Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества «Радуга» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан





Храни родник как жизнь, как божий дар




Разработала:

Каримова Рузида Габдулмаликовна

методист туристско-краеведческого отдела


2015

Родник - не просто источник питьевой воды, - это живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущем.

(народная мудрость)

Содержание

I.Введение

Что такое родник?

II. Основная часть.

2.1 Предания старины глубокой.

2.2 Родники Старошешминского края.

III.Заключение. Выводы по теме.

IV. Литература.

V.Приложение.



Введение

Что такое родник?

«В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник холодный

Чтоб напоить людей водой,

Прозрачной, чистой и студеной».

«Это строки из стихотворения поэта Акимова. Многие известные поэты, такие как Блок, Майков, Плещеев, Тютчев тоже в своих произведениях описывали родники, родниковую воду.

О целительных, очистительных свойствах воды рассказывают многие предания, недаром воду использовали в разных обрядах и гаданиях. Святые родники, озера, реки всегда почитались в народе.

"Плевать в колодец - всё равно, что в лицо матери", - говорили на Руси. "Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник". В наши дни эта пословица звучит особенно актуально.

Один их самых любимых детьми жанров устного народного творчества - загадки. Многие из них посвящены воде.

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Ручей)

Вода в родниках вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой и бодрость. Ещё на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые при всей их наивности, всё-таки поняли одну бесспорную истину: как без огня нет культуры, так и без воды нет, и не может быть жизни» (2)

С помощью Большой Советской энциклопедии определили: родники - естественные выходы подземных вод на земную поверхность. Родник возникает там, где водоносный горизонт пересекается с земной поверхностью.

С древних времен население использовало родники как источники питьевой воды. Ранее повсеместно источники были весьма многочисленны. Часто возле родников селились люди. Вернее всего и первые переселенцы нашего села Старошешминска выбрали это место неслучайно: высокий берег реки, множество родников, бескрайние леса. С целью удобства забора воды выходы подземных вод, находившиеся в населенных пунктах или около них обустраивались, при этом использовался только природный материал. По этой причине многие родники, имеющие достаточно большие дебиты, находящиеся в населенных пунктах и около них утратили свой естественный облик, но продолжали снабжать многие поколения людей чистой питьевой воды.

Не маловажное значение родники имели в духовной жизни русского народа. Вода источников отличалась чистотой и высокими вкусовыми качествами, а зачастую целебными свойствами. Поэтому с древнейших времен люди считали, что родники обладают магическими свойствами и поклонялись им. С принятием христианства источники стали считать святыми. До настоящего времени идет почитание родников. По этой причине на ряде источников установлены христианские символы веры - кресты, иконы.

Около села Старошешминска находится пять родников: Святой ключ около реки Шешмы, Нижний Святой ключ в Ошняке (приток Шешмы), родник под Городищами, родники в селе Ачи (населенный пункт в 4 км). Вода из них не используется в настоящее время. Но в селе Ачи, в Духов день приходит из церкви Крестный ход к святому роднику, там совершается молебен. Люди набирают святую воду. Эти родники питают реку Шешму, левый приток Камы. Хотя нет, еще с Нижнего Святого ключа люди берут воду, когда не бывает воды в водопроводе летом. Исходя из выше изложенного, мы поставили цель:1) провести паспортизацию родников вокруг села Старошешминска.

Задачи:1) расширить представления учащихся о географическом и биологическом состоянии родников;

2) узнать историю родников у старожилов и изучить их современное состояние;

Основная часть.

Чтобы узнать больше о родниках нашего края, мы обратились в наш краеведческий музей. Руководитель Булатова Л.А.посоветовала нам изучить книгу Е. Морозовой «Шешминская быль» и, конкретно, раздел «Природа. Горы и родники». (фото 1) Из книги мы узнали о малых родниках вдоль горы по Шешме, о Большом Ключе, о Святом ключе, о Потайном ключе около леса Орешник, о роднике, который называется Студенец, около деревни Макаровка (ныне уже нет этой деревни), по речке Ошняк - большой Святой родник, ключ под Городищами, Романов ключ, по речке Оша под пригорком Жмяк был родник. Нас удивило то, что много родников около села, интересные названия, но больше всего захотелось выяснить: есть ли еще родники, где они находятся, как люди использовали воду, а самое главное увидеть их своими глазами, в каком они находятся состоянии?

