• Преподавателю
  • Другое
  • Практико – ориентированная технология комплексной работы с учащимися различных категорий

Практико – ориентированная технология комплексной работы с учащимися различных категорий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико - ориентированная технология комплексной работы с учащимися образовательного учреждения


Федотов Константин Владимирович

Учитель информатики ГБОУ СОШ № 1137 г. Москвы

e-mail: [email protected]


Учитель в своей практической деятельности всегда рассчитывает на широкое применение практико-ориентированных технологий, т.к. именно они дают необходимый ученику результат.

Сейчас основными целями обучения и воспитания учащихся школы является реализация комплексного развития у учащихся компетенций, получение знаний, умений и навыков для раскрытия потенциальных возможностей ученика, его способностей и талантов.

На основании анализа новых стандартов образования, программ правительства г. Москвы по воспитанию молодого поколения, а также запросов общества к компетенциям выпускника школы можно сделать вывод об актуальности целостного и комплексного развития учащегося.

Если рассмотреть современные тенденции в области образования школьников, то они стремятся к созданию условий единого и всестороннего развития способностей ученика, что очень важно для усвоения учебных программ и воспитания в учащихся полноценной всесторонне развитой личности.

Все эти вопросы о которых актуально говорится сейчас, рассматривались Н.К. Крупской еще в 1917 году: «Но не старого работника должна готовить наша школа. Она должна готовить такого работника, которого требует жизнь, требуют условия нашей развивающейся промышленности, - умелого рабочего, такого, которого требует не отсталая, а передовая, высоко развития промышленность, потому что вводить мы будем наиболее совершенное, а не отсталое оборудование» [1].

Из этого следует, что материально-техническая база учебного заведения должна постоянно обновляться, так же как и методическая база учителя.

Если рассмотреть среднестатистическую школу, то материальная база в настоящее время, находится в стадии развития: не во всех школах есть смарт-доски, современные компьютеры, графические планшеты, электронные микроскопы и другие технические гаджеты, способные вызвать интерес у учащегося к предмету и изменить форму ведения урока учителя.

Как учитель информатики я стараюсь придерживаться нетрадиционных методик и форм ведения урока. Это выражено в применении на уроках творческого метода, проблемного метода, поискового метода [2,3]. Изначально данные подходы к ведению урока вызывают интерес у ученика к предмету, позволяют выражать себя, одновременно с этим ученик ищет пути решения поставленных задач.

В данных методах социальные задачи у учащихся разные. К примеру, в случае полного и неполного выполнения самостоятельной работы ученик получает возможность стать консультантом ученику, показавшему слабый результат, после консультирования с учителем и самостоятельной подготовки, что помогает ученику избежать негативного влияния отрицательной оценки, использовать наставническую социальную роль.

Так, например, на уроке информатики в 5 классе основным дидактическим приемом является использование электронной тетради, что позволяет развивать манипулятивные действия мелкой моторики рук, практически приучать детей к владению компьютерной грамотностью, помимо основных тем изучения идет практическое освоение прикладных программ, которые пригодятся каждому пользователю в будущем. При этом на занятиях учитель является не «мучителем», а консультантом, помогающим ученику в затруднительный момент.

В рамках обучения информатике выстроена межпредметная связь с учебными дисциплинами: технологией, историей, литературой, русским языком, москвоведению, математикой. Это выражено в практических и теоретических заданиях по информатике. Примером может стать изучение темы «Передача информации» с применением фрагмента текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Перед обучающимся ставится задача: определить источник информации, приемник информации, передатчик информации, возможные помехи в ее передаче.

Стараюсь, чтобы учащийся действовал и обучался не в социальной роли ребенка, а в социальной роли взрослого человека, что позволяет учащимся адекватно рассматривать, логически решать учебные задачи с различных сторон, постепенно адаптировать учащихся к «взрослой жизни».

Для применения полученных знаний на практике ученику предлагается самому выбрать тему практической работы, которая отражала бы полученные комплексные знания но не только по информатике, а еще использует знания и навыки, полученные по другим предметам, таким как: математика, физика, история, технология, черчение, экономика, обществознание, литература.

При подготовке к внеурочному мероприятию учителя предметники так располагают учебный материал, что его содержание дает необходимые периферийные знания ученику.

Например при подготовке мероприятия «Балл 1812 года» учитель истории дает знания об исторических событиях того времени, учитель литературы - о жизни высшего общества в то время, учителя естествознания знакомят детей с достижениями мировой науки того времени, учитель географии рассказывает о расстановке экономических и политических сил в начале 19 века. Таким образом, участники мероприятия занимая определенную ролевую позицию более глубоко осознают свою роль в мероприятии, Тем самым создаются условия для реализации практико-ориентированной технологии.

Мы нашли пути развития детей через систему ученического самоуправления, которое основано на различных школьных объединениях: «Пресс-центр», эколого-краеведческая лаборатория «Земляне», военно-патриотический клуб «Дорогами отцов», школьные средства массовой информации (разработка и выпуск школьных газет, афиш, плакатов, радиолинеек), при сотрудничестве с ГБОУ ВПО МГПУ ИПССО - которое проводит психологическую диагностику учащихся и помогает педагогам в раскрытии личностных особенностей учеников, организует различные лекционные занятия для учителей, родителей и детей.

Учащиеся организовывают группы по интересам (музыка, техника, творчество, фотография, моделирование, патриотизм и т.д.) и проводят различные мероприятия в школе, направленные не только на отдых, но в то же время и на реализацию воспитательных задач. Все идеи и предложения рассматриваются учениками и реализуются их силами. Некоторые из таких мероприятий стали традицией для всей школы: день самоуправления, КВН, день здоровья, Международный день кино «Рождественские выходные», фестиваль регионов России, мир в объективе, городской фотоконкурс «Сквозь века», окружной конкурс военно-исторической миниатюры «Наука побеждать» и другие, а главное, что все эти мероприятия подкрепляют учебный материал учащихся и одновременно воспитывают в них различные качества и чувства, реализуя и развивая их задатки и способности.

Детские и молодежные общественные организации, в которых самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Условия, которые намеренно создаются для ребенка в школьных объединениях, а именно реализация себя в различных социальных ролях, дают ему возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить знания о возможностях реализации себя в различных социальных и профессиональных сферах.

Действует взаимосвязанная система обучения и воспитания обучающихся путем свободного выбора ими решения различных образовательных и воспитательных задач. Все это позволяет ребенку проявить себя, расширить знания, реализовать эти знания на практике, что разносторонне его развивает.

Положительным результатом комплексного развития ученика является его успешность в обучении и личностное становление.

Литература

1.Руднева Е.И. «Педагогическая система Н.К. Крупской» -М;1968г.

2.Матюшкин А.М. «Проблемное обучение прошлое, настоящие, будущие» -Нижневартовск; 2010г.

3.Селевко Г.М. «Современные образовательные технологии» -М; 1998г.

4.Комаров Р.В. «Готовность к самораскрытию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования» М; 2006г.

4.Бархаев В.П. «Педагогическая психология» - Спб; 2009г.

© 2010-2022