Рабочая программа 7 вида

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии с новыми Законами:

- Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ);

- Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013№696-з);

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, №1599);

- на основе Программы начального общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида под редакцией С.Г.Шевченко.- М.: изд-во «Просвещение», 2013 г.;

-перечня учебников из числа рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации, планируемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);

- Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа по русскому языку разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 3 классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ефремкино муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.

Предмет русский язык входит в образовательную область «Филология».

Срок реализации программы: 1 год.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы учебного курса.

  3. Описание места учебного курса в учебном плане.

  4. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций.

  6. Планируемые результаты коррекционной работы.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

  8. Тематическое планирование уроков. Лист корректировки учебной программы.

Цели и задачи коррекционной работы

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Цели:

- коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

- оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям (законным представителям);

- осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.

Задачи:

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении им учебного курса;

- определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

- обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;

- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

2. Содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы учебного курса

Программа «УМК по линии С.Г. Шевченко» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Изучение учебного материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах, которые представляют собой высокохудожественные, доступные обучающему образцы, способные удержать внимание ребѐнка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к изучаемой проблеме. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствует возрастным особенностям обучающегося и создают условия наилучшего изучения языкового материала. Свойственная возрасту неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чѐм-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоѐванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая языковая закономерность через определѐнный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику - но не для того, чтобы он еѐ вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи. Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна - это реализация, реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки до аннотации на литературное произведение.

Содержание курса «Русский язык»

Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

Фонетика и орфография (10ч)

Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки -с, приставок на -с, -з- Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование (10ч)

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.

Морфология и лексика (55ч)

Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ѐ после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Синтаксис и пунктуация (5ч)

Словосочетание и предложение. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. Лексикография (изучается во всех разделах в течение года) Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.

Развитие речи с элементами культуры речи (20ч)

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов. Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться; адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач; отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания); взаимообучение, диалогические методики; оптимальность темпа с позиции полного усвоения; обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей, развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению.

3. Описание места учебного курса в учебном плане

Согласно Базисному (образовательному) плану общеобразовательных организаций РФ, реализующих образовательную программу начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС НОО ограниченными возможностями здоровья учебный предмет «Русский язык» изучается в 3 классе в объеме 3 часа в неделю (105 ч в год). Предмет входит в образовательную область «Филология».

4. Система комплексного психолого - медико - социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В Программе коррекционной работы психолого - медико - педагогическое сопровождение понимается, как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Введение индивидуального сопровождения в образовательном процессе обучающихся с особенностями психического развития не противоречит Конвенции о правах ребенка и закону РФ «Об образовании». Обучающиеся способны овладеть школьной программой, если им будут созданы адекватные условия обучения. К важнейшему условию относится комплексная работа специалистов разного профиля (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-дефектолог) в построении образовательного маршрута для учеников. Важно, чтобы в каждой общеобразовательной школе были специалисты, составляющие психолого-педагогическую службу школы.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций:

- диагностики сущности возникшей проблемы;

- информации о сути проблемы и путях ее решения;

- консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;

- помощи на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются:

- рекомендательный характер советов сопровождающего;

- приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

- непрерывность сопровождения;

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Цель сопровождения:

- обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

При составлении индивидуальной программы следует ориентироваться не только возрастные нормы, но в большей степени - на уровень актуального развития ребенка.

Задачи сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- правильный выбор образовательного маршрута;

- преодоление затруднений в учебе;

- решение личностных проблем развития ребенка;

- формирование здорового образа жизни.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

- Профилактика.

- Диагностика.

- Консультирование.

- Развивающая работа .

- Коррекционная работа .

- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

При наличии в школе психолого-педагогической службы индивидуальное сопровождение развития и обучения детей разрабатывается совместно с психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, классным руководителем ученика на основании информационного запроса ориентировано на:

- осуществление комплекса мер, направленных на развитие и внедрение в практику работы современных методов и методик обучения обучающихся;

- разработку режима проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися;

- оказание необходимой помощи родителям по воспитанию и обучению ребенка в семье;

- оказание необходимой психологической помощи педагогам, осуществляющим коррекционную и развивающую работу с детьми.

Организационно-управленческой формой сопровождения является медико-психолого-педагогический консилиум.

