- Преподавателю
- Другое
- Доклад Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках
Доклад Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карташова Т.Н. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коммунальное государственное учреждение профессиональный колледж №6
Доклад по теме:
«Активизация учебно - познавательной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии.»
Подготовила Карташова Т.Н.
г. Павлодар
Цель:
-
рассмотреть условия для проявления познавательной деятельности и формы организации деятельности учащихся на уроке;
-
использование различных форм и методов проведения урока для повышения активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:
-
совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
-
развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учащихся в учебной деятельности;
-
Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
-
Проводить развивающие учебные игры и др.
-
Как эффективнее организовать учебно - познавательную деятельность учащихся на уроках?
-
Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?
"… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает"
К.Д. Ушинский
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности учащегося, педагогики коллективных дел.
Желание каждого учителя - привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
-
привлечение учащихся к целям и задачам урока;
-
возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
-
включение учащихся в интересную для них форму работы.
" Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли"
К.Д. Ушинский
Условия, для проявления познавательной деятельности:
-
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в группе;
-
создание "ситуации успеха" для каждого учащегося;
-
включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
-
использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
-
использование проблемных ситуаций;
-
практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
-
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
-
учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-
отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одногруппников;
-
заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;
-
самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;
-
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Методы обучения:
-
самостоятельный поиск необходимой информации;
-
метод проектов;
-
тестирование;
-
овладение разными учащимися разного материала;
-
творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
-
эвристическая деятельность: "мозговой штурм", "мозговая атака", ТРИЗ и др.;
-
метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
-
метод эмпатии (метод личной аналогии);
-
проблемное обучение.
Формы организации деятельности учащихся
-
Коллективные
-
Индивидуальные
Формы и методы урока:
-
деловая игра;
-
пресс-конференция;
-
семинар и диспут;
-
урок-аукцион;
-
игра;
-
путешествие;
-
смотр знаний и др.;
-
лабораторная работа;
-
практическая работа;
-
самостоятельная работа;
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук - это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Все это вместе позволяет решать три главные задачи образовательного процесса:
-
социализации учащегося, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
-
формирования определенного уровня компетенции учащегося;
-
подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.
Главная ценность культуры сегодня - читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие учащиеся обречены на неуспеваемость. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.
При организации работы с учебником учитель формирует умения:
-
делать выписки, составлять конспекты;
-
ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
-
обобщать, сравнивать, оценивать;
-
выделять непонятные места в тексте;
-
разбираться в причинах их непонимания;
-
пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;
-
определять тип текста;
-
определять основную мысль текста;
-
разбивать текст на микротемы (блок информации);
-
составлять план текста;
-
составлять структурно-логическую схему;
-
составлять тезисы.
Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:
-
текстовые;
-
внетекстовые;
-
вопросы-задания;
-
упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
Формы работы с учебником:
-
репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту
-
сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков
-
творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.
Книга - важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:
-
важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
-
важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.
Информационные технологии:
Информационные технологии - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Результативность:
-
активизируется познавательная деятельность;
-
возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
-
формируется творческое мышление;
-
развиваются коммуникативные способности;
-
выполняются задания исследовательского характера;
-
применяются полученные знания в жизни.