Воспитательский час Три слезы БОГА

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И, ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ОТКРЫТЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬСКИЙ ЧАС

НА ТЕМУ:

«ТРИ СЛЕЗЫ БОГА»

Воспитатель: Бугулова И.Х.



Владикавказ 2014г.

УА, ХУЫЦАУЫ ЦАСТЫСЫГАЙ

КОНД ДЗУАРТТА

МЫККАЛГАБЫРТА,

ЦАЙЫ КОМЫ РЕКОМ

ТИБЫ ТАРАНДЖЕЛОЗ

УА ХОРЗАХ НА УАД

(Ирон куывд)

Цель: Воспитание патриотических качеств личности детей через познавательный интерес к истории родного края. Формирование бережного отношения к традициям и обычаям своего народа.

ВИДЕОКЛИП «ОСЕТИНСКИЙ КУЫВД»

Здравствуйте! Невозможно представить любой народ без традиций и праздников. Нет - их, нет у народа ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.

В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают «Нартские Сказания», В них яркое выражение получили лучшие думы и чаяния осетинского народа.

Слайд «Пир нартов»

1.Родоначальник Нартов Уархаг и его отважные сыновья Ахсар и Ахсартаг.

2.Снежнобородый Урузмаг, мудрая и заботливая Шатана.

3.Из камня, рождённый Сослан.

4. Отважный Батраз.

Когда Нарт Батраз умер, Бог уронил три слезы. На местах где они упали, образовались святилища: ТАРАНДЖЕЛОЗ, МЫКАЛГАБЫРТА и РЕКОМ.

« ХОНГА « Ф. Алборов

-Славик, Наташа, Диана, фатахтар канут. Афойнадыл хъауй дзуары бынма ацауын. Мысайнаг сывардзыстут, кардзынта скувдзыстут. Ама дзы ха дзарма дар ацаходынма арбахасдзыстут.

Тибы Таранджелоз! Да быны цы адам цары, уыдоны хорзах дар ама нын дахи хорзах дар ратт.

( Ирон куывд)

ТАРАНДЖЕЛОЗ - один из древнейших осетинских праздников. Таранджелоз - божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. В жертву приносят барана или ягненка, причем кушарт делали в самом святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней, Люди пели и танцевали. Молодежь устраивали скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики совершив определенный молитвенный ритуал просили Таранджелоз о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне. Праздник Таранджелоз отмечают и в наши дни.



Слайды «МЫКАЛГАБЫРТА»

Царазонты, Сиданы Мыкалгабырты кувандон! Да бынма кувынма цы адам цауы, уыдоны хорзах дар , ама дахи хорзах дар нын да цаст бауарзад.

( Ирон куывд)

МЫКАЛГАБЫРТА - божество плодородия и изобилия. О большой древности и популярности Мыкалгабырта свидетельствует его святилище. В день Мыкалгабырта почти в каждом доме резали барана, также устраивали совместные пиршества, куда приносили головы, шеи и некоторые другие части жертвенных животных, пироги с начинкой из сыра и напитки. Животное, которое предполагалось принести в жертву Мыкалгабырта, посвящали ему ещё с осени. Для этого на его роге делали три надреза в виде крестиков, а на шею надевали небольшую деревянную дугу. По этим признакам каждый мог определить, что животное предназначено для жертвы в честь этого святого.

Согласно легенде Высшие силы доверили одному человеку быть жрецом святилища. Жил он со своей семьёй высоко в горах, недалеко от святилища, принимал паломников и молился за них. При святилище был медный котел для варки пива, а пиво в нем никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы к Мыкалгабырта.

Но вот однажды послал жрец свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пиво, но с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Жрец понял, что семья их в чем - то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия. Позвал он своих сыновей и потребовал рассказать. Какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневанный старик прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться жрецом, не оправдавшим высокого доверия Небес. Собрался он и уехал с семьей, куда глаза глядят. А в народе с тех пор Мыкалгабырта остается символом неиссякаемого изобилия и счастья. Люди по - прежнему почитают божество и возносят ему молитвы.

Слайды «РЕКОМ»

Стих «РЕКОМ»

Где берег крут и глыбы скал,

Хвостами стрелы сосен впились,

Камнями контур очертив,

Полянки чудом поместились.

Святые, древние места,

Куда лишь пешими, босыми,

Шли богачи и беднота,

Петляя тропками крутыми.

Легенды в прошлое идут,

Что храм из брёвен не гниющих

Был выстроен когда-то тут

Из тисов, за хребтом растущих.

Что волы Уастырджи

Везли гружёными арбами,

Без управления вожжи,

Ведомы тайными путями.

И без единого гвоздя,

И без участья человека,

Сей храм, для горцев возведя,

Хранил его он век от века.

И славили Уастырджи,

Большие кувды совершали,

И белых жертв через кряжи

Тропинками крутыми гнали.