О местонахождении некоторых родников нам рассказали наши учителя, коренные жители - учитель биологии Баранова Н.И. и руководитель кружка Булатова Л.А. С вопросом, что они знают о родниках, мы обратились к ним . И вот , что они нам ответили: «Булатова Любовь Анатольевна 1963 г.р. Вся моя жизнь связана с этим селом. Детство, юность, за исключением учебы в педучилище, прошли на этой земле. Дети всегда были помощниками взрослых. Мне приходилось косить, убирать сено по оврагам, а там ходили за водой на родники, которые показывали старшие. Очень люблю ходить с учениками начальных классов в однодневные походы, показывать им прекрасные места в окрестностях села. Непременно водила их всегда к ближним родникам. Приятно бывает видеть сверкающие любопытные глаза, искры восторга, протянутые ладошки струящимся водным потокам. Такие незабываемые впечатления остаются на всю жизнь. И каждую весну, в конце учебного года, идут мои ученики по знакомым им местам».

Баранова Наталья Ивановна 1969 г.р. «Я помню лето 1977 года. Была засуха. Бабушка собралась идти на ключ молиться и взяла меня с собой. Мы пришли к церкви, там собралось много женщин. Они были в темных головных уборах. Подошел служитель церкви, который был приглашен, чтобы провести Крестный ход к верхнему Святому ключу. Он пошел впереди и нес крест, за ним несли две иконы. Мы спустились к Шешме и пошли по берегу реки к роднику. При подходе начали молиться. В конце молитвы поменяли темные платки, на светлые. К вечеру пошел дождь».

Мы расспросили у родителей. И вот, что они нам ответили: «Наша семья Пономаревых-не коренные жители этого села. О родниках мы знаем не много: около села находится несколько родников, наша семья бывает там для того, чтобы набирать иногда летом воду, любим мы в этих местах отдыхать. Места там очень красивые, веет прохладой. Есть место для детских игр». Своими воспоминаниями поделилась Попова Л.И., она коренной житель села и вот, что она рассказала: «С детства остались самые теплые воспоминания о Святом ключе. Бегали ли мы купаться, ходили ли в лес за грибами, и всегда дорога шла через него. Мы вставали на колени и трепетно брали в ладошки чудесную воду. Особенно интересно было спускаться к ключу по тропинкам, которых было великое множество. Запомнились и подъемы в гору по тропинкам с наполненными ведрами воды. А несли ее на коромыслах, использовали только, чтобы вскипятить самовар».

С просьбой рассказать о родниках, находящихся около нашего села, мы обратились к семье Романовых. Мы беседовали с Романовой А.С. и ее сыном Романовым И. И. Это коренные жители села. Вся их жизнь была связана с работой на этой земле. Они нам рассказали о родниках на малой речке Ошняк( их там примерно -6), знают они и их названия. Подробно рассказали и о родниках по реке Оше, там их -8.Раньше они жили в деревне Сосновка. Выбивали ключи и в оврагах - в Петуховом, в Мухинских, около леса Орешник, в лесу, в овраге на Лому, в Сосновом логу. Питают родники и нашу реку Шешму. Мы были удивлены, что они знают больше двадцати родников. Они нам помогли отметить родники на карте села. (Приложение 2)

Как хочется увидеть родники своими глазами?! И первое, что мы сделали, это наметили маршруты на местности при прохождении, которых изучали и фиксировали на схемах родники.

Маршрут первый- 13 ноября 2010года. Спускаемся к реке Шешме. (фото 2). Неприглядное зрелище встречаем на берегу реки. Знойное лето обрекло на гибель тысячи беззубок и перловиц. Вот мы замечаем небольшую грязь в том месте, где должен был протекать родник. Начинаем движение выше по горе и там, что это? Руками разгребаем сухую траву и вот оно чудо! Заструилась маленькая струйка воды, как будто пролилась жемчужная нить из-под земли. По проторенной пальцами дорожке вода устремилась вниз. Восторгу не было предела! (фото 3, 4) Спускаемся ближе к воде. Мы у Большого родника и наше внимание привлекли выбивающие вертикально вверх в воде ключи. Мы видим, как они выбивают в нескольких местах. Вода собирается и течет широкой лентой. Несколько минут мы любуемся этим стремительным чистым поток. (Фото 5-9) Нет, еще не пропадет Шешма! Мы идем дальше. Перед нами Святой ключ. Мы помним заповедь одну « На Святом ключе ты тихо постой. Набери студеной воды и выпей ее вместе с хлебушком, да посоли его». Эту традицию соблюдаем и мы. Родник выбивает в трубе, вода в ней мутная, когда-то она вытекала быстрым потоком, а сейчас течет медленно (фото 12-15) Ближние родники мы увидели. Далее вверх по реке родники встречаются уже в 3-4 км от этого места. Их мы посмотрим позднее.

