- Преподавателю
- Другое
- АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горобцова М.Ю. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АНАЛИЗ РАБОТЫ
объединения начального технического творчества
за 2014-2015 уч. г.
(руководитель Горобцова М.Ю.)
1.1. Контингент обучающихся
Количество детей 1-го года обучения
45
Количество детей 2-го года обучения
24
Возраст обучающихся
8
45
9
11
10
13
Количество детей из
малообеспеченных и
неблагополучных семей
13
1.2. Сохранность контингента обучающихся на конец года полная
1.3. Информация о выпускниках
Учебный год
Группы
Количество
учащихся
Кол-во уч-ся из
многодетных,
асоциальных,
малообеспеченных семей
Количество
учащихся
перешедших
на 2 уровень
обучения
Количество
учащихся
перешедших
в другие
объединения
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
2013-
2014
1 г.о.
2 г.о.
45
24
45
24
8
5
8
5
45
-
-
5
Количество выпускников, прошедших полный курс по программе объединения - 24 ч.;
Информация о переходе учащихся в авиамодельные объединения - 5 ч.
2.2. Анализ учебной программы:
1. Выполнение целей и задач.
Цели и задачи
Цель:
Теоретическая и практическая подготовка детей к высшим ступеням технического творчества с использованием личностно-ориентированных методов воспитания-обучения и реализация личностного потенциала ребенка в процессе занятий.
Задачи:
-
развитие коммуникативности;
-
побуждение ребенка участвовать в коллективном творчестве с минимальным багажом знаний и умений;
-
стимулирование стремления к самостоятельности в решении поставленных задач, к трудолюбию, воспитанию в себе волевых качеств;
-
формирование эстетических и художественных черт личности;
-
закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники,транспорта, архитектуры и искусства, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества;
-
привитие потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
-
развитие любознательности как основы познавательной активности;
-
развитие интереса к к миру техники и разнообразным видам активной деятельности;
-
развитие конструкторско-художественное мышления;
-
формирование интереса к исследовательской деятельности в работе с различными материалами;
-
развитие технического кругозора, в процессе начально-технической подготовки;
-
побуждение к открытию ребенком мира черчения и геометрии, мира восприятия объекта как набора повторяющихся объектов;
-
развитие воображения, памяти, абстрактного и логического мышления;
-
укрепление начальных технически знаний для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике;
-
выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших моделей.
Реализация вышеуказанных целей и задач осуществляется за счет последовательного выполнения следующих педагогических принципов:
-
личностный - обеспечение максимальной самостоятельности обучаемых, овладение способами самосовершенствования,саморегуляции;
использование дидактического материала, эффективно стимулирующего развитие творческих способностей личности. 1
-
аксеологический - введение детей в мир ценностей и оказание помощи в выборе ценностных ориентаций.
-
когнитивный- обеспечение научными знаниями, как основой духовного развития.
-
деятельностно-творческий - формирование и развитие разнообразных видов деятельности, творческих способностей.
2. 2. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Первый год обучения
№№
Тема занятия
Планируемые часы
Фактические часы
1
Организационные занятия
2
2
2
Материалы и инструменты
4
4
3
Техника в жизни человека
4
4
4
Первоначальные понятия о конструкторско-технологической деятельности
10
10
5
Основные рабочие операции при обработке бумаги
6
6
6
Изготовление простейших бумажных моделей из плоских деталей
16
16
7
Конструирование поделок из бумаги путем складывания
6
6
8
Элементарные представления о сухопутной транспортной технике
12
12
9
Летающие игрушки и модели
24
24
10
Плавающие игрушки и модели
12
12
11
Конструирование простейших моделей и игрушек из объемных деталей, в т.ч. из тарных коробок и бросового материала
16
16
12
Тематические праздники
8
8
13
Экскурсии
12
12
14
Заключительное занятие
2
2
Второй год обучения
№№
Тема занятия
Планируемые часы
Фактические часы
1
Организационные занятия
3
3
2
Материалы и инструменты
9
9
3
Техника в жизни человека
9
9
4
Основные рабочие операции при обработке бумаги
18
18
5
Некоторые условные обозначения графических изображений
24
24
6
Первоначальные технические и технологические понятия
15
15
7
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей
42
42
8
Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объемных деталей. Бумажные, стендовые, объемные модели
42
42
9
Тематические праздники
21
21
10
Экскурсии
30
30
11
Заключительное занятие
3
3
Анализ уровня обученности воспитанников можно представить в таблице:
Годы обучения
2013-2014 уч. г.
