• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение инновационного опыта организации массового мероприятия в учреждениях дополнительного образования

Обобщение инновационного опыта организации массового мероприятия в учреждениях дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и Гуманитарного образования

«Радуга»








Обобщение инновационного опыта организации массового мероприятия в учреждениях

дополнительного образования




Автор: Мышкина И. Д.

методист, педагог

дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

г. Тайшета


Тайшет январь, 2015 г.

Оглавление:


  1. Введение…………………………………………………………3-4

1.1.Актуальность проблемы…………………………………………3-4

1.2.Результаты и проблемы работы с одаренными детьми………5-6

2. Научная обоснованность проблем мотивации и стимулирования7-9

2.1.Общая характеристика проблемы……………………………… 7-9

3. Решения проблем мотивации и стимулирования………………10-15

4. Заключение………………………………………………………… 16

5. Список используемой литературы…………………………………17

6.Приложения









  1. Введение.

Введении ФГОС, профильного обучения, новые подходы в сфере образования заставляют переосмыслить отдельные направления работы с обучающимися, проанализировать ее результативность, акцентировать внимание на стимулирование познавательной деятельности и активности, мотивации достижений школьников.

1.1 Актуальность.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. По данным исследований примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одарённым детям. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Наука приводит такую статистику: процент одаренных с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Поэтому наиболее актуальная задача - это разработка и создание системы работы с одаренными учащимися.

Четвертый год в нашем учреждении реализуется программа педагогического эксперимента «Создание системы работы ЦТР и ГО «Радуга» с одаренными детьми». Основными направлениями ее являются:

  1. Повышение педагогической компетентности в области работы с одаренными детьми.

  2. Составление банка сведений об одаренных детях.

  3. Система работы педагогов по выявлению одаренных детей.

  4. Занятия в школе педагогического мастерства.

  5. Заседания Методических Советов.

  6. Самообразование.

  7. Сотрудничество педагогов с родителями в работе с одаренными детьми.

  8. Формирование методической копилки (разработки, планы, проекты, методы диагностики, рекомендации) по работе с одаренными детьми.

  9. Публикация материалов из опыта работы педагогического коллектива с одаренными детьми.

  10. Участие педагогов, методистов «Радуги» в сессиях межрайонной педагогической площадки: доклады, мастер-классы по работе с одаренными детьми.

  11. Размещение материалов об одаренных детях на сайте «Радуги».

Каково содержание работы с одаренными детьми в школе можно рассмотреть в сравнении.

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:

1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей.

Психолого - педагогическое сопровождение детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, прикладных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

4. Поощрение одарённых детей

5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя, консультации, родительские собрания, рекомендации к участию детей в мероприятиях.

Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительском собрании).

6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7. Взаимодействие с другими структурами для создания благоприятных условий развития одарённости.




1.2.Результаты и проблемы работы с одаренными детьми

Педагогический коллектив ЦТР и ГО «Радуга» работает над методической темой «Развитие детской одаренности средствами и возможностями дополнительного образования». Большое внимание уделяется проблеме готовности работы педагогов с одаренными детьми. Педагогический коллектив «Радуги» обладает высокими профессиональными знаниями и компетенциями. Остановлюсь подробнее на отделе научно-технического творчества.

В отделе работают 7 педагогических работников: штатных - 5, совместителей - 2 человека.

По образовательному цензу педагогический коллектив характеризуется следующим образом:


Штатные

Совместители

Итого

5 чел.

2 чел.

7 чел.

Имеют высшее образование

4 чел.

57 %

1 чел.

14 %

5 чел

72 %

Имеют среднее специальное образование

1 чел

14 %

1 чел.

14 %

2 чел.

28 %

Имеют педагогический стаж

До 5 лет

До 10 лет

От 10 до 20

Свыше 20

Штатные

2 чел. -29 %

0 чел.

2 чел. -29 %

1 чел. - 14 %

Совместители

1 чел. - 14 %

0 чел.

1 чел. -14 %

0 чел.

Итого

3 чел. -43 %

0 чел.