14 ноября 2010 года. Мы изучаем родники речки Ошняк. Эта речка протекает по дну большого оврага. Видим перед собой небольшую ленту воды, но что это встречает нас здесь? Теперь здесь вовсю чувствуют хозяевами бобры. Их, конечно, мы не увидели. Но поваленные деревья, кусты были строго положены и построены плотины. Звери готовятся к зиме. Мы спускаемся в овраг. Нас встречают бурные потоки воды, которые выбивают в горе из-под камней. Видим и вставленную трубку, из которой набираем воду, (фото 16-17) Смотрим на крутой овраг и замечаем кем-то сделанные ступеньки, спуск к родникам. Видно не заросла еще дорожка к роднику и добрый человек, оставил добрую память о себе. Струится быстрым потоком вода, шумит, журчит по камешкам. И мы идем по бережку этого потока, пытаемся найти выбивающие родники. Вот видим что-то похожее на вытекающий родник. Но только большая промоина осталась от когда-то протекающей здесь воды. ( Фото 18). Овраг поворачивает направо. Мы пытаемся найти, отмеченный на карте Гордеев родник. Но как его найдешь, если никогда не видел и не знаешь, где он находится? Выручает нас сотовая связь с жителем нашего села, который объяснил местонахождение родника, « примерно метров триста от поворота. Этот родник вытекает из трубы и находится на небольшой поляне поперек ее». Мы продолжаем наш маршрут. Наконец-то мы у цели. Мы видим истекающую воду, но нам хочется увидеть его начало. Вокруг сухая трава и только какая-то зеленая «шапка» заострила наше внимание. Вот он наш дорогой! (фото 19-20) Мы пытаемся увидеть это чудо, рассмотреть его поближе, соприкоснуться с его потоком воды, увидеть то, что видели многие поколения наших предков. Этой живительной водой они пользовались многие века. И эта живая нить не оборвалась, не исчезла. Мы пытаемся расчистить место, где вытекает из трубы вода. Там обнаружили аккуратно положенные деревянные желобки, по которым течет вода. Ведь их кто-то положил сюда! С хорошим настроением возвращаемся домой.

И вновь мы в пути. 22 ноября 2010 года. Выпал первый снег. Очень хочется продолжить работу. Попытаемся проехать к тем родникам, к которым есть еще дороги. Мы спускаемся к Нижнему Святому Ключу, перед нами хорошая ровная площадка. Видим чуть подальше беседку для отдыха, перед родником поставлена небольшая часовенка, а там иконка Казанской Божьей матери. (фото 21-22 )Вода из родника вытекает стремительным потоком по трубе. Место родника огорожено. Мы набираем воды для анализа. Измеряем дебит родника.

Мы переезжаем для изучения родников в село Ачи. Недалеко от основной трассы мы видим стоящее огромное дерево. Наши взоры, конечно, сразу устремились к нему. Дерево, росшее невдалеке от родника, было действительно могучим, когда мы подошли и попытались обнять его. Как сказочный богатырь стоит он много лет. Летом в его тени отдыхают путники. Мимо его корней протекает родник, даря прохладу и питая всех холодной студеной водой. А вот на пригорке церковь и небольшое село. Находим начало родника. (фото 23-24 ) Видим, что вытекает он из нескольких мест, собирается и потоком устремляется вниз, питая речку Ошу и по трубам поднимается вода в село. Делаем несколько снимков. Мы идем дальше по Оше. Тропинка ведет нас к калитке. Видим сруб, из него по трубе вытекает сильный поток воды. Это место знакомо многим жителям окрестных сел. Сюда совершается Крестный ход в Духов день после Троицы. Место это огорожено, убрано, идут две тропинки вверх по пригорку. За водой ходят постоянно жители села близ лежащих домов. Видно нравится им эта вода. Приятно смотреть на постоянный поток воды. (Фото 27-28) Сколько столетий ты течешь? Скольких людей ты напоил студеной водой? А скольких еще напоишь? А сколько еще поколений будут восторгаться твоей живительной красотой?

И тут мы спускаемся, буквально метров сто к Оше. Если бы мы были летом в городе, то не удивились такому явлению, как фонтан. Но тут? Откуда в небольшой речке фонтан?! Оказывается, это пробуренная много лет назад скважина, из которой выбивает вода (фото 29) Вот это да! Мы были очень удивлены, и обрадованы такой находке, потому что ничего подобного мы не видели. Созданные природой родники - это чудо природы! Созданный человеком родник-это здорово! Но, что делает природа? Эта скважина была на правом берегу, а сейчас она на левом? Загадка? Но у нее, наверное, и есть отгадка.