Под покровительством его

Свершались строгие обряды.

И конь крылатый, Божество,

Носил по скалам где - то рядом.

Там тосты Старший говорил,

И все почтительно внимали,

И турий рог по кругу плыл,

И песни гордые звучали.

Благословлялись там мужи,

Что шли за Родину на битву,

И слушал сам Уастырджи

За славных воинов молитву.

Когда же на охоту шли,

Просили им послать удачу.

Делились щедро, с кем могли,

Добычу от людей не пряча.

И в благодарность за успех,

Всегда РЕКОМУ оставляли

Рогов изогнутых доспех

И часть охотничьих регалий.

Просили горцы, чтоб стада

Берёг от хищников, несчастья

Чтоб сенокосная страда

Не выпала на дни ненастья.

Чтоб путник не блуждал в горах,

Святым Георгием ведомый,

И не пропал в чужих краях

Вдали от очага и дома.

Чтобы болезни никогда

Не посещали их селенья,

Чтоб стороною шла беда

Лавин, обвалов, наводненья.

Мирились, возвратясь с войны,

Былые кровники соседи.

Варилось много баганы

В котлах, что склёпаны из меди.

И веселились парни там

Поодаль, в плясках, состязаниях,

Обеты верности друзьям

Давая щедро на прощанья.

А женщины в МАДЫ _ МАЙРАМ

Благословляли молодую,

Водя её в круг храма там

Наряженную, но босую.

После молений Дзуарылаг

Рекому делал подношения

Рога и череп были знак

Глубокой веры и почтенья.

Как утверждают. до сих пор,

Над Цеем часто конь летящий

Возносит всадника средь гор

В доспехах и с мечом блестящим.

И вынырнув из облаков,

Как ветер быстрый он несётся,

Послышится удар подков,

И лес на скалах встрепенётся.

А. Зайцева



Реком Уастырджи! Балццон адам цамай фандараст уо, уый тыххай дам кувам ама да фадзахст уант. Фыдбылыз - дард, амонд - хастаг.

( Ирон куывд)

РЕКОМ - один из самых почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины, В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга. Посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие, Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали свои кувинагта , жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца - который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг. Босые с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили паломников. Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кушарт. Приглашают родственников и соседей. Возносят молитвы и препоручают себя заботам УАСТЫРДЖИ РЕКОМА.

В марте 1995г. Храм - святилище РЕКОМ от удара молнии сгорел дотла. Оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Храм был восстановлен. Группа молодых ребят во главе с Джанаевым восстановили святилище по сохранившимся чертежам. Они держали пост целую неделю до начала работ и каждый день начинали с молитвы.

Звучит осетинская мелодия.

Главным элементом праздника являются моления.

- Арбахацастам .

-О, ныр хъауы къахыдарас раласын ама мидама бахизын. Кардзынта арассугъд канам.

Фынгыл кардзынты баст ахалы, аив ца канны, баганы аркодта баганыйы къусты.

- Дуннедараг Иунаг Хуыцау, табу Дахицан! Ды на радтай заххыл царынан.

Бира фарн ама амондай хайджын чи у, уый амбал на факан!

- Оммен, Хуыцау!

- Уа тахга - нарга сыгъзарин Уастырджи! Ракас ама рафалгас барзондай - ныллагма, да куваг адамма. Хуыцауай - ирон адамма, ирон адамай - Хуыцаума - дыууардам минавар да, ама на йа ауыдындзинадай хайджын канн. На кастарта - де уазаг! Фыдбылызай ца бахиз!

- Оммен Хуыцау!

- Хохы заддта ама быдыры дауджыта, Саумайы заддта ама изары дауджыта. Баххуыс канут уа куваг адаман! Цы зад, цы дуаг да ахъаз бакан!

- Оммен Хуыцау!

«ХОНГА» в исполнении Н. и Р. Плиевых.



По поверьям осетин считалось, что в праздничные дни все окружено магической силой. Все дела и слова имели в эти дни такое значение, что не подвергались никакому сомнению. Эти дни были днями исключающими враждебные действия для всего осетинского народа. Наоборот было много веселья, игр и танцев.

.

Осетинские обычаи…Осетинские праздники…Это сокровище народа, его бесценное достояние. Сквозь века пронесли их наши предки, пронесли с честью, достоинством и доблестью. Каждый праздник в Осетии - это целая школа жизни, нескончаемый источник мудрости. В них ярко проявился характер народа, его неиссякаемая вера в силу жизни, вечность и незыблемость, её морально - этических устоев.

Традиции и обычаи осетин - это необычный, неповторимый сплав язычества и христианства. В них много умного, интересного и красочного.

Поэтому нам с вами необходимо научиться уважению и соблюдению веками выработанных нашими предками правил поведения и пронести их достойно.

«ИРЫ ЗАР « О. Тайсаев

© 2010-2022