Его главные задачи:

- защита прав и интересов ребенка;

- массовая диагностика по проблемам развития;

- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

- консультирование всех участников образовательного процесса.

Документы по индивидуальному сопровождению обучения и коррекции развития включают следующие блоки:

- информационный блок содержит данные об ученике, родителях, месте проживания;

- социальный блок содержит данные о социальном положении семьи;

- медицинский блок включает в себя данные о состоянии соматического здоровья (психологического), нахождение на диспансерном учете у врачей специалистов и другую необходимую информацию;

- психологический блок содержит данные об уровне тревожности, психолого-педагогическую характеристику, оценку эмоционального состояния, результаты исследования эмоционально-волевой и поведенческой сферы, уровень актуального развития, выявление проблем, влияющих на обучение, другие исследования по необходимости;

- учебный блок отражает результаты обучения по основным и индивидуальным программам сопровождения;

- методологический блок (коррекционный) определяющий уровень, виды и формы оказания коррекционной помощи обучающемуся, контролирующий динамику развития.

Изучение ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется работа

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.);

нарушения движений (скованность,

расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость;

состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом.

Беседа врача с родителями

Психолого - логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная.

Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (психолог).

Беседы с ребенком, с родителями.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ (учитель).

Специальный эксперимент (логопед)

Социально- педагогическое

Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль.

Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности.

Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома; взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм.

Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог). Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Беседа с родителями и учителями- предметниками.

Специальный эксперимент (педагог, психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

На основании проводимых диагностических и социально-педагогических исследований разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения обучения и коррекции развития.

5. Механизм взаимодействия учителей, работников в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, и других организаций.

Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется:

- внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе);

- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).

Педагогу в процессе деятельности важно осуществлять взаимодействие со специалистами психолого-педагогической службы школы. Формы организации такого взаимодействия могут быть различны (психолого-медико-педагогические консилиумы, педсоветы, методические объединения учителей, семинары, консультирование и прочее). Если в школе отсутствуют данные специалисты, педагог при желании и необходимости может получить консультации в ПМПК.

Важным моментом в деятельности педагога является работа с родителями ребенка.

Необходимо отметить, что активизации роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

- единство требований к ребенку;

- системный контроль за выполнением заданий;

- оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

- комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям

Реализация программы осуществляется в четыре этапа:

- концептуальный,

- проектный,

- технологический,

- заключительный.

Первый этап - концептуальный - направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и усло- вий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования Программы коррекционной работы.

Второй этап - проектный - включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации Программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы.Это: карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей,индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений.

Основной ресурс для реализации программы - человеческий (наличие специалистов, готовых работать с ребенком, испытывающим трудности в обучении). Субъекты, осуществляющие сопровождение ребенка, в ходе проектного этапа эксперимента реализуют несколько профессиональных позиций - диагностическую, проектную, аналитическую, последовательное прохождение которых обеспечивает разработку проекта программы коррекционной работы.

Направление

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов; диагностика школьных трудностей обучающихся; дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов;

изучение индивидуальных карт медико-психолого- педагогической диагностики; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение

Характеристика образовательной ситуации в школе;

диагностические портреты детей (карты медико-психолого- педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей);

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции

Индивидуальные карты медико-психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы;построение прогнозов эффективности программ коррекци- онной работы

Медико- психолого- педагогический консилиум

План заседаний медико-психолого- педагогического консилиума школы

На третьем этапе - технологическом осуществляется практическая реализация Программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников.

Например, учителя проводят индивидуальные коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа».Психолог в процессе индивидуальных и групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребенка, регуляции собственных действий использует следующие приемы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующая помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля. Учитель физкультуры обеспечивает коррекцию физического развития и пространственной ориентации, проводит занятия лечебной физкультуры. Медицинская сестра осуществляет профилактику соматического состояния, коррекцию учебных и физических нагрузок, контролирует выполнение медицинских рекомендаций. В соответствии с индивидуальными картами медико-психолого-педагогического сопровождения специальные виды коррекционной деятельности осуществляют другие субъекты образовательного процесса.

Четвертый этап - заключительный (аналитико-обобщающий) включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.

Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.

6. Планируемые результаты коррекционной работы

Личностные:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков).

  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;

  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, …).

  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);

  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);

  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).

  • отличать прямое и переносное значения слова;

  • находить в тексте синонимы и антонимы;

  • отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

  • различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

  • различать на письме приставки и предлоги;

  • изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

  • различать названия падежей.

  • изменять прилагательные по числам, падежам и родам;

  • изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени - по родам; в настоящем и будущем времени - по лицам.

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;

  • находить в предложении основу (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение);

  • задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

  • определять орфограммы;

  • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);

  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

  • писать о-ѐ после шипящих в окончаниях существительных;

  • писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на -с, -з;

  • писать слова с суффиксами -ек- и -ик-;

  • писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

  • писать о-ѐ после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

  • определять тему и основную мысль (основное переживание) текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

  • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;

  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону; разговор с продавцом в магазине; конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);

  • работать со словарями;

  • соблюдать орфоэпические нормы речи;

  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Метапредметные:

  • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

  • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

  • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

  • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций). В области коммуникативных учебных действий: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература для обучающихся

  1. Байкова Т.А. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. 3 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2014, 96 с.

  2. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник, 159 с.

  3. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 3 ч. Часть 2. - М.: Академкнига/Учебник, 191с.

  4. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. - М.: Академкнига/Учебник, 192с.

Литература для учителя

  1. Матекина Э.И. Новый сборник диктантов по русскому языку для 1-4 классов. Феникс Ростов - на Дону, 2013, 111с.

  2. Ожегова С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2005, 941 с.

  3. Программы по учебным предметам. ПНШ 1-4 классы 1ч, Академкнига/ Учебник,2013, 320 с.

  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык правила и упражнения. АСТ. Астрель, Москва,2014, 251 с.

  5. Ушакова О.Д. Словарик школьника. Разбор слова по составу. Санкт - Петербург, 2013, Издательский дом. Литера, 96с.

  6. Ушакова О.Д. Словарик школьника. Словарные слова. Санкт - Петербург, 2013, Издательский дом. Литера, 96 с.

  7. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л, Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык.


8.Тематическое планирование уроков.

урока

п/п

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Тема урока

Количество часов

Примечание

01.09

РР. Для чего нужна речь?

Что такое орфограмма?

1

Родники нашей местности.

02.09

Что такое орфограмма. Безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце слова.

1


03.09

Что такое орфограмма. Непроизносимые согласные в корне слова.

1


08.09

Звукобуквенный разбор слова

1

Муравьи наших лесов.

09.09

Закрепление алгоритма звукобуквенного разбора слова.

1


10.09

РР. Какие бывают предложения.

1


15.09

Имя существительное.

1


16.09

Одушевленные и неодушевленные существительные.

1


17.09

Изменение имени прилагательного в зависимости от существительного.

1


22.09

Часть речи. Глагол.

1

Животные водоемов РБ.

23.09

Глагол. Словообразование.

1


29.09

РР. Работа с картиной. Устное сочинение. Главное переживание автора, выраженное в тексте.

1


30.09

Определение значения многоначных слов с помощью толкового словаря.

1


01.10

Многозначные слова.

1

Поля РБ.

06.10

РР. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. План текста.

1

Горы РБ.

07.10

Предлоги и приставки.

1


08.10

Научное название главных членов предложения. Подлежащее и сказуемое.

1


13.10

РР. Порядок абзацев в тексте.

1


14.10

Изменение существительного по числам.

1


15.10

Изменение существительного по падежам.

1


20.10

РР. Устное изложение.

1

Дикие утки в наших прудах.

21.10

Контрольный диктант по теме «Именительный падеж существительных»

1


22.10

Падежи имен существительных. Дательный падеж.

1


27.10

Падежи имен существительных. Творительный падеж.

1


28.10

Определение существительных в форме творительного падежа.

1


29.10

РР. Письменное изложение.

1

Ежи РБ.

05.11

Падежи имен существительных. Предложный падеж.

1


10.11

Изменение существительных по числам и падежам.

1


11.11

Слова одной и той же части речи с противоположным значением.

1


12.11

Антонимы.

1

Башкирские пословицы.

17.11

Различение падежей.