Через несколько метров стремительная речка Оша впадает в реку Шешму. Еще множество родников питают ее вверх по течению. Мы едем дальше, чтобы встретится и увидеть еще один родник. Мы объезжаем лес, и наша дорога идет через лес. Спускаемся с пригорка и видим поставленный крест. Кто поставил? Почему? Тропинка ведет немного вниз. Там мы видим вставленную трубу. Из нее вытекающий стремительный поток воды, который питает речку, и слышим бурлящую Ошу. (Фото 25-26) Спускаемся ближе, мощные потоки устремляются по руслу, вот речка повернула налево, как горный водопад, стремится вниз. Внимательно наблюдаем и ведем неторопливую беседу об увиденном. Эмоции бьют через край. А для себя ставим и ставим много вопросов.

С просьбой сделать анализ качества воды, мы обратились в Центр гигиены и эпидемиологии по Нижнекамскому району и Нижнекамску. (Приложение 3) А вот с вопросом об истории родников мы обратились к жителям села. Люди с большим интересом рассказывали о родниках, могли рассказать только о каком-то одном. Поэтому нам пришлось опросить многих старожилов села. (Приложение 4)

Выводы по проделанной работе:

К природе, родине, родникам нужно, относится с добротой и любовью, беречь и охранять их. Если природа будет цветущей, а воды в родниках чистыми, - в мире прибавится доброты. Сберегая родники, мы бережем нашу родину, а это учит нас быть добрыми и отзывчивыми, любить и заботиться о том, что создала природа.

Мы изучили и увидели состояние многих родников, находящихся около села. Сделали фотоматериал. Мы получили прекрасное удовлетворение от начатого нами дела, создания паспортов родников. (Приложение 1) Мы увидели места, где находятся родники, как они вытекают, спускались и поднимались по оврагам. Видели стремительные потоки воды, высохшие ключи, ухоженные места для отдыха. Узнали названия родников и людей, кто за ними ухаживал. К дальним родникам нам пришлось отправиться на транспорте.

В летний период нам ещё предстоит изучить нахождение остальных родников, описать их состояние, доделать прекрасный материал по нашему Старошешминскому родниковому краю. Возможно, обратиться к главе сельского поселения в оказании помощи по благоустройству родников, самим оказать посильную помощь по расчистке мест около родника, желательно было бы сделать таблички по сохранению названий родников, где это возможно. Если не мы, то кто? Мы постарались поработать в большом промежутке времени и нам это удалось.




Список использованной литературы


  1. Морозова Е.С. Шешминская быль. - Заинск: Издательство , 2008. - 432 с.

2.festival.1september.ru/articles/503967/







Приложение 1. Паспорта родников

Паспорт «Большого» родника

1. Наименование хозяйства, села, деревни Старошешминское сельское поселение Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2. Нахождение родника_ расположен на правом берегу реки Шешмы

3. Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) овраг - русло реки Шешмы. Из-за сильного падения уровня воды в реке стал доступен для изучения.

4.Характер прилегающего рельефа - речная долина. Правый берег реки высокий, высота над уровнем воды в реке в сентябре месяце составляет около 18 м ( в годы с нормальными климатическими показателями).

5.Размеры и конфигурация родника - родник представлен двумя округлыми выемками в грунте в каждой из которых несколько вертикальных выходов воды на поверхность. «Верхний рукав» имеет более мощный напор воды, чем «нижний». Находятся они на расстоянии 3 м друг от друга, затем сливаются и образуют единый поток воды.

6 Характеристика почв, грунтов, пород - твердые, заиленные, несколько десятков лет были дном реки Шешмы.

7.Характер истечения - вертикальный выход на поверхность множеством струй разной интенсивности

8.Дебит родника - не определялся. Определили скорость течения вод в образованном обоими «рукавами» канале - 10м за 1 минуту

9.Качество воды - вода прозрачная, без посторонних запахов, при отстаивании не дает осадка, рН - 7 (среда нейтральная), температура +8

10. Состояние родника - естественное

11.Когда, кем обнаружен - известен и использовался людьми с момента основания села Старошешминск. После затопления территорий водами Куйбышевского водохранилища и подъема уровня воды в Шешме из-за подпора воды он оказался под водой и не использовался в летнее время. Зимой можно было брать воду, так как не замерзала полынья.

12.Куда втекает родник - - река Шешма, левый приток реки Камы.

13 Расстояние до ближайшего водоёма - по состоянию на 13 ноября 2010 года - до реки Шешмы около 200 м

14. Краткая история, легенда, связанная с родником----- Питают реку Шешму множество малых родников. Не спускаются сейчас за родниковой водой жители села. Но сколько впечатлений остается в сердце каждого человека от того, что они видят вокруг себя. Зима. Ученики вышли на экскурсию. Лед сковал крепким льдом речку, вот рыбаки пробурили лунку, чтобы порыбачить. А вот место, где речка не замерзает даже зимой? Почему? Предположений много. А там выбивают родники. А что было раньше? Почему родники выбивают из-под воды? С этим вопросом мы обратились к жителю нашего села Баранову М.Я. и вот что он нам рассказал: «Родник этот называется Большой, потому что он был самый сильный в округе. Где выбивал родник, был построен сосновый сруб «4 на 4», был выведен желоб глубиной 30 см и шириной 1м. Вода с огромной силой выбрасывалась оттуда, поэтому ее использовали для наполнения деревянных бочек, которыми возили воду на фермы. Сюда раньше ходили люди за водой, спускались и женщины полоскать бельё. Пробовали ставить насос «Таран» немецкого производства, чтобы качать воду для производственных нужд, но он не смог поднять воду. После постройки Куйбышевской ГЭС, его затопило водой». В настоящее время ключи выбивают из-под воды в нескольких местах.

