Эссе «Моя педагогическая философия»

  «Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».          Из этой притчи, в своей педагогической деятельности для себя, я сделала вывод, что учитель - это не только профессия,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»


«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Из этой притчи, в своей педагогической деятельности для себя, я сделала вывод, что учитель - это не только профессия, это, прежде всего - тяга к познанию, состояние души. Стремление к познанию - это творчество учителя, его оригинальные идеи и поиск, поиск чего-то нового с одной только целью зажечь «огонёк» познания в сердцах детей, чтобы впоследствии он перерос в пламя желаний узнавать больше и глубже, двигаться вперёд, преодолевая преграды. «Есть желание, есть тысячи возможностей. Нет желания, есть тысячи причин». Я уже не помню, где слышала это высказывание, но для меня оно стало педагогическим кредо.

Я - учитель! И пришла к этой профессии не случайно. Родилась в такой семье, моя мама - учитель химии и биологии. Всю свою сознательную жизнь я другой профессии не воспринимала. В детстве, рассадив вокруг себя младших ребят, я учила их «делать уроки», читать и писать, заразила идеей учительства своих одноклассниц. Семь из них поступили в пединститут и остались в этой профессии.

Много радости и тревог несет классное руководство, это годы жизни беспокойной, но интересной. Выпускники со счастливыми улыбками вспоминают школьную жизнь, и я вижу в этом свою заслугу. Мои ученики - моя гордость. Зачем я иду к ним? Это, наверное, вечный вопрос любого учителя. И задаю я его себе, входя в класс вот уже почти 20 лет. С течением времени ответ менялся: дать детям знания, формировать общую культуру, рассматривая образование в качестве его составной части. Наверное, все - таки главное, чтобы ребенок, учась в школе, познал самого себя: свои сильные и слабые стороны, интересы, способности и задатки. Именно эти знания, мне кажется, станут его путеводной нитью после окончания школы.

XXI век - это эпоха новых информационных технологий, эпоха Интернета, компьютеров, дистанционного обучения, однако самым главным в образовательной деятельности остается учитель. Приоритетным направлением в своей педагогической деятельности считаю использование на уроке и во внеурочное время активных форм работы с разноплановыми источниками, текстами, проблемным поиском, применение информационно-коммуникативных технологий, нано-технологий, лего-технологий. Такое сочетание позволяет учащимся самим строить умозаключения, делать выводы, анализировать, доказывать, сравнивать, находить ответы на волнующие их вопросы в огромном мире информации. Такая деятельность формирует характер учащихся, развивает их мышление, позволяет самовыражаться.

Моя роль, как учителя, сводится к тому, чтобы направлять в нужное русло пытливый ум своих учеников, на уроке и во внеурочное время развивать в каждом тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама всегда нахожусь в поиске нового. Так как учитель, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, - становится неинтересным для учащихся.

Учитель истории - это экскурсовод, ведущий своих питомцев в мир науки, а история - это путеводитель по сложным дорогам жизни. Учитель показывает им все многообразие окружающего мира, и помогают не только понимать прошлое, но и глубоко, научно осознавать современность, видеть перспективы общественного развития. Моя задача как учителя - научить ученика быть не созерцателем, а деятелем, активным участником событий, их творцом. Такой подход позволяет научиться «правильно» жить, не повторяя ошибок прошлого. Радует, что сегодня в искусстве, в театре, кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, все больше говорят о патриотизме, о патриотических чувствах россиян к Родине, к истории страны со всеми ее невзгодами, удачами и неудачами. То есть мои уроки продолжаются.

На уроках и внеклассных занятиях я незримо веду учащихся к мысли, что судить историю мы не можем, не вправе это делать, но знать и учиться на ошибках должны. Как это сделать результативнее? Поиск ответа на этот вопрос заставил меня обратиться к изучению теории по формированию патриотического воспитания, как эффективного механизма привития любви к малой родине, к Родине в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. Да, учителя призваны исполнять волю государства, наполняя ее конкретным человеческим, нравственным, милосердным содержанием. Любовь к Отчизне всегда была мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является отправной точкой для его становления и формирования.

Рабочий день учителя бесконечен, неизмерим. Он работает, в первую очередь, душой, потому что в основе работы - любовь к детям. Да, чужим детям, которые постоянно приходят и уходят, унося с собой частицу сердца учителя и оставляя взамен часть своего. После этого язык не поворачивается сказать, что они «чужие». Прелесть в том, что учитель всегда с детьми, с молодежью, живет их интересами, старается их понять. И сколько бы лет не было педагогу, он не ощущает свой возраст, оставаясь в душе молодым. Думаю, что учитель - это состояние души, это образ жизни, это особый склад человеческого сердца.

Моя профессия для меня - это моя родная стихия, и радость, и боль, и крест.

Родная стихия, ибо я пребываю в ней с самого детства. Именно оттуда у меня заветная мечта учительствовать. Получается, что я - учитель по зову сердца, по призванию, а уже потом - по велению долга.

Радость оттого, что на протяжении почти 20 лет меня посещало преимущественно очарование, вдохновение и гораздо реже неудовольствие.

Радость оттого, что я вижу плоды своего труда. Это успехи моих выпускников. Приятно, когда они помнят о тебе и даже пытаются повторить твою судьбу.

Радость оттого, что до сих пор слышу слова благодарности в свой адрес за то, что научила ребят идти вперед в освоении современных технологий, мыслить самостоятельно и быть решительными в отстаивании собственной позиции.

Боль… Она, к сожалению, тоже присутствует. Статус учителя и престижность его профессии резко упали. Знания также потеряли для многих свою значимость. В «школьном королевстве» зачастую не всё спокойно: бумажный вал, бюрократизм, что ведет к нежеланию работать в полную силу…

И … крест.… Какие бы у меня ни рождались порой негативные эмоции по поводу своей профессии, я всё равно ею просто «больна».

Конечно, до совершенного учителя мне далеко, это идеал, к которому я стремлюсь, но я горжусь тем, что я - учитель, что люблю свою профессию, своих учеников, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти в ногу со временем и учиться чему-то новому.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:

какой час на земле самый главный,

какой человек на земле самый главный,

какое дело на земле самое главное?

Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;

самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой;

дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Для меня главное дело - учить детей. Любой урок - самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Главный человек для меня - мой ученик. Моя задача, как и задача любого учителя, сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка, так как урок это процесс саморазвития.

И так, я уверена, будет до последней черты…

Учитель истории МБОУ Беловская сош

Уткина Марина Алексеевна

2012г

© 2010-2022