Творческий проектМусор вокруг нас

МУСОР — проблема , с которой ежедневно стралкивется каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Все новые мусорные полигоны  и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Неужели  через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанников МКДОУ «Солнышко» не исключение.     В д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2013-й - ГОД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.



МУСОР - проблема , с которой ежедневно стралкивется каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, поле, на реке или озере. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то что многие отходы, как известно, очень долго разлагаются в природе или не разлагаются вообще. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанников МКДОУ «Солнышко» не исключение.


В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает роль природы в жизни человека, переживает нравствено-эстетические чувства , побуждающие его заботиться обо всем, что нас окружает. Понимая, что именно в этом возрасте закладываются позитивные чувства по отношению к природе и стремясь воспитывать детей в духе бережного , ответственного отношения к ней, мы целенаправленно развиваем у них наблюдательность, ответственость за состояние окружающей среды и природы в целом.


Приобщение детей к природе родного края, знакомство с окружающим миром проходит во время прогулок и экскурсий, совместной деятельности с родителями, дающих детям возможность не только оздоровлелния и закаливания, но и обогащения новыми впечатлениями.

Поддерживая идею проведения общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности» в Курской области, которая ставит цель-развивать инициативу, снижать негативное влияние на окружающую среду твердых бытовых отходов, актуализировать личностный подход к решению проблемы отходов в быту.


Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, на пруд, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Бесконечные вопросы: «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берется?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели к идее создания проекта «МУСОР ВОКРУГ НАС».


Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей. Так, в рамках теоретической части были определены цели и задачи проекта, выбрана и изучена проблема- «Что мы можем сделать, чтобы мусора было меньше?»

Основной целью проекта стало осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов).

В соответсвии с целью были поставлены следующие задачи:

  • выяснение причин проявления мусора;

  • проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;

  • изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;

  • проведение акции «Сбор макулатуры», «Сбор батареек», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».

  • Разработка памяток по теме проекта.


Для решения поставленных задач использовались следующие методы и исследования

анализ статистических данных

сколько в поселке производится мусора, сколько вывозится на свалку и перерабатывается, как долго мусор самостоятельно перерабатывается в природе), изучение и анализ литературы, наблюдение, эксперимент

Изучая проблему в ходе бесед с педагогом на темы: «Виды мусора», «Про поселок и про мусор», дети узнали, что мусор-это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов:бытовыми, строительными, промышленными.

Чтение художественной литературы, дидактические , сюжетно-ролевые, театрализованные игры, экскурсии в парк, тематические прогулки в музей русского костюма, по святым местам в поселке помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора и необходимость соблюдения культуры и правил поведения на природе.

В рамках непосредственно образовательной деятельности дошкольники выяснили, откуда берется мусор и куда девается.Так было решено проследить путь его движения. Воспитанники выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит на специальную свалку.Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах, полях.


С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» воспитанники решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда. Весной ( в апреле) они вместе с педагогом закопали на территории МКДОУ бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковую бутылку, апельсиновую корку, металлическую банку, пакеты, картофельную кожуру, скорлупу яиц, листья) и поставили таблички.

В ноябре , откопав мусор, дошкольники выяснили-пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковая бутылка, металлическая банка и пакеты-остались в земле в том же состоянии. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный котрейнер. Полученные после проведения эксперимента результаты между тем не дали ответа на очередной вопрос «Если никто не будет сорить-это очень хорошо, на мусор все равно надо куда-то девать?» . Поиск собственных вариантов решения проблемы стал основой практической части проекта.

Перед детьми был поставлен вопрос: «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?». В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.

Таким образом, первым вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его последующей переработки. И участники проекта перешли от рассуждений к действиям. Воспитанники сортировали мусор и выбрасывали его в самостоятельно сконструированные специальные коробки,а затем с помощью взрослых сдавали в пункты приема.

Возможные варианты сокращения количества мусора с учетом его видов предствлены в приложении 1.

В качестве второго варианта решения проблемы было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами и журналами, игрушками и т. д. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей.

Следующий вариант решения проблемы получил название «Покупай с умом». Это значит, что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности такого подхода стала непосредственно образовательная деятельность «Что мы покупаем и как?». Дети разделились на две команды, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой команды взяли с собой тару для покупок: стеклянные банки, коробку, сумку и т. д. , а участники второй команды все продукты покупали в одноразовой упаковке. По возращении домой участники второй команды распаковали продукты и выбросили упаковочный материал. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой команды.

И наконец самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера. Под рубрикой «Чудесные превращения» воспитанники изготовили в средней группе:

  • мебель для кукол (из коробок и фантиков);

  • различные виды транспорта (из коробок, пластмассовых бутылок и баночек, батареек);

  • салфетницы (из пластмасса);

  • бутылка-сувенир, новогодняя игрушка -лампочка (из стекла украшенного бисером, фольгой, ленточками);

  • Домовенок Кузя среди цветов (из ткани,лозы, пластмассы в сувенирной рамочке из дерева);

  • панно из сухоцветов (в коробке из-под конфет);


В старшей группе продолжили изготовление поделок их бросового материала:

  • транспорт (из коробок, старых колес, пластмассовых бутылок, фольги)

  • урашения для кукол (бусы, биссер, ленточки, шнурки, фантики);

  • атрибуты для дидактической игры «Наш дом» (коробки, обрезки цветной бумаги);

  • панно «На горе самоцветов» (из обрезков различных видов ткани);

  • ширму и другие атрибуты для театральной деятельности (из коробки, целлофановых пакетов, кусочков ткани, фольги, пластика).