Паспорт Верхнего Святого родника

1. Наименование хозяйства, села, деревни Старошешминское сельское поселение Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2. Нахождение родника_ расположен на правом берегу реки Шешмы

3. Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) овраг - русло реки Шешмы.

4.Характер прилегающего рельефа - речная долина. Правый берег реки высокий, высота над уровнем воды в реке в сентябре месяце составляет около 18 м ( в годы с нормальными климатическими показателями).

5.Размеры и конфигурация родника - родник заключен в железобетонный обруч, вокруг него - бетонная площадка и металлическое ограждение со стороны реки Шешмы. Из железобетонной конструкции родниковая вода вытекает в отверстие и вытекает через трубу в металлической ограде. Последняя сломана. Воды в роднике крайне мало. Выбивает роднички помимо конструкции.

6 Характеристика почв, грунтов, пород -тяжелые, глинистые почвы с незначительным количеством камней.

7.Характер истечения - вертикальный

8.Дебит родника - слабое вытекание. Дебит не определялся.

9.Качество воды - вода прозрачная, без посторонних запахов, при отстаивании не дает осадка, рН - 7 (среда нейтральная), температура +7

10. Состояние родника - обустраивался в начале 90-х годов. Металлические конструкции разрушены. Родник слабо вытекает, хотя ранее характеризовался как мощный. Нуждается в расчистке.

11.Когда, кем обнаружен - известен и использовался уже первыми поселенцами.

12.Куда втекает родник - река Шешма.

13 Расстояние до ближайшего водоёма - около 250 м

14. Краткая история, легенда, связанная с родником В книге «Шешминская быль» Е. Морозовой мы читаем » Дальше, по горам шли, извиваясь, косые тропочки, глядя на них снизу, было такое впечатление будто с неба спускались они к святому ключу . Целыми днями по этим тропочкам спешили люди за святой водицей, а подходя к роднику молились. Исключительно мягкая была в нем вода. Раньше стояла часовенка с иконкой в ней и покрытая чьим-то вышитым полотенцем. Здесь церковь с иконами совершали молебен. Люди набирали святую воду. К этому роднику постоянно жители села ходили за водой. Особенно трудно было ходить зимой, тропинку обливали водой, и летели ведра вниз по горе. Ранней весной на горе парни ставили качели, собирались парни и девчата, и долго не умолкали песни над Шешмой»(1. с.53). В настоящее время положена плита, а где выбивают ключи заключено в круг, вода выбивает очень слабо. Всегда приятно было смотреть, как выбивается она и поднимает мелкий песочек. На пригорке, который называют «залавком» ребятишки построили беседку, где любят отдыхать и дети, и взрослые.

Паспорт Нижнего Святого родника

1.Наименование хозяйства, села, деревни - Старошешминское сельское поселение Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2. Нахождение родника - левый берег речки Ошняк, правого притока реки Шешмы

3.Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) овраг - речная долина

4.Характер прилегающего рельефа - речка протекает в овраге, на данной территории глубина его небольшая - около 3 метров. Берег пологий, густо заросший разными видами ив. Противоположный берег крутой.

5.Размеры и конфигурация родника - родник ухожен. Место выхода родника огорожено, вода для использования выходит через трубу, выведенную за изгородь. Недалеко, метрах в 12-15 , построена беседка.

6 Характеристика почв, грунтов, пород - почвы глинистые, плотные.

7.Характер истечения -

8.Дебит родника - 35 литров в минуту

9.Качество воды - органолептические показатели - вода без цвета и запаха, прозрачная, осадка при отстаивании не дает, температура воды в роднике - +8 С Бактериологические показатели - патогенные микроорганизмы не обнаружены, качество воды соответствует СанПиНу ч.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения»

10. Состояние родника - ухоженный, оборудованный, часто посещается людьми

11.Когда, кем обнаружен - известен со времен заселения.

