- Преподавателю
- Другое
- Статья: Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома
Статья: Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жгутова О.Н. |
Дата | 16.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется усилением социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений.
Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
У этих детей имеют место значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.
Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства из них характерны следующие специфические обязанности:
-
неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;
-
низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
-
слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
-
потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
-
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
-
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
-
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
-
низкая социальная активность;
-
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.
-
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.
Неготовность этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка.
Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.
«Не бывает плохих детей» - это основная идея всей работы педагога на данном этапе.
Нет наглых, вредных, агрессивных, непонятливых, неаккуратных. Нет растяп, бездельников, оболтусов, замарашек и нытиков. Это только ярлыки.
Дети - все дети - нуждаются в том, чтобы их сильные качества поддерживали и развивали, а слабые - игнорировали или направляли в другую сторону.
Задача любого взрослого человека, который работает с детьми данной категории - найти в ребенке хорошее, опираясь на него, помочь воспитаннику увидеть возможности изменения его к лучшему. Не бойтесь перехвалить ребёнка,не бойтесь немного польстить ему.Да он будет упираться,будет утверждать противоположное вам.Но не упускайте момент,увидеть в нём что-то хорошее и лишний раз указать ему на это.
У детей группы риска, в большей степени нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим». Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении не одобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности.
Остановимся на основных методах работы с детьми группы риска в этом направлении
-
Обсуждение возможных последствий поведения предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
-
Проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших педагог применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне.
-
Для обеспечения успеха педагог должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий.
Одна из эффективных методов работы с детьми - активное слушания ребёнка взрослым.
Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на одном уровне);
Видя негативные переживания ребёнка, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие.
Держите паузу между репликами - это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах.
Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.
Использование бесед, разговоров по душам, индивидуальных бесед помогает добиться некоторых результатов:
• Исчезают постепенно или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Первоочередной задачей детских домов становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам, полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.
Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу;
Подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
В целом главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.