• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы-интерната»

Доклад: «Социализация подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы-интерната»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. В условиях современного мира особое значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо это проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести определенные ценности и нормы поведения необходимые для комфортного существования в социуме.

Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Следует также отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта отличается от развития здоровых детей и имеет свои психологические особенности, которые нужно учитывать.

В связи с этим процесс социализации детей необходимо начинать уже в школе, где дети помимо учебных знаний получают навыки общения, сотрудничества, воспитывают толерантность, приобретают ценности и нравственные понятия, выбирают будущую профессию

2.Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

3. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

Именно поэтому я выбрала методическую тему «Социализация подростков с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы-интерната».

Основные мои задачи:

  1. Подготовка наших детей к полноценной жизни в обществе.

  2. Обеспечить безопасное и бесконфликтное существование ребёнка в условиях интерната и внешкольного пространства.

  3. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

  4. Формировать первоначальные представления об экономике.

  5. Знакомство с правами и самое главное обязанностями учащихся. Осознание себя гражданином России.

В школе - интернат я работаю воспитателем 21 год, на данный момент являюсь воспитателем 8 класса. Большое значение я придаю воспитанию детей как нормальной, полноценной личности. И мне, как воспитателю, надо воспитывать, развивать положительные качества этой личности. И я думаю моя задача: помочь своим воспитанникам стать достойными гражданами своей страны.

Традиционно в нашем учреждении развитие социальных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью решается путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:

  1. Формирование предметно - профессиональных навыков.

  2. Формирование социально - психологических навыков.

Проблемы первого направления решаются путем включения в учебный план школы специальных учебных предметов: это в первую очередь уроков социально - бытовой ориентировки, на которых

- формируются у детей бытовые трудовые умения: умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т.д.;

- формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений;

- формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими.

Следующий момент развития социальных навыков - это трудовое обучение. Трудовая подготовка в школе -интернате осуществляется по следующим направлениям: -сельскохозяйственный труд, - столярное дело, -обувное дело,

- швейное дело,

- тепличное дело;

-берестяное дело;

Освоение знаний, умений и навыков по данным профилям дает возможность воспитанникам овладеть более сложным видами труда в дальнейшем.

Также успешному развитию социально - трудовых навыков у воспитанников способствуют занятия во внеурочное время общественно полезным трудом: уборка закрепленной территории, "трудовые десанты", посещение кружковых занятий и занятий по интересам, где дети занимаются разнообразным ручным трудом.

Перед детьми открывается множество путей для творчества. Очень хочется, чтобы все эти умения и навыки они использовали и после школы, в дальнейшей своей жизни.

100% воспитанников в 7 классе посещали кружки различного направления.

Второе направление работы по формированию социальных навыков включает мероприятия, направленные на организацию социальной среды развития, общения и личностного становления.

Самыми яркими, самыми запоминающимися стали коллективно - творческие дела - участие во всех общешкольных делах, проведение совместно с детьми праздников:

- "Прекрасный день 8 марта!" - литературно - музыкальная композиция, посвященная Международному женскому дню.

- "Солнышко ясно, гори, гори ясно..." - шоу - программа, посвященная Масленице.

- " День матери» - коллективно - творческое мероприятие.

Активное участие во всех общешкольных мероприятиях : «Инсценированные песни», «Осенний бал", "Новогодний маскарад", "За здоровый образ жизни", "Экологическая тропа", "День Святого Валентина", "Масленица", "Конкурс строя и песни" , "Снежные фигуры" и др.

Традиционными в школе стали проведение предметных недель: недели трудового обучения, недели вежливости, недели борьбы с вредными привычками, недели добра, недели права и т.д., которые также способствуют социализации воспитанников.

Экскурсии в город Йошкар- Ола, посещение музеев, ледового дворца, участие в различных республиканских мероприятиях и акциях, экскурсии на предприятии, в хозяйства.

В конце каждого учебного полугодия, по традиции, проводится конкурс прикладного творчества "Чудеса своими руками", где дети выставляют свои поделки, сделанные совместно с воспитателями. Воспитанники школы-интерната также имеют возможность общаться с представителями различных организаций и учреждений. Гостями бывают специалисты центральной районной больницы, сотрудники ОВД Мари -Турекского района, представители из комиссии по делам несовершеннолетних, , волонтеры.

Для наших воспитанников очень важен выход за пределы школы-интерната, поэтому мы поддерживаем тесную связь соседними общеобразовательными школами. Проводим спортивные мероприятия, а участие в совместных концертах внутри муниципального образования, в честь различных торжественных дат, стали традиционными. Все это способствует развитию коммуникативных навыков детей, позволяет расширить кругозор и круг общения воспитанников.

4. Изучение особенностей социальной адаптации и интеграции наших выпускников в «большую жизнь» дает возможность прогнозировать содержание учебно-воспитательного процесса. А еще мы стремимся организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы наши воспитанники за время обучения в интернате получили опыт полноценной жизни - жизни человека, способного занять достойное место в обществе.



© 2010-2022