• Преподавателю
  • Другое
  • «Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»

«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №25



«Формирование у учащихся ориентации на успех и мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ЗАСЕДАНИИ)



Подготовила: учитель ИЗО, черчения,

технологии и экономики

Погребицкая С.П.


город Астана

В соответствии с Законом РК «Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО и других предметов в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии. Я работаю в школе более 20 лет, стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями современной школы.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Использование активных методов в учебном процессе и внеклассной работе привели меня к выбору темы самообразования.

Моя тема самообразования:

Повышение мотивации учащихся на уроках ИЗО, технологии и экономики, с помощью методов активного обучения

Цель:

Стимулировать интерес учащихся к получению знаний на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики.

Задачи:

  1. Изучить методы повышения интереса к изучаемым предметам.

  2. Применить методы активного обучения на уроках и во внеурочное время.

  3. Анализировать результаты работы, полученные в процессе обучения на уроках ИЗО и черчения, технологии и экономики.

Изучив педагогическую литературу, по теме самообразования, могу выделить следующие:

Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.

Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.

  • Он же Удовольствие.

  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Есть и другие, но менее эффективные виды мотивации:

  • Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.

  • Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец - главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

В мотивации учения важную роль играют:

Этапы изучения раздела, темы:

  • мотивационный

  • операционально-познавательный

  • рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап.

  • Создание учебно-проблемной ситуации

  • Формулировка основной учебной задачи

  • Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Л.С. Выготский сказал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление»

Операционально-познавательный этап.

усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

Рефлексивно-оценочный этап.

учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Что снижает мотивацию ребенка?

  • Недостаток любви в семье затрудняет развитие ребенка;

  • Влияние плохого психологического климата в классе;

  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными;

  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию;

  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться;

  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться;

  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку;

  • Нестабильное поведение в период полового созревания ребенка.

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Мотивированные дети - это самостоятельные дети.

  • Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям;

  • Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»;

  • Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Избегать переоценок.

Вера в собственные способности через:

1. Обращать внимание на то, что волнует ученика.

2. Реагировать разумно.

3. Разъяснять непонятное.

4. Хвалить за конкретные дела и успехи.

5. Хвалить за старание.

6. Отмечать не только результат, но и потраченные усилия.

Существует выражение «Три кита учебной мотивации», которые можно показать в виде пирамиды:

КИТ 1 это -

Ощущение самостоятельности процесса поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами».

Можно предложить задание для учителей:
Отметьте проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

- Что случится, если…?

- Назовите…

- Сколько известно…

- Какой …. является лучшим и почему?

- Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?

- Из чего состоит…?

- Каким образом… влияет на … ?

- Кто участвовал…?

- Чем похожи… и …. ?

- На что похоже… ?

- Где происходило … ?

- Кто открыл … ?

- Что мы уже знаем о … ?

- Перечислите …

- Каким образом … можно использовать для … ?

- Кто изобрел … ?

Через 1-2 минуты показать рекомендованные вопросы.

Выделены проблемные вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся.

  • Что случится, если…?

  • Назовите…

  • Сколько известно…

  • Какой …. является лучшим и почему?

  • Приведите пример,… В чем сильные и слабые стороны….?

  • Из чего состоит…?

  • Каким образом… влияет на … ?

  • Кто участвовал…?

  • Чем похожи… и …. ?

  • На что похоже… ?

  • Где происходило … ?

  • Кто открыл … ?

  • Что мы уже знаем о … ?

  • Перечислите …

  • Каким образом … можно использовать для … ?

  • Кто изобрел … ?

КИТ 2

Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

КИТ 3

Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Основные виды активизации учебно-познавательной деятельности.

  • Занимательные задания.

  • Познавательные вопросы.

  • Развивающие упражнения.

  • Творческие задания.

  • Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.

На схемах можно увидеть, какие основные виды активизации я использую во время учебно - воспитательного процесса.



© 2010-2022