3 чел. - 43 %

1 чел. - 14 %

За период, начиная с 2013года реорганизации СЮТ, нашим коллективом в целях повышения готовности работы с одаренными детьми было сделано:

1) разработан план методической работы отдела, который включает мероприятия по всем направлениям методической работы.

2) проведено 14 совещаний отдела по методическим вопросам, в том числе рассматривались вопросы работы с одаренными детьми.

3) Организована курсовая подготовка педагогов: в прошедшем учебном году обучалось 3 чел., в нынешнем - 2.

4) Педагоги отдела занимаются самообразованием, пополнением своих УМК, разрабатывают новые образовательные программы, КТП по реализации вариативных часов учебного плана.

Педагоги отдела принимают участие в выполнении программы педагогического эксперимента «Создание системы работы с одаренными детьми». Такая система складывается на уровне отдела:

  1. ведется выявление детской одаренности (психолого-педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, по результатам участия в творческих мероприятиях конкурсного характера);

  2. создается банк сведений о талантливых детях (в прошлом учебном году - 23чел., в нынешнем учебном году - 28 чел.)

  3. совершенствуется технология проведения работы с одаренными детьми, педагоги занимаются теорией детской одаренности, повышают свою готовность к работе в рамках межрайонной педагогической площадки.

  4. Пять педагогов отдела (72 %)обобщили свой опыт в различной форме: открытые учебные занятия (Мышкина И.Д., Жмулёв А.П., Крыжова Н.В.), на сессии педагогической площадки выступил с опытом работы Кочергин С.А., с докладом на педагогических чтениях выступала Мышкина И.Д.

В нынешнем учебном году ЖмулевА.П. получил диплом 2 степени на районном конкурсе медиапроектов, в рамках проведения «Недели молодого специалиста» «Мои первые профессиональные успехи» с обобщением опыта по применению медиа-технологий на занятиях ДТО «Мотор».

По итогам проверки, осмысления, анализа состояния методической работы в отделе технического творчества была отмечена необходимость актуализировать работу по выявлению, изучению, обобщению, развитию, распространению опыта педагогов по проблемам мотивации и стимулирования обучающихся.





2. Научная обоснованность проблем мотивации и стимулирования

2.1. Общая характеристика проблем мотивации и стимулирования

Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов. С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся.

В результате исследований психологов обнаружено, что общеобразовательная деятельность мотивируется познавательными интересами у более 40%обучающихся. У значительной части - 50% обучающихся нет интереса к содержательной стороне знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются лишь в 3% случаев.

Неразработанность проблемы мотивации и стимулирования, развития творческой активности, обучающихся является одной из главных причин того, что в периодической печати, методических пособиях, официальных документах часто исследуется эта проблема.

Так, например, при анализе 16 журналов «Дополнительного образования» за нынешний и прошлый год мною найдено 15 статей на темы проблем мотивации и стимулирования детской одаренности, т.е. почти в каждом издании освещается данная проблема.

В журнале «Детское творчество» (издательский дом «Народное образование») данной теме отведена специальная рубрика «Развиваем способности», которая пополняется ежемесячно.

При запросе сведений из Интернета было выдано 237 тыс. ответов из различных источников, а статей про одаренных детей примерно 5мил. ответов.

Делаем вывод, что мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет.

Сложность проблемы мотивации обусловливает многочисленные подходы к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения.

Термин "мотивация" прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

В настоящее время существует несколько определений понятия «мотивация». Рассмотрим основные трактовки термина мотивация.

Мотивация - это:

- совокупность факторов, которые поддерживают и направляют поведение;

- совокупность мотивов;

- побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность;

- процесс психической регуляции конкретной деятельности;

- процесс действия мотивов;

- механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;

- совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Актуальным для понимания мотивации деятельности является ее деление на знаемые и реально действующие мотивы. Психологи отмечают, что «соотношение только знаемых и реально действующих мотивов в процессе развития ребенка меняется: первые могут превратиться во вторые, если взрослый сможет закрепить, поощрить у ребенка успешный результат работы». Данный механизм трансформации мотивов обозначается им как сдвиг мотива на цель.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1.Предоставление свободы выбора.

Свобода выбора (кружка, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля) дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. Выбрав действие, человек чувствует большую ответственность за его результаты.

