• Преподавателю
  • Другое
  • Творческая викторина - материал для работы учителя и самообразования Призвание-учитель!

Творческая викторина - материал для работы учителя и самообразования Призвание-учитель!

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Творческая викторина - материал для работы учителя и самообразования Призвание-учитель!





Творческая викторина

«Призвание - учитель!».





Участник: Леонтьева Лариса Николаевна

учитель начальных классов



















Вопрос № 1.



Кто из великих педагогов, по вашему мнению, является автором фразы «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра»?


Ответ № 1.

Автором фразы «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно дорога добра» является выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский -основоположник научной педагогики в России.

Ученик великого педагога Л.Н. Модзалевский говорил о нём:«Ушинский-это наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор»

В эпоху XIX века в России в школе нередко преобладали жестокость и зубрёжка, а время учения было для многих детей тяжёлым временем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась - в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие качества, как любовь к родине, гуман­ность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развиваю­щиеся объекты воспитания, а как стороны единого процес­са воспитания, которые в этом процессе, так же как и в действительности, переплетаются между собой и обуслов­ливают друг друга.

К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе принципы гуманного воспитания. Он неоднократно указывал на необходимость такой постановки обучения и воспитания, чтобы с самого начала развить в детях чув­ства бескорыстия, скромности и гуманное отношение к личности человека, без различия расы и национальности. Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению Ушинского, является развитие в человеке высоких нрав­ственных качеств - честности, справедливости, правди­вости, искренности.












Вопрос № 2.

Что в структуре личности человека характеризует данное определение: «Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов»?

Ответ № 2.

Я думаю, что данное определение в структуре личности человека характеризует ценностные ориентации ( их совокупность).

Личность постоянно получает новую информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения - ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется.

Вопрос № 3.

Что, по вашему мнению, входит в понятие «современная образовательная парадигма»?

Ответ № 3.


Сегодня, в эпоху быстрой смены технологий, требуется формирование новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.

Следовательно, на сегодняшний день характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование ключевых компетентностей учащихся, их готовности к самообразованию, самосовершенствованию, переобучению.

В данный период происходит смена парадигмы образования от тради -ционной к личностно-ориентированной. Становление и реализация новой

(современной) образовательной парадигмы является длительным и сложным процессом.

В соответствии с требованиями сегодняшнего дня образование в школе рассматривается как целостная система, включающая обучение, воспитание и развитие, как процесс, направленный на подготовку школьников не только с определенным образовательным цензом, но и способных к самореализации, социально активных и ответственных, граждански зрелых, с высоким уровнем правовой и коммуникативной культуры. Школа рассматривает социальный образовательный заказ как миссию, лежащую в основе выбора приоритетных направлений деятельности на ближайшие годы развития.

Таким образом, из вышеизложенного очевидно, что есть два направления развития образования: традиционное и инновационное, опирающееся на учет реальных перемен и изменившейся роли личности в общественном процессе. Так как процесс в современном постиндустриальном, информатизованном обществе существенно определяется личностным фактором, то именно ценность личности должна стать исходной посылкой организации системы образования.

Здесь находится большой резерв для модернизации образования путем освоения новой модели - личностно-развивающей и социально -ориентированной.

Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия - стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка .

Содержание и процесс образования - максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации

Главная действующая сила - учение, т.е. активность самих учащихся. Не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы, особенности каждого ребенка

Главный способ познания - на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы - и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание - познание самого себя, открытие мира в себе и через себя.

Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель -развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны три базовые условия личностного роста -конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности - не только владение знаниями и методиками, но личностная зрелость.











Вопрос № 4.

К какой образовательной парадигме относится принцип природосообразности и развитие индивидуальности ребенка?

Ответ № 4.


