Статья: Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности воспитательной работы с детьми в условиях детского дома

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется усилением социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений.

Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

У этих детей имеют место значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства из них характерны следующие специфические обязанности:

  • неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;

  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

  • слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

    • потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

    • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

    • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

    • несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

    • низкая социальная активность;

    • склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Неготовность этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Его начинает смущать, что он из детского дома, он старается отделиться от группы детей, в кино или в магазин, ходят по одному или 2-3 подростка. Как можно реже начинает упоминать, что он из детского дома. Все это сказывается на общем развитие ребенка.

Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.

«Не бывает плохих детей» - это основная идея всей работы педагога на данном этапе.

Нет наглых, вредных, агрессивных, непонятливых, неаккуратных. Нет растяп, бездельников, оболтусов, замарашек и нытиков. Это только ярлыки.
Дети - все дети - нуждаются в том, чтобы их сильные качества поддерживали и развивали, а слабые - игнорировали или направляли в другую сторону.

Задача любого взрослого человека, который работает с детьми данной категории - найти в ребенке хорошее, опираясь на него, помочь воспитаннику увидеть возможности изменения его к лучшему. Не бойтесь перехвалить ребёнка,не бойтесь немного польстить ему.Да он будет упираться,будет утверждать противоположное вам.Но не упускайте момент,увидеть в нём что-то хорошее и лишний раз указать ему на это.

У детей группы риска, в большей степени нарушено равновесие между «хорошим» и «плохим». Задача воспитателей заключается в поддержке одобряемого поведения, положительных черт характера и разрушении не одобряемого поведения, в результате чего происходит рост положительных качеств личности.

Остановимся на основных методах работы с детьми группы риска в этом направлении

  • Обсуждение возможных последствий поведения предполагает владение педагогом умением предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший и отсроченный период, если не принимать никаких действий. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.

  • Проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших педагог применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне.

  • Для обеспечения успеха педагог должен поддержать подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий.

Одна из эффективных методов работы с детьми - активное слушания ребёнка взрослым.

Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза (чтобы глаза были на одном уровне);

Видя негативные переживания ребёнка, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие.

Держите паузу между репликами - это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах.

Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.

Использование бесед, разговоров по душам, индивидуальных бесед помогает добиться некоторых результатов:

• Исчезают постепенно или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;

• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;

• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

Первоочередной задачей детских домов становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам, полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.

Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они не повторили их судьбу;

Подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

В целом главное в работе педагогов детских домов заключается в том, что бы ребенок-сирота был окружен любовью и вниманием со стороны взрослых. И только после того, когда ребенок почувствует, что он кому-то нужен, что кто-то о нем беспокоится и заботится, только после этого можно начинать проводить коррекционно - развивающуюся работу.


© 2010-2022