  1. Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации человека об успешности его деятельности, об уровне его компетентности.

Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

  1. Задачи деятельности должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика.

Результаты деятельности должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего (один из показателей социальной личностной зрелости). Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом.

Цели, установленные извне не вызывают заинтересованности обучающихся в активизации своих целей до тех пор, пока они не превратятся во «внутреннюю» цель, а потом в его «внутренний» план действий. Поэтому для достижения конечного успеха большое значение имеет совпадение целей ученика и педагога.

Чтобы решить эту задачу необходимо создать механизм повышения мотивации деятельности. Здесь подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на обучающегося со стороны педагога, которые побуждали бы его к определённому поведению в процессе обучения для достижения целей педагога (обучения), основанных на необходимости удовлетворения личных потребностей ученика.

Психологов и педагогов постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения для мотивации и стимулирования познавательной деятельности.

Данная работа посвящена вопросам формирования методов, способов и приемов стимулирования и мотивации познавательной деятельности при организации массового мероприятия.

Цель: изучить, проанализировать особенности стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся и выявить способы их формирования.

Задачи:

1. Изучение методов, способов и приемов стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся;

2. Выявление способов и их практическое применение.






  1. Решения проблем мотивации и стимулирования

Каждый педагог на каждом занятии, в беседе с детьми, сам того не осознавая, пытается стимулировать и мотивировать обучающихся разнымиспособами, приемами, методами. Если это так, то при разработке массовых, внеурочных, любыхмероприятий тем более требуется разработка плана его проведения, где учитываются самые различные аспекты, вопросы, нюансы в том числе и планируются, как и чем мы будем мотивировать и стимулировать детей на активную познавательнуюдеятельность.

Одним из крупных, значимых массовых мероприятий нынешнего и прошлого учебного года явилась городская Акция, посвященная Всемирному Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Используя технологию педагогических наблюдений, попробуем отследить мотивацию и стимулирование у детей на примере подготовки и проведения данного мероприятия.

А. Применение педагогического наблюдения на этапе «Совет кружковцев».

1) Вся деятельность начинается с интереса. Вызвать положительный интерес - главная задача педагога для успешной деятельности.

Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется:

- положительной эмоцией по отношению к деятельности;

- наличием познавательной стороны этой эмоции;

- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Для этого используются приёмы создания ситуаций занимательности, удивления, сопоставления научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

При организации исследуемого мероприятия мы начали с описания ситуации, когда возле «Радуги» произошло ДТП с печальным исходом. Многие вспомнили подобные случаи ДТП, свидетелями которых они были.

2)К методам стимулирования и мотивации относятся создание ситуации познавательного спора.Спор вызывает повышенный интерес к теме. Вот почему выбор дискуссии, как одного из методов стимулирования познавательной деятельности, позволил достичь высоких результатов.

На Совете кружковцев состоялась дискуссия - спор по теме ПДД. Для этого предлагалось высказать свои мнения о причинах ДТП, обосновать свою точку зрения.

О том, что дискуссия состоялась можно судить:

1) по числу задействованных участников - 21чел.

2) количеству предложений - 19.

3) Причем положительных аргументов в пользу проведения Акции было большинство.

4) Наблюдения показали заинтересованность всех присутствующих на Совете кружковцев.

Создание ситуации новизны, актуальности данной Акции явилось одним из основных источников интереса к деятельности.

Таким образом, уже на этапе обсуждения Акции удалось достичь мотивации и стимулирования данной деятельности. Совет кружковцев назначил персонально ответственных за проведение этапов мероприятия:

  • Подготовка Положения, документации для запуска механизма реализации проекта

  • Разработка плана - сценария проведения Акции

  • Подготовка оборудования для акции

  • Подготовка кружковцев к акции

  • Итоговая информация, рефлексия

  • Размещение материалов на сайте «Радуги», в СМИ

Главное, что дискуссия на Совете кружковцев дала то, что потом с успехом использовалось при подготовке и проведении Акции.

Б. Применение педагогического наблюдения на этапе «Подготовка оборудования для Акции».

