- Преподавателю
- Другое
- Урок экономики. Экология и бизнес
Урок экономики. Экология и бизнес
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Л.Г. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Новгородский муниципальный район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бронницкая средняя общеобразовательная школа»
Адрес: 173510, село Бронница Новгородского муниципального района, ул. Берёзки, д.6.
749121; 749132
«Открытый урок»
по экономике для 11 класса
Тема урока : «Экология и бизнес: поиски равновесия»
Автор:
Васильева Любовь Геннадьевна
учитель экономики высшей
категории
2015 год
Тема урока : «Экология и бизнес: поиски равновесия»
Цели урока:
-
Обучающая: сформировать представление об основных экономических и экологических проблемах в обществе на современном этапе развития и выявить пути преодоления данных проблем.
-
Развивающая: развить навыки анализа в контексте работы с источниками знаний; учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.
-
Воспитательная: воспитание личностной экологической культуры, ответственности каждого за причастность к экологическим проблемам.
План урока
-
Погоня за прибылью как угроза окружающей среде.
-
Общая плата за экологические ошибки. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?
-
Экология и бизнес.
Новые термины и понятия:
Глобальная угроза - опасность для жизни большинства людей на планете.
Экологическая ответственность - учет экологических проблем в экономической деятельности.
Антропогенез - последствия, отмечаемые в природе в результате деятельности человека, не всегда оправданным влиянием на окружающую среду.
Оборудование урока - интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер, лазерная указка, статьи из СМИ по проблемам экологии и экономики.
Тип урока: Урок-дискуссия. На интерактивной доске : слайд № 1 и № 2.
Работа на пришкольном участке - это один из методов воспитания личностной экологической культуры.
Ход урока
1. Подготовительный этап урока
Учащиеся разбиты на группы: социологи, документалисты, историки, журналисты.
Учащимся было дано домашнее задание : изучить литературу и провести социологическое исследование.
В ходе урока группы участвуют в обсуждении, со ссылкой на изученную литературу и данные социологического исследования.
2. Мотивационный этап урока
Деятельность учителя
Обеспечение необходимой мотивации урока через целеполагание.
В завершении изучения темы «Экология и экономика» предлагаю принять участие в дискуссионном уроке «Экология и бизнес: поиски равновесия».
Деятельность учащихся
Учащиеся фиксируют в тетрадях тему урока, план урока.
План урока:
-
Актуальность изученной темы.
-
Место и роль человека в экосистеме планеты. История развития вопроса. Причины экологических проблем.
-
Роль государства в защите окружающей среды. Инструменты государственной политики в разрешении экологических проблем.
-
Отношение к проблеме.
3.Основной этап. Привлечение учащихся к определению актуальности темы. С этой целью учитель предлагает проанализировать данные СМИ, посмотреть слайды «Экология и бизнес : поиски равновесия»
Учитель предлагает обсудить проблему, используя изученную литературу, статьи, в том числе документы и данные социологического опроса.
На обсуждение выносятся вопросы:
-
Чем вызвана такая ситуация?
-
Какие исторические корни она имеет?
-
Может ли быть эффективной политика государства в этом вопросе?
-
Почему проблема экологии и бизнеса до сих пор существует?
-
Как решают такие вопросы другие государства?
В последние годы этот вопрос приобретает особое значение. Поэтому очень важно получить представление каждого учащегося о сути проблемы, уметь определиться в своем отношении к ней.
Учитель вместе с учениками анализирует факты и делают выводы.
Деятельность учащихся
-
Учащиеся излагают собранные факты об экологических проблемах региона и села Бронница Новгородского района;
-
Делают предварительные выводы: существует проблема или нет.
-
Учащиеся прогнозируют ситуацию на будущее.
Работа в группах:
В обсуждении поставленных вопросов включаются все группы:
Историки - дают справки о развитии экологической проблемы с разбивкой на этапы. Представляют свои выводы.
