- Преподавателю
- Другое
- Особенности преподавания элективного курса «Медицинская география» в профильных классах общеобразовательной школы
Особенности преподавания элективного курса «Медицинская география» в профильных классах общеобразовательной школы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карюгина М.Л. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Особенности преподавания элективного курса «Медицинская география» в профильных классах общеобразовательной школы.
Голая рука и интеллект ничего не стоят,
Если не используются орудия и
вспомогательные средства.
Ф. Бэкон.
В условиях модернизации казахстанского образования роль элективных курсов существенно возрастает, так как они способствуют реализации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Большинство моих коллег сталкиваются с проблемой качества знаний и практического их применения в жизни нашими выпускниками. Как сделать обучение интересным? Возникает острая необходимость найти эффективные инновационные средства и приемы преподавания предмета географии.
В связи с этим в старшей школе перед географией определяются совсем другие цели и задачи: в подготовке к продолжению образования тех учащихся, которые выбрали в качестве будущей профессии географическую специальность и формированию у учащихся, ориентированных на негеографические профили, понимание места и роли географии в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества. Для элективных курсов характерна главная особенность - материал имеет специфический характер, а не общеобразовательный.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. Это не редко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном.
Программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10 - 11 классов естественно-математического направления. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цель элективного курса - раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомства учащихся с медико-географическими исследованиями.
Задачи:
Овладение основами наук
Медико - географическая оценка отдельных элементов природы
Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; развивать позитивные установки для решения экологических и социально - экономических проблем своей местности
Изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения;
Изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям;
Изучение курса будет способствовать:
- развитию профессиональной направленности личности учащихся;
- обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда»;
- выявлению причин некоторых заболеваний.
Методы и формы обучения: методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; реферативные исследования; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры); самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, нетрадиционные уроки, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов.
Принципы построения курса
Данная рабочая программа опирается на теоретические основы географического образования, отраженные в трудах Н. Н. Баранского, Т. П. Герасимовой, П. В. Иванова, М. К. Ковалевской, К. В. Пашканга, К. Ф. Строева и др.
Методологическую основу курса составляет личностно - деятельностный подход, который является главным фактором формирования опыта творческой деятельности школьников. Личностно - деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, которая сосредоточена на личности обучаемого, учете его самобытности и субъективного опыта, на решении школьниками учебных задач (познавательных, творческих, исследовательских и др.) на основе познавательного интереса к изучению своей местности.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
Предлагаю вашему вниманию краткосрочный план и слайды презентации одного из уроков данного курса, в котором применяются новые средства и методы обучения. В столбике «Примечание» после каждого урока, делаю отметку по каждому этапу урока о том, удалась та или иная новая стратегия, это помогает мне при планировании следующего урока.
Урок 3
Тема урока
Развитие медико-географических представлений в Древнем Риме, Древнем Иране, Древнем Китае. Слайд № 1
Цель
Формирование знаний учащихся о развитии медико-географических представлений о здоровье человека
Задачи
- Показать этапы развития медицины и географии, начиная с древних времен, обеспечить в ходе урока усвоение учащимися информацию о развитии медико-географических представлений в Древнем Риме, Иране, Китае.
- Формирование научных представлений о здоровье в различных государствах.
- Продолжить развитие у учащихся познавательного интереса; стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся. Расширить кругозор учащихся.
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью
Оборудование
Презентация, учебное пособие, бумага А4, стикеры, фломастеры
Тип урока
Первичного изучения и закрепления нового учебного материала
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
Орг. момент. Проверка готовности уч-ся к уроку
1. Приветствие.
2. Психологический настрой. Поднимите руку те, кто готов к уроку, опустите себе на голову и погладьте себя со словами: «Я - умница!» Наш урок начнем с пожелания друг друга добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра.
Если будет трудно- я тебе помогу.
Я рада, что у нас отличное настроение.
Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
3. Учитель просит разделиться на группы. Прием «Жребий»
1. Приветствуют учителя
2. Выполняют задание учителя. Желают друг другу добра.
3. Учащиеся выбирают карточки листочки разного цвета. Делятся на 3 группы
Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2
Предлагает прослушать несколько мини-сочинений учащихся, по - желанию
Прослушивание мини-сочинений учащихся, по - желанию, о развитии медико - географических исследований в древних цивилизациях: Древней Греции, Древнем Египте, Древне Месопатамии
Этап «Вызов». Прием «Верю не верю». Слайд № 3
Учитель задает вопросы учащимся:
-
Медицинские знания Древнего Рима были основаны на учении Гиппократа?
-
Лекари обучались в военных госпиталях?
-
Большое распространение в Древнем Риме получила травология?
-
Представления древних иранцев об оркжуюащей природе, жизни и смерти новили мифологический характер?
-
Древние иранцы составили огромный список болезней.
-
В Древнем Иране трупы людей не закапывали в землю.
