Статья Видеолекции как деятельностная форма обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Видео-лекции как деятельностная форма обучения

Автор: Кочеткова С.Н


Модернизация среднего образования и разработка образовательных стандартов третьего поколения предполагает переход к личностно-ориентированному процессу обучения. Выдвижение в качестве приоритетного компетентностного подхода при подготовке специалистов делает насущным формирование, как индивидуальных методических систем, так и разработку образовательных технологий, ориентированных на развитие деятельных индивидуальных способностей и качеств личности.

Современные тенденции совершенствования профессиональной подготовки специалистов, использование инноваций в образовании в большой степени опираются на потенциал компьютерных технологий Яркими примерами применения инновационных форм обучения являются современные технологии дистанционного образования, создание видео-лекций нового поколения, разработка и внедрение компьютерного тестирования для контроля качества обучения.

Известно, что качественному восприятию материала способствуют такие его основные характеристики как структурность, целостность, предметность, константность. Разработка и построение лекционного материала выполнялось с учетом специфики преподаваемого профессионального модуля, особенностей зрительного восприятия информации. Зрительная информация быстрее и сильнее воздействует на эмоции человека, её восприятия обусловлено особым стилем, когда новый материал можно преподносить наглядно, красочно, динамично, с минимумом текста. Процедура восприятия текстовой информации существенно сложнее - занимает больше времени, требует определенных навыков, эмоциональное воздействие текста происходит путем создания образов в сознании. Для большинства учащихся гораздо проще воспринять готовый зрительный образ, чем создавать его в своем воображении. И это вполне естественно, ведь «любая картина стоит тысячи слов».

Структурирование информации выполнено на основе целеполагания, когда в каждой лекции определена цель, которая должна быть достигнута при её изучении. Это способствует как разбиению материала на разделы (модули), темы, так и поэтапному изложению материала внутри темы, последовательному определению ключевых моментов в изложении каждой порции учебного материала. Тема (лекция) состоит из набора слайдов, системно организующих учебный материал, наглядно представленный и сопровождаемый небольшим текстовым комментарием. Этапу информации внутри темы может соответствовать один или несколько слайдов.

Опыт проведения лекционных занятий показывает, что основной содержательный комментарий остается за преподавателем, который имеет возможность моделировать и режиссировать познавательный процесс студентов, стимулировать осмысление вводимых понятий, терминов и применяемых методов, обозначать движение к поставленной цели, проектировать алгоритм ее достижения. Лекционные занятия при общей экономии учебного времени становятся более концентрированными с точки зрения содержания учебного материала и более наглядными и привлекательными с точки зрения формы его изложения.

Текстовый комментарий на слайде выполняет вспомогательную роль, обеспечивая связи между «фреймами» наглядной информации. Это позволяет преподнести сложный, тщательно подготовленный и концентрированный учебный материал в наглядном и привлекательном виде, что особенно важно для самостоятельного изучения материала студентами заочной и дистанционной форм обучения. Размещение лекций на общем Интернет - ресурсе делает учебную информацию более доступной, позволяет индивидуализировать учебный процесс, увеличить скорость усвоения материала.

Целостность учебной информации предполагает наличие внутренних связей, опорных понятий, которые позволяют воспринимать новый материал как единое целое. Безусловным преимуществом лекции-презентации является возможность повторения части уже показанной информации, многократный (для лучшего понимания и запоминания) повтор анимации ключевых моментов в построении рисунка или возврат к положениям, введенным в начале объяснения материала. Подобная технология позволяет моделировать формирование ключевых компетенций обучаемых, делать акцент на наиболее сложных понятиях и формулировках.

Здесь следует отметить, что чтение лекции-презентации требует от преподавателя определенных навыков, умения сбалансировать по времени фрагменты традиционного объяснения материала и показа слайдов. Общая экономия времени достигается за счет отказа от «черчения» на доске, за счет возможности показа «крупного плана» изображения на слайде, следовательно, меньшего числа ошибок при его воспроизведении. Облегчают восприятие графической информации динамические и анимационные эффекты, использование богатой цветовой палитры, выделение ключевых этапов построений, объединение группы элементов по некоторой общности.

Константность учебной информации реализуется в курсе видео-лекций за счет выделения наиболее значимых, существенных элементов дисциплины. Учитывая модульное построение дисциплины, в конце каждой темы приводятся вопросы для самопроверки. Используемая система текущего контроля знаний способствует формированию потребности и способности к самооценке, созданию собственных индивидуальных технологий самообразования, прежде всего для студентов, самостоятельно изучающих курс. С другой стороны, наличие контроля знаний является проверкой адекватности обучающей модели, что позволяет преподавателю оперативно оценить качество изложенного тематического материала, степень его усвоения студенческой аудиторией, а также выбрать дальнейшую технологию с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

Реализация деятельностной формы обучения на основе разработанного курса видео-лекций позволяет перейти от информационного обучения - обычной трансляции знаний, к моделирующему обучению, когда уже на начальном этапе овладения профессиональными компетенциями в определенной предметной области закладывается эффективный алгоритм познавательных действий.

Список литературы:

  1. Дубнищева Т.Я. Использование современных компьютерных технологий в образовании / Т.Я. Дубнищева, А.Д. Рожковский // Сборник трудов XVI Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании». - 2014. С.24-26.

  2. Кувшинников С.В. Учебный комплекс медийных материалов нового поколения /С.В. Кувшинников // Сборник трудов XVI Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании». - 2012. С. 152-154.

  3. Лалетин В.А. Методические аспекты в реализации дистанционного курса обучения / В.А. Лалетин, М.Н. Крайнова, И.Д. Столбова // Материалы II Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении». - Воронеж. 2013. С. 340-342.

  4. Столбова И.Д. Инновационные подходы к подготовке лекционного материала: конспект или видео / И.Д. Столбова., Е.С. Дударь // - 2012. №6. С. 29-35.

  5. Столбова И.Д. Формирование профессионально-ориентированных компетенций при инновационных технологиях предметного обучения / И.Д. Столбова, В.А. Лалетин, Е.С. Дударь // Труды XXXIV Межд. конф. «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе». / Приложение к журналу «Открытое образование». - Украина, Крым, Ялта-Гурзуф. - 2012. С. 256-257.

4


© 2010-2022