Документалисты - перечисляют правовые документы по данной проблеме, анализируют их и делают выводы: все документы включают такие важные понятия как
-
государственный контроль;
-
система законов;
-
гарантии и стимулы.
Гражданский кодекс РФ и другие правовые акты содержат нормы ответственности и возмещения за нанесённый вред окружающей среде.
Социологи изложили результаты социологического опроса, выявили позиции старшеклассников по всем включенным в анкету вопросам, сделали выводы:
-
о наличии (или отсутствии) экологической проблемы в селе Бронница;
-
о наличии сторонников акции «Чистое село», «Чистый берег»;
-
о типе мышления, доминирующим в данном классе.
Журналисты
-
взяли интервью у заместителя Главы Бронницкого сельского поселения Чеблаковой Елены Михайловны;
-
подготовили тезисы в школьную стенгазету «Чистый берег сегодня, чистый берег завтра» по обсуждаемой проблеме.
-
дополняют школьный фотоальбом «Чистый берег» новыми фотографиями.
Слайд № 3.
4. Заключительный этап. Выводы. Общие выводы по дискуссии:
-
необходимость экологического просвещения;
-
развитие экологического образования;
-
целесообразность более широкого привлечения населения к участию акциях «Чистое село» и «Чистый берег»;
-
укреплять лидерство учащихся школы в акции «Чистый берег».
-
усиливать роль личного примера;
5. Этап повторения. Рефлексия (заполнение анкеты). Домашнее задание :
-
изменилось ли твое отношение к проблеме после дискуссии?
-
считаешь ли ты необходимым экологическое образование?
-
как ты относишься к уборке мусора на берегу реки Глушица?
-
самому хочется убрать берег, чтобы потом там было хорошо отдыхать и купаться?
6. Подведение итогов: Слайд № 4.
Каждый из нас должен нести личную экологическую ответственность за наши действия по отношению к природе, только все вместе и коллективно мы можем решить проблемы экологического плана. Безусловно, государство должно уделять большое внимание экологическому законодательству, чтобы защитить природу законом. Наука должна приложить все усилия, чтобы помочь в решении экологических проблем. Мы должны помнить о том, что нельзя пилить сук на котором сидишь, ибо рано или поздно ты упадешь с него и может быть не сможешь подняться. Берегите природу, цените нашу замечательную планету под названием - Земля. А начинать надо с нашей малой родины- села Бронница - самого красивого и чистого села в округе.
Список использованной литературы:
-
Ф.-Й. Кайзер, А.В. Веткина, А.С. Курмелёва
Экономика. Базовый курс для 10-11 классов общеобразовательных школ.
М., ВИТА, 2012,-287 с.
Приложения. Слайды № 5,6,7,8,9.
Урок экономики в 10 классе. Тема урока : «Экология и бизнес : поиски равновесия». 2012 год.
Самые активные участники акции «Чистый берег» - ученики 10 класса (классный руководитель Моисеева Марина Васильевна) - Ершов Владислав и Еремеев Илья. Они участвовали в акциях в 2011 и 2012 г.г.; надеются не пропустить это мероприятие и в этом году. Ребята собирают на берегу не только наибольшее количество мусора ( единица измерения - набрать целый мешок на скорость), но и помогают погрузить их в специальные машины.
Выпускники 2011 года. 11 класс :
Пахомова Любовь, Панфилов Евгений, Сивякова Александра, Глухарева Анастасия, Кулаков Алексей, Присяжникова Анастасия, Черноног Александр.
Май 2011 года.
Участники акции «Чистое село» в 2011 году. Май 2011 года.
Наши выпускники 2011 года.
Выпускники 2012 года. 9 класс: Черноног Александр, Малиновский Фёдор, Подгаецкий Владимир, Храбрый Сергей, Алёшин Андрей, Кулаков Алексей. 11 класс: Антонов Никита, Павлов Михаил, Сорокин Михаил, Ротанов Артур, Борисов Олег