12.Куда втекает родник - речка Ошняк

13 Расстояние до ближайшего водоёма - 0,5 метра

14. Краткая история, легенда, связанная с родником - В нижней части села по Ошняку выбивает родник. По словам очевидцев, Бурмистровой М.С. (1924 г.р.), на этот родник люди всегда ходили за водой. Он находился в деревянной кадке, вода оттуда вытекала по желобку. На саночках люди приезжали полоскать бельё, потому что там вода была теплее, чем в реке. Работала я тогда в овчарне, мы возили воду, чтобы поить овец.

Около подстанции находится большой ключ, там была часовня, столик. К нему Крестным ходом ходили с иконами служить молебен. Житель нашего села, Исаев А.Г.(ныне покойный), участник Великой Отечественной войны, долгие годы ухаживал за этим родником. Приходили ему на помощь ученики нашей школы, чтобы очистить родник от зарастания, убирали ветки, чистили русло. Его сын Исаев Ю.А. и работники «Лада-сервис» помогли построить ограждение, беседку для отдыха. Любят жители это место, приходят и приезжают выпускники разных выпусков, чтобы вспомнить свои школьные годы, свою юность. Приходят семьями, отдыхают, играют, любуются природой, смотрят как течет, переливаясь, вода в роднике. Какая необыкновенная красота и сила! Родник от слова родина, родник питает реку. А родина тянет нас к себе, где бы мы ни находились. Несколько лет назад этот родник освятил отец Арсентий (служит в Селе Старошешминск в Богоявленском приходе).

Паспорт Гордеева родника

1.Наименование хозяйства, села, деревни - Старошешминское сельское поселение

2. Нахождение родника__ на правом берегу малой реки Ошняк, (правом притоке реки Шешмы) примерно в 4 км от устья, к юго-востоку от Старошешминска,

3.Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) - овраг

4.Характер прилегающего рельефа - родник выходит на террасе поймы. Берег пологий, но высокий. Склон зарос травянистой дерновой растительностью. В месте выхода воды растительность представлена мхами и водно-болотными видами.

5.Размеры и конфигурация родника----диаметр по урезу воды, глубина и ширина извилистость- вода выходит одним потоком высокой интенсивности. Диаметр потока из трубы - 0,2 м.

6 Характеристика почв, грунтов, пород---скальные, осадочные, песчаные, глиняные - почва представлена глинистыми породами, покрытых с верху плодородной почвой, на которой растут растения.

7.Характер истечения - нисходящий, с напором

8. Дебит родника - 40 литров в минуту

9.Качество воды - органолептические показатели - вода без цвета и запаха, прозрачная, осадка при отстаивании не дает, температура воды в роднике - +6 С.

10. Состояние родника - поток оборудован трубой

11.Когда, кем обнаружен - известен и использовался людьми с момента основания села Старошешминск

12.Куда втекает родник - река Ошняк

13 Расстояние до ближайшего водоёма - 15 метров

14. Краткая история, легенда, связанная с родником - По воспоминаниям старожилов села вдоль всего оврага Мокрый лог находились сады, были там и пасеки. В местечке, где находится Колотовка, был сад Гордеева. И ключ получил имя - Гордеев ключ. Родник выбивал очень сильно. Была поставлена огромная бочка, а от неё проведен желобок. В настоящее время там проложена труба, вода выбивает очень сильно, устремляется поток в Ошняк. Какой умный был народ, выбирая место для своего жительства, для своего труда. Первое без чего не мог прожить человек - это без воды. Вечная слава воде!

Паспорт Городищенского родника

1.Наименование хозяйства, села, деревни - Старошешминское сельское поселение

2. Нахождение родника__ на правом берегу малой реки Ошняк, (правом притоке реки Шешмы) примерно в 3 км от устья, к юго-востоку от Старошешминска,

3.Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) - овраг

4.Характер прилегающего рельефа - родник выходит из-под камней. Берег крутой, высокий. Склон глинистый, без растительности. В месте выхода воды растительность представлена мхами и водно-болотными видами.

5.Размеры и конфигурация родника----диаметр по урезу воды, глубина и ширина извилистость- вода выходит несколькими потоками разной интенсивности. Общая ширина потока 2,5 метра.

6 Характеристика почв, грунтов, пород---скальные, осадочные, песчаные, глиняные - почва представлена глинистыми породами с небольшими участками развитой плодородной, на которой растут растения.

7.Характер истечения - выход из стенок крутого склона на высоте около 20 см от уровня реки Ошняк. Два потока довольно сильного напора. Один из них оборудован металлической трубой для набора воды. Более сильный поток ничем не оборудован, стекает с природного каменного уступа.

