- Преподавателю
- Другое
- Коучинг в развитии педагогической практики
Коучинг в развитии педагогической практики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Некрасова Н.П. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тупкараганский районный отдел образования
школа-лицей имени А. М. Горького
Баутино 2014 год
Коучинг в развитии педагогической практики
Составитель: Некрасова Н. П., учитель начальных классов
высшей категории третьего уровня квалификации, коуч
школы-лицея им. А.М.Горького
Методическое пособие включает планы-конспекты коучингов для учителей
пос. Баутино, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Что такое коучинг?
3. Приложения (рефлексия учителей, фото, листы оценивания коучингов)
4. Заключение
5. Используемая литература
Введение
В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и вторым, не менее значимым - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?». На решении второго вопроса сконцентрировано содержание «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан» второго (основного) уровня обучения ( далее - Программа второго уровня).
В настоящее время в сфере образования общепризнанна равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими. Что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.
Моделью навыков 21-го века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Этот проект рассматривает систему ключевых компетенций ( в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться ( Schleicher, 2012).
Сравнительный анализ инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР, позволил сформулировать следующие выводы:
-
Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также, в знании ответов на один из ключевых вопросов:
Каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии?
-
Используемые учителями стратегии касаются вопросов преподавания всему классу в целом, а также содержательной направленности реализуемых исследований, работы в группах, самостоятельной работы учащихся. Вместе с тем образовательные стратегии учителей не должны исключать персональную обратную связь каждого учащегося.
-
Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы.
-
Учителя должны уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам; с представителями одной организации и ряда других организаций; в рамках сетевых профессиональных сообществ и различных партнёрских соглашений, предполагающих активное использование процессов коучинга и менторинга.
-
Учителя должны обладать прочными навыками в области информационных технологий и методики их использования как эффективного инструмента преподавания, в частности, навыками владения цифровыми ресурсами, а также, автоматизированной системой управления процессом преподавания с целью отслеживания процесса обучения учащихся.
-
Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды.
-
И последнее, но не менее важное: учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на
своём опыте.
Что такое коучинг?
Коучинг ( англ. сoaching) дословный перевод - наставлять, подготавливать, тренировать. Представляет собой конфидециальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественный иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации. Процесс коучинга направлен на формирование конкретных навыков у слушателей, на анализ, размышления и последующие действия, которые, в конечном итоге, позволят учителю достичь успешности в своей работе. Коучинг имеет структурированный характер, краткосрочные встречи заранее запланированы и сосредоточены на конкретных направлениях/ вопросах развития. Коуч (тренер) не даёт готовых знаний, ничему не учит, не даёт советов и рекомендаций. Коуч - это мастер, который владеет современными техниками, дающими возможность использовать свой потенциал, свои ресурсы, как очевидные так и скрытые. Он задаёт вопросы, направляет, создаёт условия для раскрытия способностей и возможностей, верит в уникальность и успех тех, с кем он взаимодействует, поддерживает любые начинания, тем самым, содействует улучшению практической деятельности учителей и развитию школы в целом.
План коучинг занятия № 1
Название занятия: Как на уроке развивать критическое мышление
учащихся.
Общая цель: обучить учителей развивать КМ учащихся на своих уроках.
Задачи:
-
Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.
-
Вызвать интерес к теме.
-
Выяснить, что учителя знают о философии критического мышления.
-
Определить и раскрыть понимание применения критического мышления на уроке.
-
Вызвать желание применять критическое мышление на своих уроках.
Результаты обучения:
-
Учителя знают и умеют развивать критическое мышление учащихся на уроках.
-
На своих уроках учителя смогут обучить учащихся критически мыслить для развития их мыслительной деятельности.
-
Учителя умеют ставить вопросы, используя таксономию Блума
Ключевые идеи:
Критическое мышление - мышление о мышлении, предполагающее умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Происходит всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом. Актуально для развития преподавания и обучения в Казахстане, основные навыки которого включают в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание. Осуществляется от простого к сложному: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Обладающие КМ - активны, скептичны в отношении к доказательствам, открыты для новых идей и перспектив.
Ход проведения:
1.Приветствие. Игра-активатор "Друг к дружке" - 10 мин.
- Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро "поздороваться" друг с другом. А когда я скажу: "Друг к дружке!", вы должны будете поменять партнера. Итак, начали:
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке!
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке!
