Методическая разработка на тему: Исследовательские методы в обучении

Методическая разработка на тему : "Исследовательские методы в обучении" включает в себбя теоретические аспекты данного направления.  Представлялась на одной из конференций в качестве обобщающего материала в педагогической практике. В данную работу вошли такие исследовательские методы в обучении как реферат, исследование, научное исследование. Проведена сравнительная характеристика всех трёх направлений. Помимо теории , в работу вошли практические стороны вопроса, такие как "как правильно озаглав...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ».



Методическая разработка на тему :


«Исследовательские методы в обучении»

Преподаватель

КГА ПОУ «РЖДК»

Крумкина Е.В.


Уссурийск, 2015


План:


1.Понятие и сущность «исследовательского метода».


2.Модели исследований, используемые в практике.
1)Реферат
2)Исследовательская работа (с опорой на педагогический опыт)
3)Научно-исследовательская работа

3. Значение исследовательских методов обучения.









1.Понятие и сущность «исследовательского метода».

Метод (в переводе с греческого языка означает буквально путь к чему-либо) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определённой цели. В педагогической литературе существуют различные подходы к определению сущности метода обучения: как способ деятельности учителя и учащегося; как совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; как путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию.

В 1965 году И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин предложили классификацию методов по характеру (уровню самостоятельности, активности и творчества) познавательной деятельности учеников.

Было предложено выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

репродуктивный;

метод проблемного изложения;

частично-поисковый (эвристический);

исследовательский.

Остановимся на интересующем нас исследовательском методе обучения. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, исследовательским характером; учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Способы учебно-познавательной работы учащихся перерастают в научно-исследовательские умения. Основное содержание этого метода заключается в обеспечении учителем условий для развития у учащихся мотивации поисково-творческой деятельности, овладения ими методами научного познания, способами творческой деятельности. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, разработки исследовательских заданий, нахождения способов их решения и проверки полученных данных и др. Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, поэтому его недостатками являются значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

2.Модели исследований, используемые в практике.

1)Реферат

Предлагаю рассмотреть первую модель исследования. Схема этого исследования такова: учитель знает путь поиска, предлагает пройти этот путь ученику, чаще всего зная конечный результат. Работая по этой модели, в итоге мы имеем реферат. Модель хороша для первых исследовательских шагов.Тема доклада звучит конкретно и чётко . Например: «Реформы АлександраII», в данном исследовании следовало описать личность Александра II, его биографию, обстановку в стране, которая способствовала реформированию, обучающий описывает сами реформы, останавливаясь более подробно на реформе «отмена крепостного права». Или реферат на тему «Меч победы ковал Сталинград»- обучающий описывает этапы сталинградской битвы, главнокомандующих, героизм и подвиг советского народа, здесь следует обратить внимание на название реферата, доказать и донести до аудитории значение этой битвы.

Мало того написать реферат, именно написать , а не списать, скачать с интернета (для этого существует программа «плагиат»), его ещё требуется защитить как минимум перед своей группой. Яркая презентация, свободная речь, личные выводы- залог успеха любой исследовательской работы.

2)Исследовательская работа

Вторая модель исследовательской работы предполагает следующую схему :

учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата. Предлагает ученику самостоятельно решить проблему. В итоге , при умении ученика анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и т.д. мы имеем полноценное исследование.

В своей практике я широко использую исследовательскую работу обучающихся по подготовке к различным конференциям, как особый самостоятельный вид деятельности.

Хотелось бы вспомнить конференцию «Русская история и русская литература: факты и художественный вымысел», проходившая во Владивостоке 1апреля 2015г. Обучающий нашего колледжа проделал полноценное исследование, посвящённое героям Первой мировой войны.

Существует алгоритм по подготовке полноценного исследования. Его я представила в виде таблицы.




Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Ценностно-ориентационный

  • мотивация;

  • замысел (идея) проекта;

- аргументация выбора;

  • осознание цели и задач;

  • планирование работы.

Конструктивный

  • консультация;

  • подготовка памяток, списков лит-ры, инструкций, справок;

  • сбор материалов и поиск лит-ры по теме;

  • выбор форм презентации

Оценочно-рефлексивный

  • консультация;

  • корректировка выполненной работы;

  • самоанализ и самооценка работы;

  • описание исследования и его итогов;

Презентация исследования

  • экспертиза проекта;

  • процедура защиты (презентация);

  • подведение итогов защиты.

  • написание текста доклада;

  • защита ;

  • самооценка итогов.



Критерии оценки процедуры защиты исследовательской работы


  1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, убедительность выводов и т.п.;

  2. Объем и глубина знаний по теме: эрудиция, кругозор и др.

  3. «Культура речи»: импровизация, умение вести « дискуссию», полнота ответов на вопросы и т.п.;

  4. Качество использованных наглядных материалов: правильность оформления ссылок на источники, безошибочность в описании источников и т.п.;

  5. Убедительность и убежденность в своей правоте: отстаивание своих убеждений;

  6. Деловые и волевые качества автора исследовательской работы .

3)Научно-исследовательская работа

Учитель владеет методикой и различными способами научного исследования, он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.

Работа по данной схеме в итоге даёт научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать научно-исследовательской деятельностью обучающегося. Являясь преподавателем колледжа , считаю , что данная модель подходит больше для ВУЗов, для студентов, обладающих «физиологической зрелостью» для написания научных трудов.

3. Значение исследовательских методов обучения.

1)Он формирует черты творческой деятельности.

2)Организует творческое усвоение знаний, т. е. учит применять известные знания для решения проблемных задач и добывать новые в результате такого решения.

3)Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов.

4)Он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но и без нее данная цель недостижима.

Список литературы.

  1. Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов. М, «Русское слово», 2006

2. Методика преподавания истории в школе : новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие / В.В. Шоган. - Ростов н/Д : Феникс, 2007

3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. Пособие для учителей и студентов вузов. -М.: Владос, 2007.


© 2010-2022