кол-во %
Прошедшие курс 1-г. обучения
100%
Прошедшие полный курс (2 года)
100%
2.3. Главной целью программы является теоретическая и практическая подготовка детей к высшим ступеням технического творчества в авиационных, спортивных объединениях СДТТ «МАК». Подтверждением является то, что каждый год, участвуя в соревнованиях по авиамодельному спорту, как в городских, так и областных, обучающиеся занимают призовые места, что является следствием обучения в объединениях «Начального технического творчества, т.к. все спортсмены проходят начальную подготовку именно здесь.
Принимали участие и занимали призовые места в соревнованиях различно уровня обучающиеся:
-
Полякова Елизавета
-
Лепнухова Ариана
-
Дурицкий Никита
-
Киричек Максим
-
Суховерхий Сергей
-
Кадырова Илай
-
Звягинцева Алина
2.4. Технологии, используемые в обучении и воспитании
В подготовке к занятиям и в работе используются инновационные методики, опираясь на современную методическую литературу, информационные технологии.
-
главными направлениями в работе считаю следующее:
-
развитие к интереса к миру техники;
-
выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;
-
формирование потребности в получении дополнительных знаний для развития творческого потенциала;
-
формирование эстетических и художественных способностей ребенка;
-
выработка навыков и умений планирования и конструирования через создание простейших моделей;
-
развитие коммуникативности; закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире техники, транспорта, архитектуры и искусства, как интеллектуального и гармонично развитого человека;
-
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленно, ответственности за результат трудовой деятельности.
Исследуемая проблема состоит в том, чтобы выявить у младших школьников творческие способности. Актуальность проблемы исходит из собственной позиции воспитания: признание в качестве цели развитие творческого потенциала личности каждого ребенка, его умения технически или творчески мыслить, способности к коллективной или индивидуальной деятельности.
2.5. Содержание работы включает два направления:
Первое - использование технологии целостного процесса обучения, как последовательность следующих этапов:
-
диагностическое исследование личности учащегося;
-
целеполагание;
-
организационно-деятельностный этап;
-
этап контроля, переходящего в самоконтроль, оценки переходящей в самооценку;
-
анализ конечного результата; рефлексия.
Совокупность этих технологических этапов надежно обеспечивает овладение определенным объемом знаний, умений и навыков, что является промежуточным звеном, которое ведет к конечному результату - развитию личности.
Второе - учебный диалог, который усиливает творческое начало обучения, позволяет эффективно решать такие сложные задачи, как развитие у учащихся самостоятельности и инициативы, умения думать, размышлять, формировать и отстаивать свою точку зрения.
2.6. Как занятия в объединении влияют на учебу в школе
Мною поддерживается тесная связь с педагогами школ № 34, поэтому я хорошо осведомлена о школьных успехах каждого из своих учеников. Педагоги отмечают, что учащиеся, посещающие объединение «Начальное техническое творчество», самостоятельны, работоспособны, у них хорошо развито логическое мышление, сформирован познавательный интерес; они активно включаются в работу, любознательны, выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Дети достаточно легко работают различными инструментами: тисками, шилом, молотком, лобзиком, ножницами, угольником, циркулем, линейкой и т.д.;
-
умеют самостоятельно работать в мастерской, свободно ориентируются при нахождении нужного материала и инструмента;
-
знают правила безопасной работы с различными инструментами;
-
умеют разбираться в разнообразии поделочных материалов, их свойствах, качестве и назначении;
-
умеют технически мыслить, выражать свой замысел при помощи технического языка и технических эскизов и чертежей;
-
умеют и желают трудиться.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, о том, что техническое творчество необходимо с самого раннего возраста, так как оно является первыми шагами к самостоятельной творческой деятельности.