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке!
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке!
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
Всем спасибо!
-
Деление на группы при помощи приёма «Колечки» - 10 минут.
-
Разработка основных правил работы в группе - 5 минут .
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы
*Соблюдать время
-
Определение темы коучинг - занятия по записанным на доске словам: толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума, таксономия Блума, анализ, синтез, оценка информации, фишбоун.-2 мин.
-
Обсуждение в группах и определение понятия «критическое мышление» - 5 мин.
-
Заслушивание ответов групп - 7мин.
-
Работа с ресурсом:
Презентация «Что такое КМ? Где и как его применять? Как использовать таксономию Блума при планировании урока ?» + рассказ коуча - 15мин.
-
Исследовательская беседа:
-
Кому необходимо обладать таким видом мышления?
-
Какие плюсы вы видите у людей с критическим мышлением? А какие минусы?
-
Хотели ли бы вы обладать таким мышлением? Что вам для этого надо?
-
Хотели ли бы вы обучить своих учеников критическому мышлению? Что вам это даст? - 7 мин
-
Создание постера «Критическое мышление» - 10мин
-
Защита постеров - 2мин на каждую группу
11. Упражнение на развитие КМ с использованием таксономии Блума:
- Составьте вопросы по сказкам «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросёнка», используя таксономию Блума. (Заранее распределяю сказки по группам) - 7 мин.
12. Заслушивание выступлений каждой группы - 10 мин.
13. Обратная связь. ЗХУ. Позволит выйти за рамки одного коучинга и даст повод к поиску новой информации о том, как развивать КМ на уроках. 7мин
14. Рефлексия ( метод неоконченных предложений):
- допишите неоконченные предложения
сегодня я понял…..;
после этого занятия мне захотелось…..;
мне было интересно….;
я узнал, что….;
мне было непонятно……;
мне не понравилось….. - 5мин.
15. Заключительное слово коуча:
- благодарю за то, что мы с вами решали вопросы сообща, и наше занятие прошло в атмосфере взаимного сотрудничества.
План коучинг занятия № 2
Название занятия:
Как диалогическое обучение способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.
Общая цель:
раскрыть значимость применения диалогического обучения на уроке.
Задачи:
-
Создать условия для сотрудничества и взаимодействия;
-
Вызвать интерес к теме и желание применять диалогическую беседу на своих уроках;
-
Выявить уровень знаний учителей о диалогическом обучении;
-
Раскрыть важность применения диалогического преподавания.
Результаты обучения:
-
Учителя знают, что такое диалогическое обучение и знают, как его применять на уроках.
-
Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера и умеют их различать.
-
Учителя понимают важность ожидания ответа ученика на поставленный вопрос в течении семи секунд, а не двух.
-
Ключевые идеи:
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог - своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.
Ход проведения:
-
Приветствие. Упражнение «Комплимент»
-
Деление на группы: 3 смелых, 3 умных, 3добрых, 3 скромных.
-
Установление правил работы в группах.
-
Стадия вызова
Определение темы коучинг-занятия.
Работа в парах. Упражнение «Интервью»
-4 минуты, по 2 минуты на человека, возьмите интервью у своего соседа о нём самом, затем за 1 минуту расскажите нам о нём.
-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?
-Назовите тему нашего занятия.
Постановка цели занятия.
Работа в группах.
-Что такое диалогическое обучение?
-Заслушивание ответов каждой группы.
5. Стадия осмысления
Работа с ресурсом.
-Изучите тему «Диалоговое обучение». Обсудите в группе. Составьте кластер по теме.
Защита кластеров. Взаимооценивание групп цветовой гаммой
На примере «Чтение текста с остановками» показать, как посредством применения беседы можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке
Приём "Ассоциации".
- Сегодня я прочитаю вам рассказ Александра Грина - "Зелёная лампа". -Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
-
Чтение первого отрывка (до слов "… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб").
-
Вопросы коуча участникам коучинга ("Ромашка Блума").
1) Простые вопросы:
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Когда происходят описанные события?
- Назовите действующих лиц.
- В какой момент жизни они описаны?
- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
- Как его описал автор?
2) Уточняющие вопросы:
- Что мы можем сказать о позиции автора?
- А в чём это выражено?
- Проследите, какие синонимы к слову "человек" использует автор?
- Чем вы объясните такой выбор автора?