Определение путей осуществления образования и воспитания на основе принципа природосообразности является одним из центральных пунктов формирующейся в наши дни новой гуманистической парадигмы в педагогике.Сущность и содержание понятия «принцип природосообразности» обоснованы на необходимости содействия средствами педагогического управления развитию индивидуальности, обладающей набором качеств и свойств позволяющих человеку осуществлять в полном объеме природную и социальную жизнедеятельность, реализуя свою биосоциальную природу.

Принцип природосообразности процесса становления индивидуальности предполагает его осуществление в соответствии с законами развития детского организма, с учетом особенностей физического и психического развития, состояния здоровья ребенка, создания условий для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, что обеспечивает нормальную преемственность этапов развития детского организма.

принцип природосообразности как один из основных принципов современной системы образования ( в личностно ориентированной (гуманистической) парадигме)



Вопрос № 5.

Каким современным документом из образовательной области устанавливается приоритет воспитания личности?


Ответ № 5.




В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ВОСПИТАНИЕ рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Для воспитательного процесса нового времени также характерен программный подход. На государственном уровне к данному моменту созданы следующие нормативные документы: "Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы", "Программа развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы", а также - программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". В свою очередь, общеобразовательные учреждения различных типов в настоящее время создают свои собственные "Программы развития общеобразовательного учреждения", где один из разделов посвящен проблеме совершенствования системы воспитательной работы.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (см. п. 4 ст. 14). В п. 6 статьи 9 этого же закона в редакции от 1 декабря 2007 г. указывает, что «основные общеобразовательные программы… включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов… и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Следовательно, в федеральном законе акцент сделан на духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения. Необходимость духовно-нравственного воспитания в школе впервые в новейшей истории России была закреплена законодательно.

Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».









Вопрос № 6.

Какое понятие описано в данном определении: «Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности»?


Ответ № 6.

В данном определении описаны личностные планируемые результаты .

В соответствии с требованиями ФГОС личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.


Вопрос № 7.

Приведите точные названия программ воспитательной направленности, включенные в примерную основную образовательную программу начального общего и основного общего образования.

Ответ № 7.


Точными названиями программ воспитательной направленности, включенные в примерную основную образовательную программу начального общего и основного общего образования, являются следующие:


Примерные программы спортивно-оздоровительного направления


1. Плавание

2. Лыжи

3.Шахматная школа

4. Спортивный туризм



Примерные программы художественно-эстетического направления


1.Смотрю на мир глазами художника

2.Декоративно-прикладное искусство

3.Художественное ковроделие

4. Художественная роспись ткани

5.Юный гитарист

6.Хореография

7.Школьный театр «Петрушка»


Примерные программы научно-познавательного направления


1.Юные музееведы

2.Мир лекарственных растений

3.Азбука содержания животных

4.Моделирование парусных кораблей

5. Моделирование морских судов для глубоководных исследований

6. Моделирование воздушных шаров и дирижаблей

7. Моделирование самолётов( введение в авиамоделизм)

8. Моделирование космических аппаратов и ракет

9. Моделирование вертолётов

10.Я смотрю на небо. Моделирование телескопов

11. Моделирование энергетической техники

12. Моделирование телеграфа и других средств связи

13.Как измерить время? Моделирование часовых механизмов

14.На пути к «вечному двигателю»

15. . Моделирование роботов

16.От телеги до метро. Моделируем транспорт

17.Моделируем вездеход

18.Домашний мастер


Примерные программы военно-патриотического направления


1.Отряд юных пожарных

2.Юные инспекторы дорожного движения

3. Юные моряки

4. Юные авиаторы

5. Юные командиры

6.Школьная республика



Вопрос № 8.

Какие методы обучения являются актуальными в современной образовательно-воспитательной практике?


Ответ № 8.

Очень важно сегодня формировать у учащихся способность к самостоятельному освоению знаний, развитию творчества, к ритического мышления, самосовершенствования в дальнейшем. Поэтому актуальными в современной образовательно-воспитательной практике являются такие методы обучения, как, новые «педагогические технологии, использующие проблемные методы, которые дают возможность достаточно эффективно развивать критическое творческое мышление» . Особенно перспективным для эффективного развития критического мышления, исследовательских способностей обучающихся , активизации их творческой деятель -ности , является метод проектов, а также творческие задания проблемного характера.