Ряд исследователей в составе учебной мотивации выделяют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения,

а также социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям.

Среди познавательных мотивов выделяют широкие познавательные мотивы и учебно-познавательные мотивы, а также мотивы самообразования. К социальным мотивам относят широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы - стремление занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а также мотивы социального сотрудничества - стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм.

Наличие обоих составляющих (познавательных и социальных мотивов) присутствовало при организации Акции, что способствовало эффективности данного мероприятия.

Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.

Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.

Познавательную активность можно определить, как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

К показателям познавательной активности можно отнести:

  • стабильность,

  • прилежание,

  • осознанность,

  • творческие проявления,

  • поведение в нестандартных учебных ситуациях,

  • самостоятельность при решении учебных задач и др.

При подготовке к Акции были задействованы все кружковцы научно-технического отдела. Перед ними стояли проблемные, поисковые и эвристические ситуации:

  • Изготовление листовок для пешеходов и для водителей (ДТО «Зеленый свет»)

  • Конкурс плакатов на тему «Соблюдение ПДД» (ДТО «Калейдоскоп», «Зелёный свет», «Экспо»)

  • Разработка сценария мероприятия (ДТО «Ералаш, «Юный регулировщик»)

  • Для реализации сетевого взаимодействия, использования потенциала всех структур, приглашение к сотрудничеству ГИБДД (ДТО «Юный регулировщик»)

  • Работа со СМИ(Мышкина И.Д.)

  • Музыкальное сопровождение (специалист ЦТР и ГО «Радуга»)

  • Оформление мероприятия (кружковцы)

  • Подготовка атрибутики участников (ДТО «Мотор»)

  • Создание видеоролика (ДТО «Огонек»)

Кружковцы показали творческий уровень активности. Они справились с поисковыми задачами, предлагая нестандартные решения.

На слайдах вы видите плакаты, нарисованные участниками, листовки, выпущенные для пешеходов и водителей. Атрибутика - зеленый шарф. Воздушные гелевые шары, запущенные в честь памяти жертв ДТП.

Продуктивная деятельность учащихся состоялась благодаря проблемному обучению:

  • постановка в позицию исследователя, первооткрывателя (например, узнать,что такое Акция, листовка, плакат, как их делают);

  • столкновение с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворённости имеющимися представлениями, потребности решать противоречие (исследуемые листовки, плакаты побудили детское творчество, чтобы создать свои собственные, неповторимые, новые, необычные листовки и плакаты);

  • рефлексивная деятельность, (анализ) как в интеллектуальном, так и в эмоционально - личностном плане (состоялся конкурс листовок и плакатов, защита собственного мини-проекта);

  • последовательность мышления в решении проблем: выдвижение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений о широком круге явлений, обобщения.

Содержание данного материала было вполне доступно обучающимся, опиралось на жизненный опыт детей, но в, то, же время материал был достаточно трудным и сложным.

Мы убеждены, что коллективная форма работы в группе, когда в тесном общении, наблюдаешь, какой большой интерес вызывает деятельность каждого у товарищей, то сам начинаешь ее ценить, тоже приводит к мотивации и стимулировании деятельности.

Тем более что различные формы коллективной деятельности дают возможность дифференцировать деятельность для разных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильными для каждого и в то же время развить познавательный интерес и определенную одаренность каждого, предоставляя свободу выбора и творчества.

Так, например, группа младших школьников ДТО «Зеленый свет» была задействована в раскрашивании листовок и плакатов. Художественная одаренность детей проявилась в создании композиции и изображения плаката, листовок. Интеллектуально одаренным детям было интересно придумывать эскиз, текст листовки или плаката. В практической деятельности пригодилась организаторская одаренность детей.В коммуникативной деятельности проявилась лидерская одаренность.Артистическая одаренность старших ребят позволила проявить талант при выступлении на Акции.

В. Применение педагогического наблюдения на этапе «Проведение Акции»

Большое значение имеет включение всех учащихся в активную работу, только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация.

Каждый ученик чувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса при проведении Акции. Этому способствовала личностно-ролевая форма организации Акции, где каждый выполнял определенную роль.