3) Интерпретационные вопросы:
- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
- Только ли скука привела их сюда?
- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
- А толпа по какой причине могла собраться?
- Почему автор так бегло описывает эту сцену?
4) Оценочные вопросы:
- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
- Почему вы их считаете ключевыми?
5) Творческие вопросы:
- Как вы думаете, какой "интересный замысел" задумал Стильтон? Что это может быть?
6) Практические вопросы:
- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
-
Чтение второго отрывка рассказа (от слов "Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
-
Беседа по вопросам:
- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?
- Насколько он не соответствует вашим предположениям?
- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
- Как приём антитезы (противопоставление) помогает нам в восприятии содержания?
- Прав ли Стильтон, считая себя "человеком большого воображения и хитрой фантазии"?
- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
- Почему у Стильтона нет семьи, детей?
- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее "благоденствием"?
- "Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом", - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?
- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона "дураком"? Что заставило его поступить так?
- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?
- Как дальше будут разворачиваться события?
- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.
- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?
- Какую судьбу Стильтону приготовили?
Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).
Беседа:
- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.
- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг "стал ничем"?
- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
- За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
- Почему Джон Ив смог добиться многого?
- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его "дураком", хотя и завидовал ему?
- Где же момент истины? В чём его суть?
Обсудить:
-Какие типы бесед вы увидели в проделанной работе?
-Назовите какой тип беседы, вы не увидели при выполнении этого упражнения? Почему вы так думаете?
- Какие умения, знания, навыки развивались у вас при выполнении данного упражнения?
Составить по картинке вопросы для бесед:
1-я группа: беседа - дебаты;
2-я группа: кумулятивная беседа;
3-я группа: исследовательская беседа.
Заслушивание групп. Взаимооценка групп аплодисментами
5.Стадия рефлексии.
-Заполните таблицу ПМИ
- Оцените работу коучинг-занятия и работу коуча, заполнив листы оценивания.
6. Заключительное слово коуча:
-Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.
План коучинг - занятия № 3
Тема: «Как правильно составлять среднесрочное планирование уроков?».
Цель: научить учителей составлять среднесрочное планирование уроков.
Задачи:
-
создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;
-
организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;
-
познакомить с основными принципами и целями среднесрочного планирования;
-
развивать мыслительные, коммуникативные навыки;
-
воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;
-
эффективно использовать ИКТ.
.
Оборудование и ресурсы: маркеры, листы А 4 для выполнения кластера, схемы ССП, образцы ССП, информация о ССП из руководства, презентация, фотоаппарат.
Ожидаемый результат: учителя знают, что такое среднесрочное планирование, понимают необходимость этого нововведения, умеют составлять ССП.
Ключевые идеи ССП: конкретизация темы и цели урока, возможность прогнозировать результат, благодаря рефлексии, улучшать собственную практику.
-
Стадия вызова
-
Приветствие в круге.
-
Просмотр видеоролика «Дерзайте!»
-
Беседа
-Что такое ССП?
-Для чего оно нужно?
-Как его составлять?
II. Осмысление
-
Изучение ресурсов о ССП из руководства.
-
Обсуждение в группах.
-
Составление кластера по теме
-
Защита кластера
-
Составление ССП по своему предмету
-
Беседа
-Что такое ССП?
-Для чего оно нужно?
-Как его составлять?
III. Рефлексия
-
Полноты восприятия информации «Чемодан, мясорубка, корзина»
-
эмоционального состояния «Острова»
-
Оценивание содержание коучинга, выбор методов и форм, собственной деятельности и деятельности коуча через приём «Мишень»
Заключительное слово коуча:
-Благодарю всех за плодотворную работу и эффективное сотрудничество!
План коучинг-занятия №4
Тема: «Как составить краткосрочный план по технологии критического мышления»?
Цель: научить учителей составлять краткосрочный план урока по технологии критического мышления
Задачи:
-
создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;
-
организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;
-
познакомить с планированием урока по технологии критического мышления;
-
развивать мыслительные, коммуникативные навыки;
-
воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;
-
эффективно использовать ИКТ.
.
Оборудование и ресурсы: маркеры, листы А 4 для написания эссе, структура плана урока по технологии КМ, образцы КСП по разным предметам, презентация «Рефлексия», листы самооценивания, фотоаппарат.
Ожидаемый результат: учителя знают, как планировать урок по технологии КМ, понимают преимущество этого нововведения перед традиционным планированием, умеют составлять КСП по технологии критического мышления.
