ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. « Игра – лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняет и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии» [Выготский, 1984,] Игра- это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей. В ней заложены огром...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Ростовцева Т.А.

Учитель начальных классов, РГОУ «Черногорская специальная

( коррекционная ) школа - интернат» г. Черногорск



Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность.

Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. « Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребенок упражняет и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии» [Выготский, 1984,]

Игра- это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей. В ней заложены огромные коррекционные и воспитательные возможности. В игре дети преодолевают серьёзные трудности, тренируя свои силы, развивая способности. Она широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоническому развитию школьников, стимулируют познавательную активность, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

При работе с младшими школьниками разработала свой маршрут путешествия «В страну Знаний», в основе которого лежит игра.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Это может быть предметная, сюжетно- ролевая, дидактическая, театрализованная, интеллектуальная или подвижная игра. Маршрут напоминает карту со станциями, по которым мы путешествуем играя.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Игры построены на учебном и не учебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня. Станции расположены по кругу - город Порядка, город Чистоты, город Академиков, остров Сказочный, станция Юннатов, город Дружбы, станция Здоровья, остров Безопасности, город Мастеров и другие. Мы превращаемся в пассажиров и едем на поезде от станции к станции. Есть у нас в запасе и сапоги - скороходы. Чтобы обуть такие сапоги надо справиться со шнуровкой - развиваем мелкую моторику. В городе Порядка с помощью сюжетно- ролевых игр знакомимся с правилами культурного поведения в школе и общественных местах. Учимся правилам общения. При выполнении роли в игре, образец поведения, содержащийся в ней, является эталоном, с которым ребенок сравнивает свои поступки, контролируя себя. Нормы человеческих отношений, усвоенные в игре, становятся источником развития поведения. Ребёнок приобретает опыт партнёрских отношений сотрудничества со сверстниками.

На станции Академиков не только изучаем программный материал по предметам, но и проводим викторины, отгадываем ребусы, загадки. Дети участвуют в играх «Что? Где? Когда?», в «Турнирах знатоков», в олимпиадах по предметам «Умники и умницы» На этой станции мы помогаем сказочным героям, например Золушке. Чтобы Золушка смогла отправиться на бал, мы помогаем ей перебрать крупу, прополоть грядки, превращаем тыкву в карету - выполняя задания по теме урока или внеклассного мероприятия. Дети с желанием и интересом включаются в игру. Коррекционно - развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями, обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их.

На станции Трудовой открываем «Бюро находок» и «Бюро добрых услуг» Известно, что не все дети сразу откликаются навести порядок в классе. Но стоит эту просьбу перевести в игру, как дети не просто наводят порядок в классе, раскладывают предметы по местам, расставляют ровно столы и стулья, но ещё обнаруживают « потерянные» вещи (ластик, карандаш, заколка) и сдают их в «Бюро находок». Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются владельцам.

В играх ученики начальной школы реализуют разнообразные впечатления и знания, основные духовные потребности, что открывает учителю широкие возможности для использования ресурсов игры в целях оптимизации процесса образования и воспитания.

А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988.-121с.]

Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Учебный материал становится интересным и доступным. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Литература

1. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-312с

2. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе- М.: Творческий центр, 2006.-94с

3.Брунов Б.П. Игра как средство коррекции практической деятельности детей с нарушением интеллекта.- Красноярск, 2003.-99с



© 2010-2022