Мы думаем, что именно технология личностно-ролевой игры дает лучший результат по мотивированию и стимулированию активного результативного участия детей в Акции.

В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Структура ролевой игры соответствует интерактивной технологии. В ней выделяются три компонента: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация - выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3) отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия органически связаны с ролью и включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Результат наблюдения показал:

  • применение личностно-ролевой игры начался с этапа экскурсии по городу к месту проведения Акции (распределили роли экскурсовода, ответственного за разработку безопасного маршрута, учителя - организатора строя, инструктора, дежурного по колонне). И за все время прохождения экскурсии наблюдалась высокая дисциплина, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.

  • Исходная ситуация потребовала от детей быть в роли пешеходов, затем пассажиров и водителей. Субъект-субъектные отношения выстраивались при агитации прохожих, водителей, привлечении внимания к Акции, умении вступить в диалог, предложить листовку.

  • Ролевые действия удались, так как в Акции приняли участие примерно 190 человек в первый раз и более 200 человек - во второй раз.

  • Положительные изменения результатов применения ролевой игры были заметны как в количественном отношении (разнообразие диалогов, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в качественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

  • Использование наглядности (бутафории) увеличилось и привлекло больше внимания прохожих.

Г. Применение педагогического наблюдения на этапе «Рефлексия»

Качественное проведение рефлексивно-оценочного этапа имеет огромное значение в становлении мотивации любой деятельности.

Для формирования положительной устойчивой мотивации познавательной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы детей был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии.

Работу по подведению итогов организовали так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым сформировали ориентацию на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в самостоятельности, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации деятельности.

Наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос, сопоставление мнений разных педагогов - методы изучения достижения цели показали, что мероприятие удалось.

На вопрос кружковцам про самые яркие мероприятия в учебном году вспомнили про Акцию 75% обучающихся в прошлом году и 82% - в этом.

При ответе на вопрос, почему запомнилось это мероприятие, были получены ответы:

  • Интересно было, необычно

  • Яркие моменты - запуск шаров в небо, красочные плакаты

  • Сам рисовал плакат

  • Делали и раздавали листовки

  • Познакомился с полицейскими

  • Нас снимали на камеру и показывали по кабельному телевидению

  • На нас все обращали внимание, как будто мы главные

  • Мы были все вместе, командой

Ребята увидели себя на экране местного телевидения, на сайте ЦТР и ГО «Радуга», на 1-й странице местной газеты «Бирюсинская новь». Причем, этим событием они хвастались своим одноклассникам, учителям, соседям, знакомым, взрослым и детям. А плохим не хвастаются.











4. Заключение

Итак, мы рассмотрели разные практические методы формирования положительной устойчивой мотивации деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

В данной работе были сделаны следующие выводы:

1) развитие мотивации и стимулирования познавательной активности зависит от обучающего и воспитывающего воздействия на него со стороны педагога, а также личного опыта самого школьника;

2) источниками познавательной активности могут быть:

- содержание учебного и внеучебного материала,

- процесс деятельности, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности школьника и педагога;

3) формами проявления познавательной активности являются:

- самостоятельность;

- индивидуальное творчество;

4) условиями формирования познавательной активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

- ведение учебного и внеучебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера деятельности, положительный эмоциональный тонус процесса,

- применение интерактивных современных технологий и коллективных форм обучения.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута. Участие всех педагогов научно-технического отдела в данном мероприятии помогло перенять положительный опыт организации и проведения массового мероприятия для решения проблем мотивации и стимулирования детской одаренности.

Одна из задач эксперимента «Создание системы работы ЦТР и ГО «Радуга» с одаренными детьми» - совершенствование мотивации и стимулирования учебной и иной деятельности одаренных детей.

Надеюсь, что проведение подобных Акций станет доброй традицией для развития мотивации и стимулирования одаренных детей.



  1. Список используемой литературы

1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.

2. Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность. М., 1987.

3. Гузеев, В.В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998. - 162 с.

4. Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982.

5. Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988.

6. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, 2000, № 4, - С. 52-55

7. Борзенко, В.И., Обухов, А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

8. Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989.

9. Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981.

17


© 2010-2022