Кроме того, дети декорировали фантиками, обрезками цветной бумаги горшочки для рассады и использовали стаканчики из-под йогуртов и упаковки из-под тортов.

Активное участие в нашем проекте приняли и родители воспитанников. Совместно с детьми были участниками групповых и общесадовских конкурсов: «Новогодняя игрушка», «Необыкновенный снеговик», «Чудо-модели», «Созданья дивной красоты», «Чудеса Осени» и др.

«Вторая жизнь вещей» так же отражена в интерьере игровых площадок для прогулок.

Многие вещи обрели таким образом вторую жизнь и стали атрибутами для детских игр в группе и на участке детского сада, и сменным материалом для образца в уголке конструирования и для проведения экспериментов и опытов в уголке природы.

Подводя итоги, можно отметить следующее: проект помог детям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон можно сдавать в пункты переработки сырья, мусор следует сортировать дома и выбрасывать в предназначенные для него отдельные контейнеры.

Воспитанники поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, элементы интерьера или различные пособия для познавательной, театрализованной, игровой деятености. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть впоследствии переработана.

Кроме того, в рамках проекта дети познакомились с профессиональной деятельностью эколога, гарболога-специалиста по отходам, попытались смоделировать различные ситуации в их работе. В процессе экспериментирования дошкольники учились очищать воду с помощью фильтра, сделанного своими руками (из ваты и песка).

Оформлена памятка для детей и взрослых «Мусор-это очень важно!». (Приложение 2.)

Равнодушным к проблеме мусора не остался никто.Доказательством этого является общий вывод, сделанный участниками образовательного процесса: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»



Приложение 2.

Памятка «Мусор - это очень важно!»

Дорогие друзья!

Нас очень волнует проблема мусора, образования свалок, утилизация отходов. Мусор- повсюду! В лесах и парках, на улицах и во дворах. Мы воспитанники детского сада, хотим, чтобы вокруг было чисто и красиво. Мы хотим видеть природу, а не мусор. Вместе со взрослыми мы нашли способ, как уменьшить количество мусора вокруг себя. Давайте делать это вместе, соблюдая простые правила:

  1. Пиши и рисуй на двух сторонах листа.

  2. Делись с друзьями журналами и книгами.

  3. Экономно используй вещи, береги их .

  4. Покупай с умом:

  • столько,сколько тебе необходимо;

  • избегай лишней упаковки;

  • собираясь в магазин, возьми с собой пакет или сумку (тряпичную сумку или рюкзак);

  • на рынке или в магазине бери продукты на развес;

  • выбирай продукты длительного хранения, предпочитайте качественные;

  • избегайте продукции, предназначенной для одноразового использования (посуды, батареек и т. д. ), а также массово произведенной, легко ломающейся продукции из дешового материала или товаров, которые быстро становятся ненужными;

  • используй продукцию до конца;

  • покупай продукты в упаковке из вторсырья или в упаковке, которую можно впоследствии переработать;

  • обращай внимание на следующие знаки на продуктах:



-треугольник из стрелок-знак вторичной переработки сырья.

-Знак «невыбрасывать! Сдать в специальный пункт по утелизации» указывает на необходимость отдельного сбора и уничтожения использованных источников питания (батареек и аккомуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий, свинец.

-знак означающий, что упаковку следует выбросить в урну.

-Такой знак ставят на упаковке, изготовленной из переработанного материала (Recycled) или пригодный для переработки (Recyclable);

  • придумай свои способы уменьшения количества отходов и поделись ими со своими друзьями.


  1. «Вторая жизнь вещей» - используй бросовый материал, старые вещи для подарков, урашения интерьера, познавательной деятельности и игр.

  2. Сортируй мусор.

Научите этим правилам своих родственников, друзей и знакомых.

ПОМНИТЕ! Брошеная бумажка, в том числе и эта, будет лежать на земле 2,5 месяца, полиэтиленовый пакет - 10-12 лет, а стекло и пластмасса - вечно!





Приложение 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ И ВАРИАНТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

ГРУППА ОТХОДОВ

ПРОЦЕНТ ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА

ВАРИАНТ ПЕРЕРАБОТКИ И СПОСОБ УМЕНЬШИТЬ КОЛИЧЕСТВО

Пищевые отходы

Около 10% от всех отходов

Компостирование . На корм скоту.


Бумажные

Около 35% мусорного ведра.

Экономно расходовать, особенно цветную бумагу. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

10% по массе и до 40% по объему.

Предпочитать товары и тару многоразового использования. Не покупать товары в излишней упаковке.

Опасные отходы

Менее 1% мусорного ведра

Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными зарядными устройствами.

Металлы

4% мусорного ведра.

Сдавать алюминевые банки.



© 2010-2022