- Преподавателю
- Другое
- Методические советы по организации самообразовательной деятельности учащихся
Методические советы по организации самообразовательной деятельности учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Высоцкая И.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки ДНР
Методические рекомендации по организации самообразовательной деятельности учащихся во время изучения истории
(для учеников)
составила: Высоцкая И.А.
учитель истории ДОШ № 53
Донецк
2016
Диагностика трудностей школьников показывает, что наибольшую сложность вызывает вопрос организации самостоятельной работы, готовности к самообразованию деятельности. Для предоставления помощи учащимся в преодолении этих препятствий предлагаем систему алгоритмов. Наша задача помочь ученику овладеть основными приемами научной организации труда , которые формируют культуру умственного труда, благодаря чему можно достичь наилучших результатов при наименьших затратах времени и сил.
Предлагаю, в первую очередь, алгоритмы работы с разными источниками знаний:
Учебник Справочная литература Общественно-политическая литература Научно-популярная литература Газеты, журналы Художественная литература Документы Историческая карта
Как читать общественно-политическую и научно-популярную книгу.
-
Лучше читать небольшими частями, но основательно.
-
Составить план чтения, перечисляя в нем книги, которые ты хочешь прочитать.
-
Для предварительного знакомства с книгой пересмотри данные, приведенные на ее титульную листе, анатация , содержанию, предисловие, вывод.
-
Пытайся глубже понять содержание книги. Для этого выделяй главные мысли и связки, как эти мысли раскрываются, обосновываются.
-
Если в этом есть необходимость, применяй разные формы записи: выписывания, цитаты, план, тезисы, конспект, реферат, доклад.
-
Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно значит; систематически пользуйся энциклопедиями, словарями, справочниками.
-
Прочитав книгу, подумай чему она тебя научила?
Как работать с источником знаний (учебником, справочником, сборником документов, исторической и художественной литературой).
-
Читай источник с карандашом в раке. Если он твой собственный , то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебе заинтересовали или вызвали вопрос; если не твой - сделай выписывания или закладки.
-
Пытайся читать быстро, но внимательно.
-
Прочитав источник, подумай над его основными идеями, над описанными в нем событиями, фактами.
-
Сделай записи о том, что показалось особенно важно в прочитанном.
Как работать с журналом.
-
Знакомство с номером журнала начинай с пересмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самый интересный материал.
-
При чтении журнала пользуйся картой.
-
Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедии, справочнику.
-
Читай журнал внимательно ,не спеша.
-
Обменивайся мыслями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарем.
-
Подумай, как можно использовать знания, полученные из журналы в учебе.
Как комментировать газетное сообщение.
-
Какая тема сообщения.
-
Что тебе известно про упомянутых в сообщении политические партии, организации, деятелей?
-
В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Какие причины события?
-
Какие закономерности или существенные черты развития современно общества проявились в событии?
-
Является ли событие, про которое сообщается в газете, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попробуй определить главные черты такого рода событий.
-
Интересы каких социальных групп, партий, политических деятелей задевает данное событие.
-
Какие последствия (которые уже наступили или возможны) описываемого события.
-
Определи значение события.
Как читать газету.
-
Пытайся читать газету каждый день.
-
Чтение газет начинай с пересмотра названий рубрик, заголовков статей. Это помогает тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
-
Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
-
Можно вырезать понравившиеся статьи или нужные для выполнения получено от учителя задания по теме. Поэтому их удобно хранить их в специальных теках, посвященных той или иной теме.
Как написать отзыв про историко-художественный источник.
-
Внимательно подумай, какая основная тема сочинения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторические точки зрения изображается события и исторические деятели. Пытайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории, и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензии к ней.
-
Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.
-
Какое твое собственное мнение о книге. Какие, на твой взгляд, художественные, исторические преимущества книги.
Отзыв на ответ ученика.
Выскажи свое мнение по пунктам
-
Правильность и полнота ответа.
-
Знает факты, имена, недостатки, карту.
-
Речь, ее недостатки (не нужные повторения, не умеет употреблять новые понятия).
