Программа по здоровьесберегающим технологиям Комфортная среда

Младший и средний  школьный возраст являются важным  этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, развиваются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.  Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. В. М. КИРИЛЛОВА»

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. 2-я Кутузова, д.1, тел. 3-49-52, 3-24-12



ПРОГРАММА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

для учащихся детской художественной школы

«КОМФОРТНАЯ СРЕДА»



Подготовила :

Преподаватель МБОУ ДОД

«СДХШ им. В.М. Кириллова»

Ю.И. Никитина

2014 г.

г. Сафоново

В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Младший и средний школьный возраст являются важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, развиваются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (изучение личных дел учащихся) показали, что у некоторых детей, посещающих художественную школу, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, в процессе общения с учениками выявились проблемы психологического характера, что оказывает влияние на способность к творчеству.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и психики. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегоющих приёмов для использования на современном этапе работы на занятиях в художественной школе.

Здоровье - состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в работе с учениками художественной школы.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, создания комфортной среды для детского творчества.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Здоровьесберегающий педагогический процесс - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Прививать навыки безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Актуальность программы : у детей развитие физического и психического здоровья тесно взаимосвязаны, потому физические упражнения, правила гигиены, доступные способы смены деятельности должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

Цель программы: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы в художественной школе.

Задачи:

• Создание условий для комфортного творческого взаимодействия детей, преподавателей и родителей.

• Использование в работе со школьниками современных здоровьесберегающих технологий.

• Развитие через физические качества, двигательную активность высшей психической деятельности, стимулирование её активности.

• Воспитание привычки к заботе о здоровье и безопасности.

Ожидаемые результаты:

• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• Благоприятная динамика в состоянии здоровья школьников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;

• Совершенствование навыков самостоятельности;

• Повышение уровня стрессоустойчивости у детей , способствующее достижению высоких результатов в творчестве.

Современные здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Динамические паузы

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные дидактические игры

Пальчиковая гимнастика

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, и отставании в развитии.

Во время занятий, чаще - перед практической работой

Рифмованные считалки-потешки

Гимнастика для глаз

Рекомендуется использовать наглядный материал различного по цветовой гамме, масштабу и т.д.

Во время объяснения нового материала, в перерывах при выполнении практической части задания.

Дидактические упражнения

( по теме урока)

Релаксация

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Во время всего занятия или его отдельных частей. На перерывах.

Гимнастика дыхательная

Педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

На перерыве, после проветривания класса

Подвижные игры

Подобрать игры таким образом, чтобы можно было сочетать простые физические упражнения со стрейченгом.

На перерыве, под присмотром педагога

Инструктажи по технике безопасности и соблюдении правил гигиены.

Рекомендуется для всех детей.

Во время всего пребывания детей в школе.Во время занятий, чаще - перед практической работой

Беседа



  1. Технологии обучения здоровому образу жизни

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Проблемно-игровые

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса. Можно применять на классных мероприятиях, родительских собраниях.

Во время занятий, в соответствии с темой урока, мероприятия.

Моделирование ситуации, (рассказ, быль, сказка).

Коммуникативные игры

Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. Диагностика конфликтных ситуаций в классе.

Во время перерывов, на классных мероприятиях.

Беседы о здоровье и здоровом образе жизни.

Рекомендуется использовать форму совместной деятельности детей и родителей.

Во время перерывов, на классных мероприятиях.

Разработка памяток «Береги зрение», «Антигрипп» и.д., участие детей и родителей в городских и школьных спортивных мероприятиях.



  1. Коррекционные технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Арттерапия

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса и диагностики его уровня.

Во время занятий. (Возможно использовать как упражнение).

Рисование на тему (например: «Настроение», «Моя мечта» и т.д.) . Тесты Пиаже

Совместное творчество

Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения.

Во время занятий, на классных мероприятиях.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Условия реализации программы:

• Реализация здоровьеформирующие и здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

• Реализация различных форм совместной работы с родителями.



© 2010-2022