8.Дебит родника - скорость вытекания самого большого потока - 10-12 литров в минуту

9.Качество воды (результат обследование СЭС) - Бактериологические показатели - патогенные микроорганизмы не обнаружены, качество воды соответствует СанПиНу ч.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения»

10. Состояние родника - естественное, один поток оборудован трубой

11.Когда, кем обнаружен - известен и использовался людьми с момента основания села Старошешминск

12.Куда втекает родник - река Ошняк

13 Расстояние до ближайшего водоёма - 0,5 метра

14. Краткая история , легенда, связанная с родником---- Старейшие жители села вспоминают(Романова А.С. ) на этот ключ ходили молиться в большие праздники .Там стояла часовня , а в ней находилась икона Казанской Божьей матери. Ключи под Городищами вытекали с большой высоты из-под камней. Люди спускались к роднику и стоя пили воду. Родники были очень красивыми, вода падала с камней, шумела, струилась, переливалась студеная вода. Вода в нем была, как в Студенце, холодная ярая, ей тоже опивались, зубы сильно ломило. Идут люди на базар или с базара в жаркий день и как спустились, напились досыта, то ангиной уже были обеспечены или воспалением горла, а иногда даже со смертельным исходом. Но вода была исключительно чудесная. Сейчас родник также красив, вставлена трубка. Пользуются водой работники полей, набирая воду для питья. Появились и «соседи» бобры, которые строят плотины, валят огромные деревья, кусты.



Паспорт Святого родника

1. Наименование хозяйства, села, деревни Село Ачи Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2. Нахождение родника __родник расположен на южной окраине села под крутым склоном правого берега реки Оши, правого притока реки Шешмы.

3.Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) - правый склон речной долины

4.Характер прилегающего рельефа - рельеф неровный, левый берег пологий, правый - крутой, высокий. Речка имеет много меандров, речная долина сильно заросшая разными видами древесной и кустарниковой растительности.

5.Размеры и конфигурация родника - территория родника огорожена. Размеры площадки примерно 20м в ширину и 30 в длину. Место вытеканий родника закрыто сооружением из профнастила. Из него выведена труба.

6 Характеристика почв, грунтов, пород - грунт плотный, глинистый, местами каменистый.

7.Характер истечения - вода собирается в емкость и вытекает из трубы

8.Дебит родника - 50 литров в минуту

9.Качество воды - вода прозрачная, без посторонних запахов, при отстаивании не дает осадка, рН - 7 (среда нейтральная). Бактериологические показатели - патогенные микроорганизмы не обнаружены, качество воды соответствует СанПиНу ч.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения»

10. Состояние родника - ухоженный, оборудованный, ежедневно посещается людьми

11.Когда, кем обнаружен - известен со времен заселения. Место было выбрано людьми именно потому, что здесь находиться крупные родники с водой хорошего качества

12.Куда втекает родник - речка Оша

13 Расстояние до ближайшего водоёма - около 100 м

14. Краткая история, легенда, связанная с родником - В начале 20 века в селе Ачи было более 200 домов, а ныне около 70.В нижней части села, которая называется «Кузайка», находится Святой ключ. Вода сильным потоком выбивала из-под пригорка .Был здесь деревянный сруб. В 60 годы прошлого века от родника копали вручную траншею и проводили воду для фермы. Из воспоминаний старожилов села Ачи « Святой ключ называется «Явление Божьей матери» на этом месте явилась икона «Сошествие Святого духа на апостоловъ». Эта икона хранится в семье Новикова Виктора Николаевича, передается из поколения в поколение. С этой иконой идет Крестный ход в Духов день. На ключе совершается молебен. После батюшка разрешает набирать святую воду. В 1992 году ключ отремонтировал Исаев С.А. . Родник имеет ограждение, покрыт профнастилом, поставлен небольшой сруб, стол, на калитке кресты. В настоящее время воду используют для питья.



Паспорт Жмяк-родника

1.Найменование хозяйства, села, деревни Старошешминское сельское поселение Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

2. Нахождение родника - выбивает из-под камней в нижней части склона холма на излучине реки Оши.

3.Вид угодий (пашня, луга, лес т.д.) овраг - склон холма

4.Характер прилегающего рельефа - правый берег реки Оши, холм, частично покрытый смешанным лесом.

5.Размеры и конфигурация родника-

6 Характеристика почв, грунтов, пород - почвы на склоне холма дерново-подзолистые, покрытые дерновой растительностью. У подножия холма смешиваются с глиной и камнями.

7.Характер истечения - нисходящий, без напора

8.Дебит родника - 20 литров в минуту

9.Качество воды -вода прозрачная, без посторонних запахов, при отстаивании не дает осадка, рН - 7 (среда нейтральная), температура +6

10. Состояние родника - вытекает из трубы

11.Когда, кем обнаружен - известен давно. В 2010 году над родником поставлен православный крест.

