НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СТАТЕГИЯ ЗДОРОВЬЯ

     Сейчас много разговоров ведётся о детях-индиго и детях с ММД (малой мозговой дисфункцией). Диаметрально разные подходы к одной проблеме: найти причину снижения познавательной активности детей и по-возможности решение, зависящее уже от позиции не ребёнка, а учителя. Я посетила ряд Ноосфериан, проходивших в Севастополе, почитала литературу, испробовала ряд методик биоадекватных уроков и решила поделиться впечатлениями. Вдруг кого-то "зацепит за живое"?       Мудрый Гельвеций, которого так люб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - СТАТЕГИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Все люди разные. Мы - тоже. Кто-то верит в одно. Кто-то - в другое. Кто-то ни во что не верит и всё подвергает сомнению. Но то, что мир меняется, бег времени ускоряется, видят все. И? И большинство из нас, не зная, что с этим поделать, ожидают срока выхода на пенсию как избавления от неразрешимых вопросов и проблем. Но дети, которых мы за этот период пропустим через свои руки и душу, в этом не виноваты. Им в самом деле тяжело. Доказано, что сконцентрировать внимание человек может минут на пятнадцать, затем будет физиологически обусловленный (у мозга работа тоже имеет ритмы) обратный процесс. Когда на курсах повышения квалификации мы напряжённо работаем два-три часа, у всех возникает ощущение «мозг закипает»? А ведь это наш предмет, наша область деятельности, где мы, если и не профессионалы, то уж точно и не новички. А дети в течение 7-8 часов могут полноценно усваивать большой объём новой информации? Да без усталости? Без потери внимания? А порой и без обеда… Где нет успеха - нет радости. Где нет радости - нет успеха. Вот и теряют дети желание учиться: тяжело, безрадостно, да и не понятно - как и зачем всю эту массу знаний (точнее - информации) применить? Многим из вас пригодилось знание пространственной модели изопропилена? Всем понадобилось применять на практике закон Кулона или теорему Ферма? А принцип работы калий-натриевого насоса в клеточной мембране как был востребован вами в быту? Вот и детей трудно замотивировать поглощать и переваривать ту пищу для ума, к которой ни вид её, ни запах аппетита не пробуждают. Единственный реальный довод: «Вам экзамены сдавать!» - скорее пугалка, кнут. «Пряника» нет… Что делать?

Концепция ноосферного образования предлагает природосообразные с физиологическими и психическими процессами человека методики, которые называются биоадекватными. Смысл их заключается в несколько специфическом подходе к написанию учебников и проведению уроков.

Во-первых, работа мозга имеет волновую природу. Бета-ритм характеризуется активной работой левого полушария головного мозга, который «отвечает» за логику, и который мы нещадно эксплуатируем. Альфа-ритм - это ритм релаксации (расслабления), когда работает правое полушарие, ответственное за целостное восприятие и творческое мышление. Период работы альфа-ритма от восьми до двенадцати минут, но усреднено девять-десять минут. (Гамма- и дельта-ритмы, свойственные сну, мы сейчас не рассматриваем). Если после вводной части урока (оргмомент на биоадекватных уроках используется для создания поля любви, ознакомления с темой, проверки домашнего задания) по ноосферной методике идёт релаксация, то, как утверждают учителя, работающие в ноосферном образовании, это не потеря десяти минут урока, а существенный выигрыш, так как:

а) идёт развитие правого полушария, а значит, и творческих способностей;

б) глаза и левое полушарие без нагрузки успевают восстановиться, следовательно, нет и перегрузки;

в) в альфа-ритме мозг мыслит образами, на которые накладывается свёрнутая структурированная информация. Эти образы надолгл остаются в памяти. Но тут важно задействовать все каналы восприятия, то есть зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

* Такой образ, транспортирующий в долговременную память груз информации, называется образон. К образону тоже есть определённые требования, но это уже частности.

После выхода из релаксации следует миниэтап, направленный на гармонизацию работы обоих полушарий. Это могут быть динамические упражнения или специальные рисунки. Затем - опрос и прорисовка учащимися тех образов, что они восприняли в период релаксации. Одновременно идёт создание собственного образона как своего рода конспекта. После этого учитель может показать свой образон с комментариями, то есть в итоге термины, определения, цифры и прочая информация проговаривается от трёх до пяти-шести раз.

Обговаривать образоны нужно обязательно, чтобы воссоедитить зрительный центр с речевым!

Следующий этап урока подключает к работе отдохнувшее левое логическое полушарие. В этот период можно «обрастить образ-скелет мышцами» необходимых дополнений, пояснений и тому подобное. Можно выполнить упражнения (желательно трёх уровней сложности). Здесь идёт формирование умений работать с материалом: опыты, задачи, задания…

На четвёртом этапе рекомендуются задания творческого уровня: придумать свой образ, например, (дети рисуют, пишут стихи и песни, лепят из глины, плетут макраме) - это может быть и домашним заданием. (Представляете выставки творческих работ? А я их видела…)

Все этапы биоадекватного учебника и урока не хаотичны. Ноосферное образование создано не материалистами (Вернадский был идеалистом и верил в Бога, как, впрочем, многие другие выдающиеся учёные), но добросовестными исследователями, а потому все описанные этапы и приёмы имеют солидную научную и статистически достоверную базу.

Схематически этапы урока ложатся на первые четыре ступени лестницы Пиаже (психолог, физиолог мозга). Ещё четыре ступени можно освоить и усовершенствовать урок, но, согласитесь, нельзя возводить в степень, если не умеешь складывать.

Если моё краткое сообщение показалось кому-то интересным, то добавлю: в городе Севастополе работает методический центр Ноосферной академии наук и образования и центр интеллектуального развития «Эйдос», есть немалая группа энтузиастов, которые выпускают газету «Ноосферное образование», организуют на базе туристско-оздоровительного комплекса имени Мокроусова международный фестиваль природосообразных технологий в образовании и культуре «Крымская ноосфериана», где проводятся мастер-классы, читаются лекции, проходят презентации и открытые уроки - разные: по физике, ИЗО, языкам, географии… Принявшим участие в работе фестиваля предоставляется возможность публикации работы в сборнике, наблюдателям выдаются сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации. Если среди читающих эту работу педагогов имеются по-хорошему амбициозные люди, то для вас есть точка приложения сил, так как конкурсы педагогического мастерства, инноваций и методических разработок имеются и на обширном поле ноосферного образования.

Я злоупотребила вашим вниманием и для релаксации предлагаю не биоадекватное погружение в мир, где есть всё, о чём мечтаешь, а немножко упражнений для отдыха и гармонизации работы мозга.

  1. Разные качательные движения (крайне важны).

  2. Чертим в воздухе руками знаки бесконечности:

  • левой рукой - для работы правого полушария;

  • правой рукой - для работы левого полушария;

  • двумя руками одновременно и параллельно - для инициации взаимодействия в работе полушарий мозга;

  • двумя руками одновременно и разнонаправлено - для гармонизации работы полушарий мозга.

  1. Хлопок в ладоши, затем одновременно берёмся руками правой - за нос, левой - за правое ухо, затем вновь хлопок в ладоши и меняем руки. Это упражнение также направлено на гармонизацию работы полушарий мозга.

  2. Часто и мелко стучим пяткой (левой, правой, обеими) по полу так, чтобы всё тело вибрировало. Это упражнение для восстановления нервных клеток (оказывается, они регенерируют, только крайне медленно) - поможем им и себе.

Махоничева И. В.

Выступление на педагогическом совете 23.08.2012.



© 2010-2022