Хочется отметить, что инновационные технологии в образовании направлены на личностно-ориентированное обучение. Образовательная парадигма начала XXI века пополняется определением категории креативная психолого-педагогическая технология, суть которой заключается в творческом и созидательном подходе в образовании, в ходе которого интере-

сы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности.

Вопрос № 9.

Как называется актуальный на сегодняшний день вид общего образования, который подразумевает доступ к образованию для детей с особыми потребностями?


Ответ № 9.

В соответствии с типовыми положениями о различных типах и видах общеобразовательных учреждений (детские сады, школы и т.д.) и другими действующими нормативными актами в России предусматривается 2 основных формы включения детей с ОВЗ в образовательный процесс - инклюзивное образование и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.

Еще одной формой предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное образование, которое начало развиваться в России в последние пару лет. Как правило, дистанционное образование организуется на уровне муниципалитетов, хотя есть примеры организации сетей на уровне субъектов РФ.


Вопрос № 10.

Представьте себе педагогическую ситуацию: в класс пришел новый ученик, приехавший из другого региона, обладающий такими качествами как застенчивость, медлительность, нерасторопность. Каким образом вы, как педагог, могли бы способствовать социализации данного ученика, созданию для него ситуации успеха и полноценному включению его в общественную жизнь класса?

Ответ № 10.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они! ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. Застенчивость ни в коем случае не относится к "проблемному поведению", но поскольку это может стать препятствием в достижении социального успеха, она входит в число "38 типов проблемного поведения". К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.

Застенчивость не привязана жестко к периоду детства. Она может пройти с возрастом, а может стать чертой личности, мешающей человеку в общении не только с малознакомыми людьми, но и с близкими. Нам учителям и родителя необходимо попробовать помочь застенчивому ребенку преодолеть себя и научиться легко и открыто контактировать с окружающими.

Действия педагога , способствующие социализации данного ученика, созданию для него ситуации успеха и полноценному включению его в общественную жизнь класса:

  1. Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Учителю необходимо найти такие варианты индивидуального подхода, которые бы помогли работать ребенку в оптимальном для него темпе. Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в классе, проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями и т. п.

  2. Прежде всего, неплохо бы заручиться поддержкой родителей и вообще быть с ними в содружестве. Ведь именно они расскажут, что их ребенок очень застенчив, но хорошо рисует, а эта информация может пригодиться при планировании внеклассной работы.

  3. С другой стороны, учитель может подсказать родителям, в чем поддержать ребенка, чем именно позаниматься, на что обратить внимание. Внимательный педагог знает, кто в его классе является лидером, к чьему мнению прислушиваются, правильная беседа с ними может быть мощной поддержкой.

  4. Дать родителям рекомендации и советы.(см. Приложение№1)

  5. Следующий шаг - организация и проведение классного часа или любой другой совместной деятельности.

6. Работать по раскрепощению детей с использованием игровых при-емов , круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися.

7.Главное, чтобы класс самостоятельно пришел к верному решению, а педагог лишь подтолкнул детей к этому. Новичок не должен остаться без внимания и поддержки. Учитель подставляет плечо в школе, родители поддерживают дома.

8. Создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать .

9.Игры, групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смодели­ровать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возмож­ностью проявить себя на публике, в от­носительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку, помогающие в преодолении застенчивости ( см. Приложение №2)

Приложение№1

Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость

Уважаемые родители! Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.
1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

ПОДСКАЗКА: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.
3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги TheShyChild("Застенчивый ребенок")*, рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими - братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей - для непродолжительных игр. Работа приходящей няней - великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза-в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.
5. Создавайте условия для игр в паре. Встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

Рекомендации родителям по совершенствованию процесса воспитания общительности у застенчивых детей:

1. Не ставить ярлык. Если родители называют ребенка застенчивым, то постоянно обращают внимание только на его застенчивость и исключают все остальное, что не является таковым. Это отражается на поведении ребенка и влияет также на отношение к нему. Вместо этого необходимо указывать на сильные стороны ребенка. Обращать внимание на моменты, когда ребенок более общителен, чем на те, когда он застенчив. Кроме того, пользоваться описательными словами, подчеркивающими сильные стороны его поведения. Например, застенчивого ребенка лучше описывать как осторожного, осмотрительного или как все тщательно обдумывающего.