12.Куда втекает родник - река Оша, Правый приток реки Шешмы

13 Расстояние до ближайшего водоёма - 100 м

14. Краткая история, легенда, связанная с родником: На правом берегу маленькой речушки Оша, правый приток реки Шешмы, в живописном месте находилась небольшая, с таким же названием деревенька Оша. Есть около леса возвышение, которое в народе называют «Жмяк». С небольшого возвышения стекает, бежит, устремляясь вниз к речке родник. Студеной водой поил он жителей деревни. В настоящее время вода вытекает из трубы , вставленной в водоносный слой. Исчезла с лица земли деревня, только крест возвышается над родником, как горькая память , а может быть и добрая, чтобы знал прохожий, проезжий, что жили в этом прекрасном месте люди .И выбрали они это место не зря: родники , лес, поля, быстрая река, чья вода вращали жернова многочисленных мельниц, которых от Кушникова до Ачей было девять. Воспоминания Шахова М.Ф. 1937 г.р. Своими воспоминаниями с нами поделился Фокин Г.М., житель с. Старошешминска, ныне проживает в Кам.Полянах.» Стекали с этого пригорка 2 ключа , а мы с Фокиным С.А и Сарбаевым А.И., вставили трубу и родник заструился еще сильнее.» Спросили мы у него и про название места, почему пригорок называется «жмяк»? «Наверное от слова жмякнуться, то есть упасть, потому что пригорок крутой» - сказал нам Геннадий Михайлович.

Искусственная скважина в реке Оше. В середине прошлого века в нескольких метрах от села Ачи была пробурена на реке Оше скважина. Мягкая холодная вода фонтаном полилась из земли. Люди стали называть это место «колонкой». И вот уже более 50 лет выбивает вода из-под земли. В настоящее время вода из трубы выбивает на высоте 30-40 см и представляет интерес для изучения ее состава. Этой водой пользуются люди, она долго хранится и приятна на вкус.



Приложение 2. Карта района исследования

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Приложение 3. Результаты бактериологического анализа

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Приложение 4.

Нам помогали жители с.Старошешминска, жители с.Ачи, жители исчезнувших деревень: Оши, Пановки, Сосновки.

1.Башуров Б.В.

2.Баранов М.Я.

3. Бурмистрова М. С.

4. Калачева Т.А.

5.Фокин Г.М.

6. Шахов М.Ф.

7. Романов М.И.

8.Романов И.И.

9. Романова В.А.

10.Романова А.С.

11. Амосов А.Ф.

12.Баранов А. И.

13 Булатов А.П.

14.Пономарева Л.И.

15.Попова Л.И.

В исследованиях участвовали члены объединения «биоэколог» и руководитель Баранова Н.И.

Приложение 5.Фотоматериал исследования


Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 1. Начало исследовательской работы. Школьный краеведческий музей.


Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 2. Правый берег реки Шешмы. 13 ноября. Место начала маршрута.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 3. Расчистка малого родника.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 4. Малый родник расчищен, вода небольшой струйкой побежала к реке.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 5. «Верхний рукав» подводного родника, выходящего на поверхность на дне р.Шешмы. Обнаружение стало возможным из-за сильного падения уровня воды в реке (почти на 2 метра) от нормы.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 6. «Нижний рукав» подводного родника

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 7. Протока, образованная «подводным родником». Ширина 1 метр.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 8. Исследователи у «верхнего рукава» подводного родника

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 9. Определение скорости течения воды в протоке, образованной водами Большого родника.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 10. Пересохший родник. Здесь ранее вытекало много воды.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 11. Из-под этого камня когда-то вытекал крупный родник. Нами признаков его не обнаружено.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 12. Верхний «Святой ключ» - место поклонения местного населения сильно пересох.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 13. Уровень воды в «Святом ключе» очень низкий.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 14. Мы чтим традиции предков - на Святом ключе обязательно его водицей отведали хлебушек с сахаром и солью…

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 15. Баранов Константин у «Святого ключа».

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 16. Река Ошняк, правый приток реки Шешмы. Выход 14 ноября.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 17. Городищенский родник - самый сильный поток. Правый берег р.Ошняк

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 18. Пересохший родник на левом берегу реки Ошняк.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 19. Гордеев ключ. Правый берег реки Ошняк

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 20. Исследователи у Гордеева ключа.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 21. Нижний «Святой ключ». Огороженная территория и часовенка с иконой.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 22. Выход воды из родника оборудован трубой.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 23. Ачинский родник. Общий вид со склона.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 24. Избушка для полоскания белья и трубопровод из родника в насосную станцию.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 25. Выход воды из Жмяк-родника.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 26. На вершине холма над Жмяк-родником установлен православный крест.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 27. «Святой ключ» в селе Ачи.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар

Фото 28. Глубинная скважина, пробитая в старом русле реки Оши.

Методическая разработка Храни родник как жизнь, как божий дар



© 2010-2022