-
В Древнем Китае медицина была развита достаточно хорошо?
-
Медицина в Древнем Китае была связана с религией и магией?
-
В Древнем Китае умели определять пульс?
-
Активно применялись хирургические вмешательства?
Просит внести слова «верю» или « не верю» в таблицу 1
Учащиеся вносят слова «верю» или « не верю» в таблицу 1.
Оформляем таблицу 1 (см. Приложение 1).
Этап «Осмысление». Работа с текстом. Слайд № 4-6
Учитель раздает заранее подготовленные тексты. Предлагает прочитать и провести экспертизу развития медицины в разных регионах, отразить результаты в прайс-листах
Учащиеся получают задания провести экспертизу (См. Приложение 2) 1-я группа - «Развитие медицины в Древнем Риме»
2-я группа - «Развитие медицины в Древнем Иране»
3-я группа - «Развитие медицины в Древнем Китае»
Проведение физкультминутки. Мозговая гимнастика
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
Выполняют предложенные учителем упражнения
Обсуждение работ- экспертиз
Предлагает послушать результаты экспертизы групп
Выступление спикеров групп с результатами экспертиз. Слайд № 7-8
Этап «Закрепление учебного материала». Слайд № 9 - 12
Предлагает ответить на вопросы тестов
Выполняют тестовые задания (см. Приложение 3)
Этап «Итоговый»
Предлагает спикеру группы дать оценку работе каждому члену группы
Спикер дает оценку.
Этап «Рефлексия». Слайд № 13
Предлагает выбрать фразы и закончить их
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрел …
7. Я научился
8. У меня получилось …
9. Я смог…
10. Я попробую…
11. Урок дал мне для жизни…
12. Мне захотелось…
Приложение 1
В начале урока
№1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№6
№7
№8
№9
№ 10
«верю»
«не верю»
В конце урока
«верю»
«не верю»
Приложение 2
Возможные карточки-задания для проведения экспертизы развития медицины.
Группа 1.
-
На чьих учениях были основаны медицинские знания Древнего Рима?
-
Что использовали римляне для лечения?
-
Какие знания являлись основой медицинских учений Древнего Рима?
-
Чем должен был владеть врач?
-
Что еще для лечения применяли в Древнем Риме?
-
Какая наука получила широкое развитие в Древнем Риме?
-
Кто такой Галлен? Какие открытие в медицине он сделал?
-
Чем отличались взгляды Галлена от взглядов Аристотеля?
Группа 2.
-
Охарактеризуйте природу Ирана.
-
В чем испытывает недостаток территория Ирана?
-
Откуда можно получить сведения о жизни, болезнях и здоровье древних иранцев?
-
Какой характер носили представления древних иранцев ло природе, жизни и смерти?
-
С чем сочетались эти взгляды?
-
Список каких болезней составили древние иранцы? Какие лекарственные средства использовали древние иранцы?
-
Почему в Древнем Иране трупы не закапывали в землю?
-
Чему в древнем Иране придавалось особое значение?
Группа 3.
-
В каком состояниии находилась медицина в Древнем Китае?
-
С кем связывают развитие медицины в Древнем Китае?
-
С чем была связаан древнекитайская медицина?
-
Что умели делать китайцы?
-
Какие процедуры проводили древние китайцы?
-
Верно ли, что до нашего времени сохранились лекарства, которые использовались в Древнем Китае?
-
Профилактику против какой болезни могли проводить китайцы?
-
Какой раздел медицины перестал существовать в Древнем Китае?
Приложение 3
Выберите правильный ответ:
Тесты:
1. Медицинские знания Древнего Рима были основаны на учении:
А) Галлена
Б) Аристотеля
В) Гиппократа*
2. Большое распространение в Древнем Риме получила:
А) хирургия
Б) травология*
Б) Древний Рим
В) терапия
3. Какой древней стране уделялось огромное влияние профилактике болезни «Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя»?
А) Древний Китай
Б) Древний Тибет
В) Древний Иран*
4. Укажите имя ученого, который сяитал, что лекарственные растения наряду с полезными эффектами могут оказывать и вредное действие?
А) Галлен*
Б) Аристотель
В) Гиппократ
5. Основную роль в диагностике многих болезней играло определение в Древнем Китае:
А) давления
Б) пульса*
В) слуха
6. Сколько разновидностей пульса было описано в Древнем Китае?
А) 100
Б) 150
В) 200
Ключ ответов: 1 - В, 2 - Б, 3 - В, 4 - А, 5 - Б, 6 - В
Таким образом, в соответствии с целями и задачами профильного обучения, где элективные курсы выполняют различные функции: изучают ключевые проблемы современности; ориенируют в особенностях будущей профессиональной деятельности и на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополняют и углубляют знания базового предметного образования; компенсируют недостатки обучения по профильным предметам, мы видим необходимость внедрения новых средств и приемов обучения на уроках специальных дисциплин, что позволит сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся и повысить мотивацию знаний.