- Преподавателю
- Другое
- Профессиональный проект «Популяризация туризма как высокоэффективного средства оздоровления и занятости детей и подростков»
Профессиональный проект «Популяризация туризма как высокоэффективного средства оздоровления и занятости детей и подростков»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова Н.С. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Представление реализации профессионального проекта
Липчак Олега Александровича
педагога-организатора
МАОУ ДОД ДООЦТ «Юность» г.Бердск, Новосибирская область
Потребность в создании и реализации профессионального проекта назрела в 2007 году. Приступив к педагогической деятельности в центре туризма «Юность» в декабре 2006 года, я столкнулся с проблемой недостаточной популярности туристско-краеведческого направления работы в образовательных учреждениях города. До этого я уже имел походный опыт, опыт руководства походами студенческих групп, опыт судейства туристских соревнований, знал и пользовался групповым и специальным туристским снаряжением, умел его ремонтировать и применять. Эти умения помогли мне в педагогической деятельности.
Для меня, как педагога-организатора первоочередной задачей стала реализация профессионального проекта «Популяризация туризма как высокоэффективного средства оздоровления и занятости детей и подростков». Актуальность этого проекта заключалась не только в растущей потребности в здоровом образе жизни и предъявляемых требованиях со стороны государства, но и в формирующемся социальном заказе муниципалитета и родительской общественности. Проблемы со здоровьем детей в школе, все возрастающие учебные нагрузки требуют физической закалки, пребывания детей и подростков на свежем воздухе, психологической разгрузки на природе. Всем этим требованиям отвечают занятия с детьми туризмом и краеведением. Именно решение этих проблем средствами туризма и краеведения способствует популяризации этого направления в школах.
Задачи проекта:
-
активизировать детский и педагогический коллектив на участие в городских массовых мероприятиях;
-
способствовать увеличению контингента обучающихся;
-
систематизировать массовую воспитательную работу, подняв ее до областного уровня;
-
привести в соответствие нормативным требованиям документацию о соревнованиях, туристских слетах, мероприятиях;
-
совершенствовать педагогическое мастерство - разнообразить формы работы с детьми и подростками;
-
разработать локальные акты, обеспечивающие безопасность образовательного процесса.
При разработке проекта я руководствовался нормативными документами, изучил методическую литературу и требования к организации туристских соревнований. Нормативно -правовой базой для моего педагогического проекта стали:
-
Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
-
Закон от 29.06.2006 N22- ОСД «О государственной поддержке развития туристской индустрии в Новосибирской области»;
-
Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации;
-
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками, и студентами Российской Федерации и др.
Мой профессиональный проект включает в себя ряд массовых мероприятий, соревнований не только среди объединений центра туризма, городского масштаба, но и областного уровня. Проект ежегодно становится основой годового плана работы МОУ ДОД ДООЦТ «Юность» в разделе массовые мероприятия. Все массовые мероприятия условно систематизированы по их статусу: внутренние, учрежденческие соревнования и мероприятия, городское мероприятие - Туриада, соревнования и мероприятия областного уровня. Мероприятие каждого из уровней нацелено на популяризацию не только отдельных видов туризма, но и на охват определенных целевых групп. Самой массовой формой работы остается турслет, именно он собирает рекордное количество участников, от 28 до 39 команд - это до 250 участников одновременно.
Система воспитательной работы центра туризма «Юность» включает проведение массовых мероприятий: пять этапов Туриады, способствуют популяризации туризма, здорового образа жизни, охватывает все школы города. На качественную организацию этих мероприятий, рост педагогического мастерства и опыта педагогов направлены мои усилия как педагога-организатора. Совместно с педагогами, опираясь на их опыт работы, используя опыт работы инструкторов по туризму, я начал создавать дидактический материал для проводимых массовых мероприятий и соревнований, накапливать методический материал с целью повышения качества и организационного уровня проводимых мероприятий, систематизировать весь материал по массовым мероприятиям в тематические папки. Самому пришлось много читать специальной литературы, беседовать с педагогами, посещать областные семинары. В настоящий момент мною подобрана библиотечка организатора, оформлены папки по каждому проведенному массовому мероприятию. Таким образом, решается одна из задач педагогического проекта - совершенствование педагогического мастерства, что расширяет мои возможности как педагога в деле привлечения сторонников туризма и краеведения.