-
Дополнения, исправления.
-
Оценка.
Таким образом, эти рекомендации помогут вам овладеть способами работы с разными источниками знаний.
Анализ учебных программ, государственные требования к уровню образования учеников показывает необходимость формирования и развития учебных умений и навыков, умственных операций, которые станут базой самообразовательной деятельности. Для этого предлагаем алгоритмы формирования приемов логического мышления:
сравнение;
доказательство;
определение понятий;
обобщение, классификация, систематизация;
анализ и синтез.
Как делать сравнение.
Сравнением в широком смысле слова называется логически прием, с помощью которого устанавливается похожесть и отличие предметов по существенным и несущественным признакам.
-
Подумай, по какому плану нужно сравнивать явления, которые изучаются.
-
Установи их общие существенные признаки.
-
Определи существенные отличия между ними.
-
Сделай (если нужно) вывод выплывающий из сравнения.
Как строить доказательства.
-
Выясни и сформулируй мысль, истинность которой требуется доказать.
-
Приведи и разъясни доказательства (аргументы), подтверждающие данную мысль.
-
Сделай, окончательный вывод.
Как давать определение понятию.
-
Найди более общее (родовое) понятие.
-
Установи основной отличительный (видовой) признак.
-
Составь из этих двух элементов формулировку определения. понятия.
Анализ и синтез.
Анализ и синтез - логические операции разделения целого на составные части, выделение признаков и соединение частей в одно целое.
-
Внимательно прочитай текст.
-
Выдели главные, существенные признаки.
-
Выдели второстепенные признаки.
-
Проведи сравнение.
-
Установи связи между признаками.
-
Сделай вывод.
Обобщение.
Обобщение - выделение и объединение самого главного в изученном материале.
-
Выдели главное понятие из данного вам задания; проверь ,как ты понимаешь его значение.
-
Выдели основные характеристики, отношения в изученном материале.
-
Проанализируй под углом зрения сформированных начальных характеристик конкретный материал.
-
Сделай вывод.
Результаты самообразовательной деятельности можно оформить в виде: выписывания; плана; цитаты; тезисов; конспектов; рефератов и докладов
Как составлять простой план.
-
Внимательно прочитай материал, который изучается.
-
Определи главные мысли и тем самым раздели материал на основные смысловые части.
-
Озаглавь каждую часть (пункты плана).
Как составлять развернутый план.
-
Прочитай текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части.
-
Каждой части дай название по ведущей мысли. Эти основные пункты.
-
Пронумеруй их римскими цифрами.
-
В каждой части видели несколько положении, которые уточняют главное. Да им названия и обозначь пунктами.
-
Проверь правильность своей работы. Помни требования к плану.
Как делать выписывания.
-
Прочитав название статьи, попробуй понять ее.
-
Внимательно прочитай текст; во время чтения коротко запиши главное.
-
Делай записи, пользуясь сокращениями.
-
Выделяй каждую мысль.
-
Сделай библиографический список использованных книг.
Работа с цитатой.
-
Дословные, точно воспроизводящие текст выписывания, называются цитатами.
-
Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
-
Для цитирования выбирайте те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
-
Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылки на автора - не доказательство.
-
Цитата должна выписываться так, чтобы в ней отражалась закончена мысльавтора.
-
Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, обозначением пропусков.
-
Каждая цитата берется в кавычки.
-
После цитаты указывается источник, то есть фамилия автора, название книги, место, год издания, номер тома и страницы.
Как составить конспект.
-
Читая материал, который изучается, впервые, раздели его на основные части, выдели главные мысли, выводы.
-
Если составляется план-конспект, сформулируй его пункты, подпункты и определи, что именно следует внести план-конспект для раскрытия каждого из них.
-
Самые существенные положения (тезисы) последовательно и коротко выскажи своими словами, приведи в виде цитат.
-
В конспект вносится конкретные факты и примеры.
-
Конспект имеет сокращения, с указанием фамилии, инициалов автора, полного названия работы, места игода издания.
-
При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях, абзацы (располагайте их в виде ступенек, подобно пунктами подпунктам).
