Ольга Ивановна, преподаватель класса домбры Сыздыкова Нургуль Кокешевна, концертмейстер Жанмуканова Рада Хамитовна, преподаватель теоретических дисциплин Рахимжанова Гуль-Ануар Тагрол- Бековна.



Караганда.

2013 г.

ДМШ № 3

Классный час

«Наш любимый Казахстан!»

Подготовили: преподаватель класса флейты Цай Ольга Ивановна, концертмейстер Жанмуканова Рада Хамитовна, преподаватель теоретических дисциплин Рахимжанова Гуль-Ануар Тагрол- Бековна.



Караганда

декабрь 2012 г.











© 2010-2022