Статья Учим быть патриотами

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учим быть патриотами.

Школа… Перед ней всегда стоит немало задач, над которыми трудится педагогический коллектив. Конечно, главными из них является обучение, потому что «какой мы не возьмем язык и век,- всегда стремится к знанью человек». Но всегда рядом с обучением стоит и воспитание, потому что «какое семя посеешь в землю, такого следует ожидать и плода». А уж патриотическое воспитание подрастающего поколения во все времена было и остается важнейшей задачей воспитательного процесса, потому как патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств любви к своей Родине, своему народу, его истории, культуре и традициям… Более того, патриотизм - это и служение обществу и стране.

Как научить любить Родину, как вырастить из этих таких разных внешне и внутренне мальчишек и девчонок патриотов и своего села, и своего края, и своей Родины? И при этом важно еще совместить эту любовь к любви ко всему миру!

Методов и способов здесь множество. Но, на мой взгляд, наиболее действенным и доступным является школьный музей, так как вся его деятельность неразрывно связана с жизнью нашего села, его людьми. Так в 2001 году в нашей Свободненской школе появился школьный музей «Целина», который в получил «новое рождение», был переоформлен и перенесен в более светлое и просторное помещение. Его торжественное открытие состоялось 25 апреля 2014года. А его название «Целина» предопределено самой жизнью: село - ровесник целины и в прошлом году отметило свое 60-летие. Конечно, хочется отметить труд организаторов и создателей музея в лице библиотекарей П.А.Бережной и Э.Г.Шефер.

Стенды, выставки, альбомы, экспонаты повествуют не только о первоцелинниках. Здесь собрано немало материалов о простых тружениках села, ветеранах войны и тружениках тыла, о воинах-афганцах. Здесь можно познакомиться и с первыми покорителями целины и с теми, кто потом продолжил их дело, с первыми педагогами школы, воспитателями детского сада и с теми, кто сегодня трудится на педагогическом поприще.

Учащимися кружка «Краеведение» ведется большая поисковая работа по сбору материалов для музея. Ими собраны недостающие сведения о многих первоцелинниках и участниках Великой Отечественной войны; оформлены буклеты, рассказывающие о их жизни и биографии. Спасибо односельчанам, которые с большим пониманием относятся к работе, проводимой учениками, делятся своими воспоминаниями, и передают в музей документы, фотографии, награды.

Проводятся экскурсии по музею, учителя стремятся объяснить ребятам, что такой грандиозный проект, как освоение миллионов гектар целинных земель, рождение новых сел, городов и поселков не исчезли бесследно в человеческой истории. Конечно, в целинной эпопее было немало перекосов и просчетов, которые сегодня кое-кто стремится вменить в вину первоцелинникам. Но абсурдность этой теории в полной мере разрушают миллионы центнеров первоклассного зерна, собираемого ежегодно в Казахстане. И это все нужно донести до сознания учащихся, оставить для грядущих поколений. А оставить нам есть что, и есть о ком рассказывать, ведь наше село - это не только село, рожденное целиной, это и село, где творили настоящие трудовые подвиги и первоцелинники, и те, кто пришли за ними следом. Именно они собирали на некогда ковыльной степи небывалые урожаи зерна, выращивали скот, надаивали цистерны молока, а еще строили жилье, производственные объекты, растили сады, украшали село цветами. Сегодня многих из них уж нет, но живы их дети, внуки, которые по праву зовутся детьми целины и с гордостью вспоминают своих родителей, оставивших на земле свой неповторимый след. И, конечно, не их вина, что не все понимают, какое они получили бесценное наследие, перестав заботиться о земле, истощая ее запасы. А в памяти сегодняшних ветеранов целины: З.М.Перко, З.А.Нестеровой, А.Г.Языковой, М.А.Правды, Ф.А.Бережного, В.А.Городцовой, В.А.Скарга, П.П.Колосуниной, Ф.Г.Фоломкиной, Л.Г.Штуки, М.Е.Кравец, еще свежи воспоминания о тех, кто вместе с ними обживал этот суровый степной край, добивался небывалых трудовых побед. И среди них хлеборобы И.М.Шулик, В.Г.Соломаха, С.Т.Гулавский, А.Г.Языков, В.А.Скарга, Г.С.Шаронов, А.Н Нестеров, А.М.Бабасюк, доярки и свинарки Сердюк М.С., Прокопец Л.В., Райм Л., строители, ученые, агрономы Кудабергенов , Хабиров М.С, Нестерова Н.Я., Макарова А. и многие другие.

Это о них говорят стенды и экспонаты нашего музея: «Целина, ты - в сердце поколений!», «Страницы целинной летописи», «Будни великих строек» и многие другие, где собраны воспоминания первоцелинников, их фотографии и фотографии тех первых целинных лет. Немалый интерес у школьников вызывают многочисленные награды целинников, присвоенные им за поднятие целины и которые наш музей бережно хранит. И сегодня, в канун 60-летнего юбилея Целины, проводя с учащимися беседы, рассказывая о тех далеких уже годах, педагоги стремятся донести до их сознания всю важность и особенность той поры, видеть в ней и героизм труда, и патриотизм будней, что и является одной из важнейших задач гражданско - патриотического воспитания школьников. Да, это, сегодня является действенным, целенаправленным, нравственно - обусловленным процессом подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально - ценными делами, к реализации прав и обязанностей.

В школьном музее ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьном музее встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей живой памятью, встречи, где учащиеся получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе. Кроме того, школьный музей и его исследовательская деятельность - это не только одна из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у учащихся, расширение образовательного пространства. Его особенностью, с полным правом, считается тот факт, что вся деятельность музея неразрывно связана с жизнью села, его людей, с вовлечением детей в поисково-исследовательскую деятельность по месту жительства. А это один из многих полезных и эффективных форм и методов педагогического воспитания.

Конечно, о Целине написано немало книг, создано художественных и документальных фильмов. Но насколько доходчивее и эффективнее слышать из уст первоцелинников рассказ о том, как они приехали холодным мартовским днем в степь, где кроме снега ничего не было, как вбивали первый колышек, как жили в палатках, как прокладывали первую борозду, собирали первый урожай зерна… И об этом на встречах с учениками, рассказывают свидетели той далекой поры, того другого поколения.

Когда-то один древнегреческий мыслитель Ф.Мегарский заметил, что «родить и развить человека телесно легче, нежели воспитанием вложить в него добрые мысли и дела». Да, это сложно и потому мы, педагоги, призванные учить и воспитывать, стремимся всеми доступными средствами и методами вырастить из наших детей настоящих людей: тружеников, патриотов, интернационалистов, готовых и на труд, и на подвиг.


© 2010-2022