Ключевые идеи КСП: планирование урока по этапам вызов, осмысление, рефлексия,
-
Стадия вызова
-
Приветствие в круге. Упражнение «Изобрази, как здоровается …». Ведущий предлагает поздороваться, как кошка, собака, олень и т.д.
-
Деление на структурированные группы по преподаваемому предмету.
-
Просмотр видеоролика «Командный мотиватор»
-
Беседа
-Что такое КСП?
-В чём его преимущество перед традиционным планированием урока?
-Как его составлять?
II. Осмысление
-
Изучение ресурсов о КСП по технологии КМ с помощью приёма ИНСЕРТ
-
Обсуждение в группах.
-
Написание 10-минутного эссе (Обратная связь)
10-минутное эссе. После чтения и общего обсуждения информации, предлагается письменно организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.
-
Зачитывание одного от группы, вывод от группы.
-
Просмотр слайдов о рефлексии и её приёмах.
-
Составление КСП по своему предмету.
III. Рефлексия
-
Написание 5-минутного эссе:
-
Напишите, что вы узнали по новой теме
-
Задайте один вопрос, на который вы так и не получили ответа.
IY. Самооценивание
Лист самооценки
Ф.И.О._________________________________________
«5» - если 5 плюсов
«4» - если 4 плюса
«3» - если 3 или 2 плюса
да (+)
Нет (-)
Я могу рассказать о КСП коллеге
Я умею писать КСП по технологии КМ
Я знаю некоторые приёмы КМ
Я умею теперь проводить рефлексию
Я активно работал на коучинге
Я ставлю себе оценку
Заключительное слово коуча:
-Благодарю всех за плодотворную работу и эффективное сотрудничество!
План конспект коучинг- занятия №4
Тема
Что такое Lesson Study?
Цель
оказать содействие участникам коучинг- занятия в понимании подхода «Lesson Study» и в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
Задачи
-
создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;
-
организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;
-
познакомить с методикой проведения нового подхода в преподавании и обучении Lesson study
-
развивать мыслительные, коммуникативные навыки;
-
воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;
-
эффективно использовать ИКТ.
Ожидаемые результаты
участники коучинг занятия узнают о педагогическом подходе «Lesson study» и поймут важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
Ключевые идеи
Lesson study - исследование урока группой учителей с возможным привлечением коллег с других школ с целью повышения качества обучения и совершенствования собственной практики
Источники
Презентация «Lesson study»
Материалы и оборудование
Ресурсы (из Руководства), компьютер, проектор, экран, листы А-3, А-4, маркеры, магниты, доска
Ход занятия
Этапы проведения коучинг- занятия
Время
Деятельность коуча и деятельность участников коучинг- занятия
Приветствие
1 мин
Приветствие «Я- дрозд»:
-Я дрозд и ты дрозд (показывают пальцем), у тебя щёчки маленькие и у меня щёчки маленькие (трогают друг друга за щёчки), у тебя губки аленькие и у меня губки аленькие (показывают на губки), ты мой друг и я твой друг(обнимаются). Привет!
Установление благоприятного климата и доверительного настроя на ход коучинг- занятия
7 мин
Упражнение «Сосиска -кетчуп - кока-кола» в интерпритации «Школа-дети-любовь, весна -март-каникулы, 4-я четверть-лето-отпуск»
описание упражнения: все участники становятся друг за другом паравозиком. Каждый держится руками за пояс впереди стоящего. «Школа» - все делают шаг правой ногой, «дети»- шаг левой, «любовь» - вращательное движение тазом по часовой стрелке. Затем делается один шаг в круг и всё повторяется сначала.
Определение темы
1мин
-Отгадайте загадку: Что можно приготовить, а съесть нельзя?
Ассоциативная цепочка
7 мин
Для развития креативности и нестандартного мышления предлагаю написать ассоциации к слову «урок» в виде слов или изображения иллюстрации, а затем презентовать, чтобы увидеть, что в понятии учителей представляет собою урок.
Рефлексия:
-Какова была цель выполнения данного упражнения?
-Полезно ли было выполнение данного упражнения для выявления степени понимания какого-либо понятия и почему?
Упражнение «1000% открытие и усовершенствование?»