Словарный диктант по теме «Падежные окончания имен существительных»

1


18.11

Устойчивые выражения.

1


19.11

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных»

1


24.11

Имена существительные

первого склонения.

1

Птицы наших лесов.

25.11

Безударные падежные окончания имен существительных первого склонения.

1


26.11

Имена существительные

второго склонения.

1


01.12

Имена существительные

третьего склонения.

1


02.12

Безударные падежные окончания имен существительных третьего склонения.

1


03.12

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова.

1


08.12

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова в суффиксе -янн-.

1


09.12

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова в суффиксе - ц -.

1


10.12

Различение склонений имени существительных

1

Кинотеатры г.Уфы.

15.12

Различение склонений имен существительных.

1


16.12

Различение склонений имен существительных.

1


17.12

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

1


22.12

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

1


23.12

Роль дополнений в предложении.

1


24.12

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

1


29.12

Безударные окончания существительных.

1


14.01

Безударные окончания существительных в единственном числе.

1


19.01

РР.Составляем рассказ по рисунку.

1

Цветы наших садов.

20.01

Правописание приставок, оканчивающихся на З-/С-.

1


21.01

Правописание Ъ после приставок.

1


26.01

Контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен существительных»

1


27.01

Закрепление написания безударных окончаний существительных в единственном числе.

1


28.01

Значения слов. Словарный диктант.

1

Птицы наших лесов.

02.02

РР. Азбука вежливости.

1


03.02

Окончания существительных I и II склонения.

1


04.02

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

1


09.02

Контрольный диктант по теме «Третье склонение существительных»



10.02

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

1

Почта с.Ефремкино.

11.02

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1


16.02

РР. Научный текст. «Пингвины».

1

Красная книга РБ.

17.02

Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1


18.02

Заседание клуба «Жизнь корня в составе разных частей речи».

1


24.02

РР. Научный текст. «Жизнь зверей».

1

Красная книга РБ.

25.02

Окончания существительных во множественном числе в И.п.

1


01.03

Написание существительных с суффиксом -ИЩ-

1

02.03

РР. Работа с картиной. Устное сочинение. «Дубовая роща»

1

Художники РБ.

03.03

Написание существительных с суффиксом -ИЩ-.

1

09.03

РР. Устное изложение. «Как котенок Яша учился рисовать»

1


10.03

Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.

1


15.03

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и числам.

1


16.03

РР. Письменное изложение. «Художник».

1

Художники РБ.

17.03

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1


22.03

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.

1


23.03

Окончания прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п.

1


24.03

РР. Работа с картиной. Устное сочинение.

1


05.04

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.

1


06.04

Алгоритм определения падежных окончаний имен прилагательных.

1

07.04

Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода.

1

Цирки РБ.

12.04

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные звуки.

1


13.04

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных»

1


14.04

Работа над ошибками.

Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные звуки.

1


19.04

Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.

1

Реки РБ.

20.04

Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.

1


21.04

Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п.

1


26.04

Слова с удвоенной буквой согласного.

1


27.04

Глагол. Начальная форма глагола. Суффикс -ть- (-ти-, -чь-). Словарный диктант.

1


28.04

Написание частицы - ся

1

Кустарники наших лесов.

03.05

Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я-

1


04.05

Времена глагола.

Прошедшее время глагола.

1


05.05

Настоящее время глагола.

1


10.05

Будущее время глагола.

1


11.05

Времена глагола.

1

Растения и животные водоемов.

12.05

Времена глагола; изменение по лицам и родам.

1

97

17.05

Итоговый диктант с грамматическим заданием по теме «Изменение глагола по временам»

1

98

18.05

Работа над ошибками. Написание Ь после шипящих во всех формах глагола.

1

99

19.05

Написание мягкого знака после шипящих во всех формах глагола.

1

100

24.05

РР. Учимся писать сочинения по наблюдениям. «Я жду лето».

1

101

25.05

Повторение пройденного по теме «Морфемика и словообразование» Итоговый тест.

1

102

26.05

Повторение пройденного по теме «Лексика».

1

103

31.05

Повторение пройденного по теме «Синтаксис».

1

104

Повторение по теме «Части речи»

1

105

Повторение по теме «Главные члены предложения»

1


© 2010-2022