• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по теме Особенности современных педагогических технологий в основной школе

Методическая разработка по теме Особенности современных педагогических технологий в основной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности образовательных технологий

в основной школе


Один человек решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький.
Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а он такой маленький.
Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая,десять человек
Так этот человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким - самого себя.

«Если вы заметили, что вы на стороне большинства,
это верный признак того, что вам необходимо меняться» М. Твен.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора…

Современная школа призвана готовить своих выпускников к «инновационному» поведению в обществе через умения видеть проблемы в профессиональной, социальной, бытовой сферах жизни и готовности самостоятельно их решать. Сегодня выпускник школы XXI века должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;

  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях

«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.»

Естественно возникают вопросы у педагогов:

  • Как учить детей без принуждения?

  • Как помочь им раскрыть свои возможности?

  • Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к творчеству?

Современный урок- это, прежде всего урок ,на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А..

Для всего этого необходимо создать педагогическую среду , влияющую на разные аспекты и стороны развития личности, создавать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту, создавать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

Учитель в учебном процессе создает особое пространство, обеспечивающее деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме. Педагог ведет учеников по пути субъективного открытия , он управляет деятельностью ученика.

В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно:

А) создавать для каждого ученика «банк ситуации успеха» , т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя первопроходцем;

Б) реализовать принцип относительной успешности ( при оценивании учебных действий на уроке оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности.

Современная школа должна научить учащихся добывать информацию из различных источников , включая информационные, привить навыки их критического анализа и сформировать компетентностные умения применять полученные знания и умения на практике.

Изменение требований к условиям реализации основной образовательной программы (изменение в организации обучения, содержании…) Деятельностный подход

Изменение требований к результатам освоения основной образовательной программы

Формирование УУД. Изменение в системе оценки планируемых результатов. Внутренняя, внешняя, накопительная оценка

Все это возможно благодаря применению современных педагогических технологий. Основную задачу педагоги видят в создании условий, способствующих формированию социализированной личности выпускника.

В связи с этим изучаются и внедряются следующие педагогические технологии:

  • Дифференцированного обучения

  • Модульного обучения

  • Проблемного обучения

  • Полного усвоения знаний

  • Учебная дискуссия с выдвижением проекта

  • Интегральная

  • Проектного обучения

  • Технологии развития критического мышления

  • Информационно-коммуникативные технологии

  • Личностно-ориентированного обучения

  • Педагогика сотрудничества

Слово технология пришло к нам из греческого языка: «techne» - искусство, мастерство, «логос» - наука, учение. Дословно: наука о мастерстве.

Технология - совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
В. Даль

Технология - совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей.
Современный
социологический словарь

Технология - совокупность психолого-педагогических приёмов, методов обучения и воспитательных средств.
Д.С. Лихачёв

Педагогические технологии - это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии. Принципиальные различия между методикой и технологией следующие:

Методика

Технология

  1. Включает выбор технологий для целесообразности проведения работы.

  2. Возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний.

  3. Направлена на решение задач: чему учить, зачем учить как учить.

  1. Отличается от методики воспроизводимостью, устойчивостью результатов.

  2. Проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат.

  3. Отвечает на вопрос : как учить результативно

Таким образом, Понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения»:

Технология отвечает на вопрос - как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом.

Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения.

Причины выбора современных технологий

  1. Т. Легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.

  2. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

  3. Обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода

  4. Обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся и их самостоятельность.

  5. Проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности

  6. Ориентируются на развитие творческой деятельности.

Уро вни овладения педагогическими технологиями

Методическая разработка по теме Особенности современных педагогических технологий в основной школе

Методическая разработка по теме Особенности современных педагогических технологий в основной школе

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностям.

Вклейка таблица технологий



















Принципы технологии:

  • все используемые педагогические технологии накладываются на ИКТ, так как интерактивное обучение предполагает овладение навыками анализа, синтеза, прогнозирования - знаний, необходимых в школьной и социальной практике;

- выбираемая технология должна иметь «сертификат безопасности» для здоровья учащегося.

А теперь более подробно о каждой технологии.


Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации

- проблемной, поэтому требует адекватного конструирования

дидактического содержания материала, который должен быть представлен

как цепь проблемных ситуаций.

В современной теории проблемного обучения различают два вида

проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается

деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного

процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Технология развивающего обучения

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  • общее психическое развитие личности;

  • создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Технология Личностно-ориентированного обучения

  • Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты;

  • Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.


Педагогика сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как

наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

-взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и

успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

1 вариант (обучение в команде)

В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху

всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной

работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими

членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим

изучению. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Этот вариант сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда получает одну на всех в виде балльной оценки,

какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки

совместной деятельности.

б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех

или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что

каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает

путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным

материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы

находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же

вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются

информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить

материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать

выражения - это внимательно слушать партнеров по команде и делать

записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не

требуется. На заключительном этапе учитель может попросить любого

ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез,

который и оценивается.

3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5

человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием

какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате

совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается

усвоение всего материала. Основные принципы - награды всей команде,

индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На

учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом

индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и

разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся

самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего

задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание):

отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга

активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также

культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа

имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую -

достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой,

социальную или, скорее, социально-психологическую - осуществление в

ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое

одинаково значимо.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для

вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к

тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то

необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за

шагом, уча своих учеников:

 взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

 работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

 вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

 испытывать чувство ответственности не только за собственные

успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

 полностью осознавать, что совместная работа в группах - это

серьезный и ответственный труд.

Технология критического мышления

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Исходные научные идеи:

Критическое мышление:

Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

Облегает понимание различных «взглядов на мир»;

Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)

Диагноз (В чём причина?)

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).

Результаты:

Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.

Ограничения:

Подготовка специального содержания текстов.

Невысокий уровень сформированность у школьников умений самостоятельной работы.

Технология проектного обучения

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из

жизни, все для жизни».

Можно выделить отличительные черты проектного метода, например:

 участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-

либо из жизни;

 участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

 участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее

до сведения всех;

 участники проекта организуют себя на дело;

 участники проекта информируют друг друга о ходе работы;

 участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду

систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при

которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие

знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными

знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,

построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих

способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета,

а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что

повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход

каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует

сбалансированному развитию основных физиологических и психических

функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за

счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий учителя и учащихся.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся

предварительно важно определить этапы разработки проекта. К

настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:

разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление

результатов, общественная презентация, рефлексия.

Технология интегрированного обучения

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

  5. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

  • Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,

  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

  • урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого,

  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному.

Оно может быть:

1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2. один из учителей может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом;

3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику

школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым

багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового

образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные

технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и

педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий

обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного

воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны

труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это

предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на

здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс,

школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного

учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику

ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно

травмирующих факторов.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий

следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану

здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание

у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Методическая разработка по теме Особенности современных педагогических технологий в основной школе

Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашёлся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошёл он в поле и поймал бабочку. Зажав её в руке, он подумал: «Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю её и скажу, что он не прав, а если он ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!» Итак, он пошёл к мудрецу, и спросил: «Мудрец, вот, говорят, что ты всё на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках! Сдавишь ладони - погибнет, - раскроешь - улетит!»

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать

Творческих успехов, хорошего настроения, здоровья, интересного нового учебного года.



© 2010-2022