10 мин
Для того, что бы увидеть компетентность и мастерство участников коучинг- занятия в планировании и проведении уроков, коуч предлагает путем обсуждения ответить на вопрос «Что вы можете делать в 10 раз быстрее и лучше других на уроке?» и презентовать свой ответ.
Рефлексия:
-Легко ли вам далось выполнение данного задания? Каким образом?
-Как вы считаете, развитию каких ваших качеств способствовало выполнение данного упражнения?
Разминочное упражнение
3 мин
Для переключения с одного вида деятельности на другой, выполняем небольшое разминочное упражнение под видеоклип «CuteFroggyDance»
Демонстрация презентации о подходе «Lesson study»
5 мин
Для ознакомления с одним из подходом преподавания, предлагаю посмотреть презентацию о данном подходе, комментируя каждый слайд.
Рефлексия:
-Скажите, пожалуйста, о каком подходе вы сейчас узнали, и в чём его суть?
-Каково отличие данного подхода от наиболее известных вам подходов?
Изучение ресурсов
10мин
Затем с помощью ресурса ( Приложение1) (Руководство по Программе второго (основного) уровня) слушатели знакомятся с приёмами проведения Lesson study.
Заполнение таблицы вопросов
7 мин
Для выяснения понимания темы коучинга, коуч предлагает заполнить лесенку вопросов по Lesson study (Приложение 2), а затем презентовать.
Рефлексия:
-Испытывали ли вы какие-либо трудности при выполнении данного задания?
-Каким образом применение данного метода может повлиять на улучшение практики преподавания при организации учебного процесса?
Подведение итогов коучинг занятия
7 мин
Для того, чтобы узнать, как прошло коучинг- занятие, и чему научились, даю следующее задание: обвести свою ладошку на листе А4и на каждом пальце написать следующее:
большой палец-над чем бы я ещё хотела бы поработать
указательный палец-что нового и интересного я узнала
средний палец-мне не хватило......
безымянный палец-психологическая атмосфера на коучинге
мизинец-что мне понравилось и мои пожелания......
Повышение самооценки учителей. Создание ситуации успеха
5 мин
Упражнение «Аллея славы»:
Все участники занятия выстраиваются в две шеренги, становясь лицом друг к другу. После слов коуча о талантливости и одарённости учителей, под апплодисменты коллег, каждый учитель проходит по аллее славы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание, как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «средство преобразования ситуации (Б.Д. Эльконин: «Школа - не место реализации чего-либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа»), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И, отсюда, в педагогике появился термин «компетенция». Джон Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром». Иначе говоря, это - способность к деятельности (Б.Д. Эльконин: «… надо не говорить слов, а строить ситуацию»). Категория «компетенции» является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что «формирование компетенций - это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии». Значит, учитель на уроке должен не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция - это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся. Для овладения учителями деятельной позицией и существует в сегодняшней школе коучинг и коуч. Он сотрудничает с коллегами и оказывает им профессиональное содействие.
На сегодняшний день в мировой научно - педагогической литературе представлено достаточное количество фактов, подтверждающих целесообразность и успешность практического использования многими учителями разработанных ключевых принципов организации и планирования учебной работы. Кроме того, достаточно исследований, обобщающих опыт успешных учителей по организации, содержанию и направленности школьной практики и содействующих их профессиональному развитию. При этом современные исследования убедительно показывают, что профессиональное развитие требует от учителя позиционирования себя в условиях образовательного сообщества ( Bolam, McMahon, Stoll et al, 2005), в котором практика преподавания и обучения формируется при непосредственном участии самого учителя, на основе результатов проведённых им исследований ( Frost, and Durrant, 2003). Учителя, движимые внутренней психологической установкой, нравственной убеждённостью, не механически получают знания, а формируют их сами; действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая влияние на своих коллег и их окружение, сохраняя перманентную сосредоточенность на аутентичном обучении ( Frost, 2011). Посещая коучинги, учителя овладевают широким спектром знаний, адекватных современным представлениям об успешности преподавания и обучения и совершенствуют собственную компетентность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». (2012) Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. Издание третье.
-
Б.Д. Эльконин "Психологическое обучение младших школьников" М., 1974
-
"Модульно - рейтинговая система в профессиональном обучении: методические рекомендации"/ Под редакцией М.В. Рыжакова
-
"Компетентностный подход и новое качество образования.// Современные подходы и компетентностно-ориентированное образование. Материалы семинара под редакцией А.В. Великановой.-Самара 2001.