Как подготовить доклад, реферат.
-
Продумай тему работы, в общих чертах определи ее содержание, составь предварительный план.
-
Составь список литературы, которую следует прочитать: читая ее, определи и выписывай то, что должно быть включено в работу.
-
Разработай как можно более подробный план и возле всех пунктов укажи, с какой книги или статьи необходимо взять нужный материал.
-
Во вступлении к работе раскрой значение темы.
-
последовательно раскрой все предвиденные планом вопросы, обоснуй, разъясни основные положения, подкрепи их конкретными примерами и фактами.
-
Выскажи свою мысль относительно темы
-
Пиши грамотно точно, кратко разделяя текста на абзацы, не допускай пустословья и повторений.
-
В пронумерованных ссылках точно укажи, откуда были взяты приведенные в тексте цитаты и фактов.
-
В конце работы сделай обобщающий вывод.
-
Самокритично прочитай работу и устрани все замеченные недостатки, перепиши работу начисто.
Как готовиться к семинарскому занятию.
Готовясь к семинарскому занятию, внимательно изучи план семинара, список рекомендовано литературы (обязательно и дополнительной).
-
Заранее изучи источники и другую рекомендованную литературу, сделай необходимые записи, выпиши в тетрадь цитаты.
-
Если есть непонятные вопросы, обратись за консультацией к учителю.
-
Внимательно ознакомься с содержанием параграфа учебника.
-
Во время проведения семинара будь внимательным и активным при обсуждении вопросов, которые были вынесены на семинар.
-
Подумай, можно ли материал, который изучается, связать с современностью? Подбери для этого необходимый материал периодической печати.
Как готовиться к дискуссии.
-
Подбери и обработай соответствующую литературу по вопросу дискуссии.
-
Проверьте, достаточно ли вы подготовили доказательств для своего выступления по данному вопросу.
-
Выступление должно соответствовать теме, раскрывать ее основную мысль, соответствовать намеченному плану.
-
Стройте ответ доказательно: обосновывайте выводы фактами.
-
В ходе выступления объясняйте причины, результаты, значение крупных событий и социальных явлений.
-
Будьте точными в описании фактов, в выборе и употреблении исторических терминов.
-
Следите, содержательно ли, правильно, точно, последовательно раскрывает тему преведущий выступающий.
-
Обратите внимание на логичность, точность, образность (были ли включены все необходимые термины) речи выступающего. Сами соблюдайте эти требования в своем выступлении.
Научно-исследовательская деятельность.
-
Осмысление вопроса, задания исследования.
-
Поиск проблемы и начало ее решения. Выбор пути решения проблемы.
-
Определение области поиска материалов (литература, архивные материалы, киноматериалы и др.) по теме исследования.
-
Изучение отобранных материалов (конспекты, чтение и др.)
-
Собственные мысли, выводы, доказательства.
-
Оформление материалов исследования (конспект, реферат, доклад, статья, сообщение).
Приобретенные умения и навыки пригодятся ученикам при изучении истории. Например:
-
Алгоритм анализа исторической карты
-
Алгоритм изучения особенностей сельских восстаний в средние века;
-
Алгоритм изучения исторического лица;
-
Алгоритм работы с историческими источниками.
Алгоритм для анализа исторической карты.
-
Какое тебе дано задание?
-
Что было изображено на карте?
-
Определи место и времени.
-
Какие условные знаки были применены на карте?
-
Исследуй эти условные знаки:
-
Что они значат вообще?
-
Что они значат в отдельности?
-
Определи их расположение, величину, направление на карте знаков.
-
Что важно для ответа, сформулируй ответ.
-
Что значит увиденное тобой?
-
Для того времени
-
Для исторического развития
-
Для тебя лично
Алгоритм изучения сельских восстаний в средние века.
-
Определи причины восстаний.
-
Как началось восстание
-
Что стало поводом для него?
-
Кто был его предводителем?
-
Какой состав восставших?
-
Опишите ход восстания
-
Действия восставших
-
Их требования
-
Как было подавлено восстание? Выясните причины его поражения.
