• Преподавателю
  • Другое
  • «ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ»

«ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ



Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов.
Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Проведенные исследования показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора , так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности . В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения .

Применительно к учебной деятельности студентов в системе специального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

С помощью экспериментов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до последнего курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в конкретном учебном заведении Тем не менее не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании техникума заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса. Несмотря на проведенные исследования в других учебных заведениях, в нашем техникуме в частности по специальности 140613 складывается иная картина. На первом курсе наши студенты очень часто плохо представляют характер специальности и учатся потому , надо учиться

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принципу, изображенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... - пусть меня научат».

Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:

1) удовлетворенность профессией;

2) динамика удовлетворенности от курса к курсу;

3) факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;

4) проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.

Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Исследования показали, что данный фактор более значим для успевающих, менее значим для неуспевающих учащихся. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.

Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Формирование устойчивого положительного отношения к профессии - один из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога общеобразовательных дисциплин и преподавателей спецдисциплин - как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров

Для успешного осуществления этой задачи учебным заведением необходимо создать следующие условия:

1. Включение студента в различные виды профессионально-ориентированной учебной деятельности.

2. Максимальная профессионализация обучения.

3. Широкое использование различных образовательных технологий.

4. Целенаправленность курсов преподавания социальной педагогики, социальной работы, психологии.

5. Организация профессиональной практики.

6. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста по социальной работе.

7. Формирование индивидуального стиля деятельности

8. Формирование гуманитарной культуры специалиста.

9. Опора на личный жизненный опыт студента в процессе подготовки

Существует много методик исследования профессиональной мотивации студентов предлагается одна из них

«Методика определения мотивации учения» (Каташев В.Г.)

Методика замера мотивации профессионального обучения студентов может быть представлена в следующем виде: на основе описанных в тексте уровней мотивации студентам предлагается комплекс вопросов и серия возможных ответов. Каждый ответ оценивается студентами баллом от 01 до 05.

01 - уверенно "нет"

02 - больше "нет", чем "да"

03 - не уверен, не знаю

04 - больше "да", чем "нет"

05 - уверенно "да"

Анкета мотивов

1 вопрос. Что побудило Вас выбрать эту профессию?

Ответы

  1. Боюсь остаться в будущем без работы.

  2. Стремлюсь найти себя в этом профиле.

  3. Интересны некоторые предметы.

  4. Здесь интересно учиться.

  5. Учу, потому что все требуют.

  6. Учу, чтобы не отстать от товарищей.

  7. Учу, потому что большинство предметов необходимо для профессии, которую я выбрал.

  8. Считаю, что необходимо учить все предметы

2 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к работе на занятиях?

Ответы

  1. Активно работаю, когда чувствую, что пора отчитываться.

  2. Активно работаю, когда понимаю материал.

  3. Активно работаю, стараюсь понять, так как это нужные предметы.

  4. Активно работаю, так как нравится учиться.

3 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к изучению профильных предметов?

Ответы

  1. Если было бы возможно, то пропускал бы ненужные мне занятия.

  2. Мне необходимы знания только отдельных предметов или тем, необходимых для будущей профессии.

  3. Изучать надо только то, что необходимо для профессии.

  4. Изучать надо все, так как хочется познать как можно больше, и это интересно.

4 вопрос. Какая работа на занятиях тебе больше всего нравится?

Ответы

  1. Слушать лекции преподавателя.

  2. Слушать выступления студентов.

  3. Самому анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему.

  4. При разрешении проблемы стремлюсь докопаться до ответа сам.

5 вопрос. Как ты относишься к специальным предметам?

Ответы

  1. Они трудно поддаются пониманию.

  2. Их изучение необходимо для освоения профессии.

  3. Изучение специальных предметов сделало учебу интересной.

  4. Специальные предметы делают процесс обучения целенаправленным и видно, какие базовые дисциплины нужны.

6. Теперь обо всем!

  1. Часто ли бывает на занятии так, что ничего не хочется делать?

  2. Если учебный материал сложен, стараешься ли ты понять его до конца?

  3. Если в начале занятия ты был активным, то остаешься ли ты таким до конца?

  4. Столкнувшись с трудностью при понимании нового материала, приложишь ли ты силы, чтобы понять до конца?

  5. Считаешь ли ты, что трудный материал лучше бы не изучать?

  6. Считаешь ли ты, что в твоей будущей профессии многое из того, что изучается, не пригодится?

  7. Считаешь ли ты, что для жизни надо более или менее учить все?

  8. Считаешь ли ты, что надо иметь глубокие знания по специальным дисциплинам, а остальные по возможности?

  9. Если ты чувствуешь, что у тебя что-то не получается, то пропадает желание учиться?

  10. Как ты считаешь: главное - получить результат, неважно, какими способами?

  11. При разрешении проблемы или решении трудной задачи ищешь ли ты наиболее рациональный способ?

  12. Пользуешься ли при изучении нового материала дополнительными книгами, справочниками?

  13. Трудно ли ты втягиваешься в работу и нужны ли тебе какие-либо толчки?

  14. Бывает ли так, что в университете учиться интересно, а дома не хочется?

  15. Продолжаешь ли ты обсуждать изучавшееся на занятиях, после лекций, дома?

  16. Если ты не решил трудную задачу, а можно пойти в кино или погулять, то станешь ли ты решать задачу?

  17. При выполнении домашнего задания ты надеешься на чью-либо помощь и не прочь списать у товарищей?

  18. Любишь ли ты решать типовые задачи, которые решаются по образцу?

  19. Любишь ли ты задания, которые требуют размышления и к которым ты не знаешь как подступиться?

  20. Нравятся ли тебе задания, где необходимо выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически.








Литература

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2.

  2. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996.

  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.

  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.41-42.

  5. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. - М., 1973. -Вып. 2.

  6. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. - Киев, 1986.

  7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 1978.

  8. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.

  9. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.

  10. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 1980. - С. 5 - 13.

  11. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1985 - № 4.

  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на Дону, 1996.

  13. Комусова Н.В. «Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе» - Л., 1983.

  14. Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976.

  15. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. - М., 1976. - 175 с.

  16. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 1996. - 25 с.

Интернет - ресурсы:

  1. koi.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/64.asp

К.Г. Кречетников «Учет мотивационных аспектов при проектировании средств информационных технологий обучения».

  1. gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php Бордовская Н., Реан А. Педагогика.

  2. kemocpom.chat.ru/test/zamfir.html

© 2010-2022