Из года в год растет качество проводимых мероприятий: усложняются туристские препятствия, применяется специальное туристское снаряжение, растет число команд, желающих принять участия в соревнованиях по туризму. Одним из показателей качества организовываемых соревнований является отсутствие травм, не смотря на всю сложность проводимых соревнований (в понятие травма не включаются мелкие порезы и ссадины, которые неизбежны при занятии спортом).
Еще одно крупное традиционное мероприятие, в котором традиционно центр туризма принимаем участие - это «Звездный поход», посвященный Дню защитника Отечества. По массовости команда города Бердска уступает только клубу «Ирбис» г.Новосибирска и территориально большому Искитимскому району. В зимний лыжный поход могут идти только самые подготовленные обучающиеся, поэтому особенно большое внимание я уделяю вопросам безопасности: подбору самих участников, подготовки снаряжения, составлению графика тренировок.
С целью популяризации туризма в каникулярное время я принял непосредственное участие в разработке, а затем во внедрении комплексной образовательно-оздоровительной программы "Отдыхаем вместе!", в основу которой легли следующие педагогические принципы и подходы:
- учет возрастных особенностей детей и подростков;
- актуальность и научность краеведческих, экологических и туристских заданий;
- доступность, наглядность и занимательность материала;
- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании.
По этой программе коллектив центра туризма «Юность» работает уже третий год. За это время в летний период различными формами туристско-краеведческой работы охвачено более двух тысяч детей и подростков. Особый всплеск потребности в туристских мероприятиях наблюдается в текущем летнем сезоне. Только за май и начало июня под моим руководством педагогический коллектив провел более сорока мероприятий для классов и лагерей с дневным пребыванием.
Дети из других школ, из числа тех, кто побывал на мероприятии или в лагере, приходят записываться в туристские объединения. Решение поставленных задач позволяет ежегодно увеличивать контингент обучающихся, учреждение стало более популярно среди школьников города. Группа подростков, выделяющаяся своей активностью в течение года, в дальнейшем в летний период становятся помощниками вожатых.
Растет разнообразие туристских форм работы с детьми и подростками. В текущем учебном году особенно интенсивно развивается такая форма как классный турслет, на который выезжает класс вместе с родителями. Особенно радует то обстоятельство, что с каждым посещением родителей становится все больше. Родители активно включаются в эстафету, в перетягивание каната и др. Мероприятие проходит весело, на память остаются яркие фотографий. Многие классы планируют приехать еще и приезжают неоднократно.
Уже традиционно сложилось, что более половины обучающихся в центре туризма - это подростки "трудного возраста" 14-16 лет. Это те дети, которых не удержишь в четырех стенах, они жаждут романтики и приключений. Поэтому организация занятий с ними и особенно массовых мероприятий требует от меня как от педагога и организатора особой ответственности и твердости в выполнении требований техники безопасности с целью сохранности жизни и здоровья обучающихся. Мною разработаны инструкции о походе, об экскурсии, об экспедиции. Подготовка к таким нетрадиционным мероприятиям проходит очень серьезная, прежде чем подростки будут допущены к походу. В тоже время большое внимание я уделяю мотивации подростков на здоровый образ жизни. Проходит посвящение в туристы, в учреждении приняты законы туристов, направленные на формирование здорового образа жизни, толерантное отношение друг к другу, воспитание любви к родному краю.
Накоплен видеоматериал учебно-воспитательного процесса, который используется мною и другими педагогами на занятиях для обучения, анализа и самоанализа. Я считаю, что рефлексия - одно из необходимых качеств педагога, способствующее моему профессиональному росту. Моя методическая тема: "Формирование нравственных качеств личности и основ здорового образа жизни подростка средствами туризма и краеведения". По данной теме мною накоплены педагогические наблюдения сложных жизненных ситуаций, в которых оказываются подростки во время походов, отзывы и отчеты самих подростков о походах. Эти материалы помогают мне при подготовке детей к походам в качестве примеров.
Мой педагогический проект вошел составной частью в Программу развития МАОУ ДОД ДООЦТ «Юность» до 2016 года. Он отвечает требованиям Концепции развития туризма Новосибирской области и Российской Федерации.
Результативность проекта:
-
Рост контингента обучающихся;
-
Рост активности родительской общественности;
-
Рост количества массовых мероприятий;
-
Разработаны положения, инструкции;
-
О растущей популярности туризма говорит факт организации похода военно-патриотических клубов города;
-
Организация городской Маршрутно-квалификационной комиссии.
Педагог - организатор ДООЦТ "Юность" Липчак О.А.
4