-
Определи результаты (последствия) восстания.
Алгоритм изучения исторического лица.
-
Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели этого класса?
-
Какими личными качествами он владел? Насколько они подходили для решения поставленных целей?
-
Какими средствами он руководствовался для достижения цели? Оцените их.
Алгоритм работы с историческими источниками.
-
Кто создал источник? Какой статус имел этот человек?
-
О чем сообщает источник? О чем умалчивает?
-
Когда создан источник? Какие идеи или характерные черты исторического периода на него влияли?
-
С каким местом были связаны события?
-
Почему данный источник был создан?
-
Имел ли специфическую цель? Какие выводы можно сделать после сравнения с другими источниками? Есть ли в нем белые пятна?
Занимаясь самообразовательной деятельностью, вы убеждаетесь, что расширился ваш кругозор, обогатился словарный запас и лексика, вы приобрели гибкость ума, широту мышления, вы свободно ориентируетесь в потоке информации, у вас сформировался стойкий познавательный интерес к истории. Пользуясь нашими рекомендациями, вы научитесь делать сообщения, составлять рефераты, доклады, принимать активное участие в семинарах, дискуссиях, конференциях, добиваться хороших успехов на олимпиадах, приобретете навыков исследовательской деятельности.
В наше время быстрого информационного старения информации необходимо постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения и навыки. Чтобы в ногу со временем, быть эрудированным, необходимо заниматься самообразованием. Изучив наши рекомендации, советуем:
-
Оцените свои силы, определите тему самообразования.
-
Составьте план самообразовательной деятельности.
-
В случае необходимости обратитесь за помощью к учителю.
-
Реализуйте намеченные планом действия.
-
Не останавливайтесь на достигнутом, расширяйте свою базу исторических знаний.
Схема анализа событий с хронологической точки зрения (локализация событий во времени).
-
Когда происходили эти события? Как долго они происходили? В какой последовательности они происходили?
-
На какой период истории человечества они приходятся?
-
Как это событие соотносится с другими событиями или процессами?
-
Как это событие корреспондируется с однотипными событиями или процессами отечественной или региональной истории?
-
Составление хронологических или синхронизированных простых или сложных таблиц.
Определение мест исторических событий в пространстве (использование карты как исторического источника).
-
Правильно занимают позицию возле карты (так, чтобы не загораживать естественное освещение карты)
-
Запомните, что когда вы стоите напротив карты, наверху будет север (юг - внизу), а слева - запад (соответственно, справа - восток).
-
Научитесь читать легенду карты - ее условные обозначения. При всем разнообразии карт однотипные факты, события, явления - граници, столицы, районы восстаний наносяться на них похожими обозначениями.
-
Обратите внимания на надписи, диаграммы, таблицы, портреты, рисунки, которые есть на карте, и вы поймете, что есть резон в утверждении: «Карта - государственная шпаргалка»
-
Работая с контурной картой, пользуйтесь цветными карандашами, делайте условные обозначения.
-
На мелкомасштабных картах отдельные обозначения делайте цифрами, которые включайте в условные обозначения, это будет влиять на эстетичность выполненной работы.
Схема анализа исторического документа.
-
Документ первичный (запись очевидца или участника события) или вторичный (комментарий или пересказ из уст исследователя)
-
Выделите в документе факты от комментариев и анализируйте их отдельно.
-
Кто автор этого документа? Чьи интересы он защищает?
-
О чем сообщается в документе? Какая сторона события или явления умалчивается?
-
Когда написан этот документ? Как могли влиять на него авторы, исторические события или общая ситуация в этот период?
-
Где происходило событие, го которым сообщается в документе?
-
Какими мотивами руководствовался автор документа?
-
Как этот документ корреспондируется с другими показаниями об этих фактах, событиях, явлениях или процессов?
Литература
-
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию - М.: Просвещение, 1995.
-
Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы.- Санкт-Петербург, 2001.
-
Кулько В.А. Самообразование школьников и развитие личности.- Волгоград, 2005.