2.7. Работа с родителями
На протяжении каждого учебного года ведется работа с родителями. Тесное общение позволяет быстрее и точнее узнать об индивидуальных психовозрастных особенностях учащихся. Главной задачей родителей и педагога является то, чтобы дети были под наблюдением опытного воспитателя, занимались делом, а не попали в дурную компанию. Особенно привлекает родителей то, что занятия проводятся бесплатно, а их дети получают навыки ручного труда, умеют творчески мыслить.
Родители часто приходят с детьми, некоторые даже включаются в трудовую деятельность, что укрепляет их взаимопонимание и способствует благоприятным семейным отношениям. Родители часто звонят, узнают об успехах и неудачах своих детей, получая в ответ необходимые им рекомендации и советы.
2.8. Что удалось и на что нужно обратить внимание
Удалось полностью выполнить программу, однако необходимо обратить более пристальное внимание на работу с девиантными детьми и детьми, отстающими в развитии, т.к. в общении со взрослыми и другими деттьми они испытывают психологическую перегрузку.
3. Результаты деятельности объединения
У учащихся выявлены следующие результаты обучения, заложены основы:
-
владения чертежным инструментом;
-
владения изобразительным инструментом;
-
знаний в области черчения и геометрии;
-
абстрактного объемного мышления;
-
минимального блока технических понятий и знаний;
-
самостоятельного конструирования простейших технических моделей и объектов
-
художественного вкуса.
Сформированы задатки социально-значимых личностных качеств, необходимых для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом:
-
личные амбиции как способ достижения высших результатов;
-
коммуникативность, самостоятельность и трудолюбие.
-
чувства коллективизма и общей ответственности за конечный результат.
№№
Мероприятие
Дата
1
День открытых дверей
03.09.14., 08.09.14.
2
Встреча с родителями учеников школы №34
10.09.14., 17. 09.4,
20. 09.14.
3
Праздник «Золотая осень»
23.10.14.
4
Беседа, посвященная празднику «День народного единства»
02.11.14.
5
Новогодние гуляния
27.12.14.
6
Праздник, посвященный дню Святого Валентина -
14.02.15
7
Конкурс «А ну-ка, мальчики»
22. 02.15.
8
Праздник «Мамин день»
06.03.15.
9
Экскурсия в краеведческий музей
15.03.15.
10
Беседа, посвященная Дню космонавтики
11.04.15.
11
Изготовление Пасхальных сувениров
22.04.15.
12
День Весны и Труда. Беседа. Изготовление сувениров.
29.04.15., 30.04.15.
13
Изготовление сувениров и открыток, посвященных Дню Победы. Возложение цветов к Вечному огню и поздравление ветеранов ВОВ.
06.05.15. 07.05.15.
14
.
15
Праздник, посвященный концу учебного года (викторины, конкурсы, подвижные игры)
30.05.15.
16
Совместная работа с летними оздоровительными площадками школ №34,
конкурс «Сделай сам»;
соревнования по простейшим летающим моделям;
викторины, конкурсы загадок, а также кружковая работа.
июнь 2015
Воспитательный аспект реализован, в том числе, и в таком виде педагогической деятельности как участие в соревнованиях и массовых мероприятиях, проводимых СДТТ «МАК» и другими учреждениями дополнительного образования г. Таганрога:
Педагог дополнительного образования
М.Ю. Горобцова
1 Бондаревская Е.В Теории и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2000. - 352 с.