- Преподавателю
- Другое
- Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы
Доклад на районной секции учителей русского языка и литературы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макарова В.И. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология проектной деятельности в условиях
общеобразовательной школы.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект, сточки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
- презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов.
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- поиска необходимой информации, её систематизации и структуризации (вычленение и усвоения необходимого знания из информационного поля);
- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ.
-
Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.
-
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
-
Самостоятельная (парная, индивидуальная, групповая) деятельность учащихся.
-
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских методов.
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, СУЩЕСТВУЮЩИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ, ДЕЛЯТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ГРУПП.
-
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного искусства, видеофильмы, сочинения и т.п.
РОЛЕВОЙ (игровой) ПРОЕКТ. Участвуя в нём, проектанты берет на себя роли литературных героев, исторических деятелей или выдуманных персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания. (Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен мирный договор?)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города…
-
По предметно-содержательной области учебные проекты делятся на
- монопроект, в рамках одной области знаний;
- межпредметный проект, на стыке различных областей.
-
По характеру координации проекта:
- непосредственный (жёсткий, гибкий);
- скрытый (неявный; характерно для телекоммуникационных проектов).
4. По характеру контактов: среди учеников одной школы, одного класса,
города, региона.
5. По количеству участников проекта: индивидуальный, парный,
групповой, коллективный, массовый.
-
По продолжительности: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, учебная четверть, учебный год).
Организация проектной деятельности учащихся.
Этап 1. Погружение в проблему.
Деятельность учителя: формулирует проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи.
Деятельность учащихся: личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи.
Этап 2. Организация деятельности.
Деятельность учителя: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»). Распределить обязанности в группе. Обсудить возможные формы предъявления результата проекта.
Деятельность учащихся. Осуществляют планирование работы, образуют рабочие группы, распределяют обязанности, выбирают формы и способы представления информации.
Этап 3. Осуществление деятельности.
Учитель не участвует, но консультирует учащихся, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации.
Деятельность учащихся. Работают активно и самостоятельно по поиску, сбору и структурированию информации, консультируются с учителем, готовят презентацию результатов.
Этап 4. Презентация, самоанализ и самооценка
результатов.
Учитель принимает итоговый отчёт, обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает по критериям:
-
Глубина проникновения в проблему.
-
Привлечение знаний из других областей.
-
Доказательность, умение аргументировать свои заключения и выводы.
-
Активность каждого участника проекта.
-
Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
-
Эстетика оформления результатов.
-
Умение отвечать на вопросы (лаконичность и аргументированность)
Учащиеся демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задачи,
- умение планировать и осуществлять работу,
- найденный способ решения проблемы,
-осуществляют рефлексию деятельности и результатов.
Я в течение 3 лет работала по теме «Проектная деятельность учащихся как способ развития и совершенствования письменной связной речи».
По предметно-содержательной области - это были монопроекты.
В 5 классе творческий мини-проект (2 урока): «Сказка как вид литературного творчества». Результат проекта - написание своих сказок. Индивидуальный проект.
В 8 классе творческий проект длительный (1 месяц). Групповой проект. Результат - написание творческих работ разных жанров (описание природы, картины художника, сочинение-рассуждение, дневниковая запись, сценарий). Вид отчета - презентации.
В 9 классе творческий проект по литературе, парный, монопроект, краткосрочный (4 урока). Цель - совершенствование навыков анализа поэтического текста. Конечный продукт - презентации.
Не все работы были хорошими, только некоторые получили «5» или «4». В сельской школе нет параллельных классов, а проектной деятельностью учащиеся занимаются по многим предметам: математика, английский язык, история, география. Нельзя чрезмерно нагружать детей, поэтому у меня так мало учебных проектов.
В настоящее время учащиеся 6 класса работают над проектом «Моя семья в Великой Отечественной войне». Практико-ориентированный проект. Продолжительность работы - 1 месяц. Межпредметный проект, индивидуальный. Конечный результат - альманах «Верные сыны Отечества»».
Представляю вам некоторые работы моих учеников.