2.Интересоваться его чувствами. Вместо того, чтобы упрекать ребенка, когда он проявляет застенчивость, лучше беспристрастно объяснить ему его возможные чувства. Иногда подобные замечания могут быть точным отражением чувств ребенка, но не служат упреком.

3. Организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства. Позволить своему ребенку пригласить домой одноклассника после окончания занятий в школе, либо разрешить домой к товарищу, который ему, по-видимому, нравится. Чем спокойнее проходят встречи, в которых принимают участие застенчивые дети, тем менее беспокойными они становятся.

4. Родителям проявлять общественную активность.

5. Поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома. Установить дома ежедневный период «хороших новостей». Во время ужина или перед отходом ко сну пусть ребенок поделится хорошими новостями прошедшего дня. Прислушиваться к тому, что он рассказывает о самых интересных событиях, случившихся с ним в течение дня, не вмешиваясь, и затем согласиться с его впечатлениями. В это время вам нет нужды давать самую высокую оценку его поведению, это просто шанс разделить с ребенком его чувства.

6. Следовать за ребенком. Не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации. Вместо этого внимательно прислушиваться к тому, что он говорит, чтобы направить его затем в сторону людей и занятий, к которым он проявляет интерес.

7. Добавить остроту разнообразия. Трудно угадать, какое занятие пробудет у застенчивого ребенка искорку интереса, поэтому обязательно принимать участие во всем разнообразии мероприятий, начиная с уроков плавания и до детского театра. Это поможет выяснить, каковы его интересы. Такой процесс напоминает пищу.

8. Заручиться поддержкой учителя. Отзывчивый, проявляющий сочувствие учитель может помочь выманить ребенка на открытый простор, увлечь его множеством интересных занятии или дать ему в спутники дружески настроенного одноклассника, жизнерадостного и энергичного.

9. Провести генеральную репетицию. Новые незнакомые ситуации представляют собой настоящий кошмар для стеснительных детей, поскольку они склонны переоценивать угрожающую им опасность. Если ребенок отправляется в гости, начинает учиться в новом классе, необходимо поговорить с ним о том, что произойдет, и обсудить некоторые вещи, которые он может увидеть, услышать или сделать. Чем больше познакомить ребенка с новой ситуацией, тем меньше он будет опасаться того, что ему предстоит.

10. Оставаться спокойным, уравновешенным и невозмутимым. Напряжение, может, передастся ребенку.

11. Поделиться своим опытом. Такие рассказы помогут застенчивому ребенку чувствовать себя более уверенно в аналогичных ситуациях. Детям нужно убедиться в том, что это всего лишь еще один аспект повседневной человеческой борьбы и что он может справиться со своими чувствами.

12. Не требовать совершенства. Застенчивые дети должны понять, что умение дружить с другими детьми совсем не означает, что от них требуют совершенства. Однако детям следует дать понять, что способность дружить не означает, что они идеальны.

























Приложение №2

На помощь в преодолении застенчивости может прийти самый любимый детьми вид деятельности - игра. Как известно, существует великое множество самых разнообразных игр, стоит применить немного фантазии - и ваш малыш в процессе своего любимого занятия попытается преодолеть своего злого врага - страх общения. Основными задачами в преодолении застенчивости являются повышение детской самооценки, достижение умения выражать свои эмоции и приобретение навыков общения.
Очень любимы детьми подвижные игры. Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания

Преодолению застенчивости могут помочь игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов. Такие игры способствуют сближению детей и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков.







15


© 2010-2022