Урок - исследование Размышляем над черновиками А. С. Пушкина

   На основе исследования стихотворений А.С.Пушкина "Зимняя дорога", "В поле чистом серебрится" показать роль неопределенных местоимений в тексте, повторить изученное по данной теме,  обучать сопоставительному анализу.     Формировать у учащихся умение построения и реализации новых знаний (понятий и способов действия). В результате исследовательской деятельности развиваются творческие способности учащихся. На первом этапе  исследования обратить внимание на устаревшие слова. Выписать из текста ст...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс:6 можно7

Тип урока: урок-исследование

«Размышляем над черновиками А.С.Пушкина»

(по теме Повторим изученное о неопределенных местоимениях)

Цели:

актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении неопределенных местоимений;

показать роль местоимений в тексте;

обучать сопоставительному анализу

оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тексты стихотворений

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

- на слайде №1 портрет А.С.Пушкина и тексты стихотворений «Зимняя дорога», «В поле чистом серебрится»

Сегодня на уроке мы будем работать со стихотворениями А.С.Пушкина. Приготовьтесь их слушать: настройтесь на стихи так, как вы готовитесь слушать музыку. Что вы представляете, когда слышите: «Ни огня, ни черной хаты. Глушь и снег ... »? Наверное, огромную, бескрайнюю степь? Вокруг ничего живого. Кони встали. Шуршит по насту поземка ...

Зимняя дорога (наизусть читает подготовленный ученик)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит .

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска ...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег ... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне ...

Скучно, грустно ... Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерно круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

отуманен лунный лик.

2. Первый этап исследования.

- Вам, безусловно, нетрудно было представить картину зимней дороги. Но все ли слова вам понятны?

На первом этапе нашего исследования обратим внимание на устаревшие слова. Выпишите из текста стихотворения слова, значение которых вам не вполне ясно. Проверяя свое лингвистическое чутье, сначала самостоятельно дайте толкование выписанным словам, а затем обратитесь к словарю.

Запись в тетрадях:

- Борзый (уст.), прил. - скорый, резвый

- Верста (уст.), сущ. - верстовой столб.

- Долгий (уст.), прил. - протяжный, медленный

- Докучный (уст.), прил. - наводящий скуку, докучливый, надоедливый.

- Выпишите слова, грамматические формы которых вам непонятны.

Запись в тетрадях:

- Полосаты (версты = ПОЛОСАТЫЕ ВЕРСТЫ- ВЕРСТОВЫЕ СТОЛБЫ, ОКРАШЕННЫЕ ЧЕРНЫМИ И БЕЛЫМИ ПОЛОСКАМИ. Полосаты- усеченная форма прилагательного полосатые.

- Одне = одни. Форма множественного числа числительного одна (верста).

3. На втором этапе исследования обратимся к черновым вариантам стихотворения, которые расскажут вам о кропотливом труде поэта, о тщательном поиске единственно верного слова.

Наиболее интересна, на наш взгляд работа поэта над третьей строфой. На слайде №2 представлена таблица:

Напечатанный вариант

Черновик

Что-то слышится родное

А) Сердце русское простое

В долгих песнях ямщика:

Слышно в песни ямщика ...

То разгулье удалое,

Б) Чувство русское простое

То сердечная тоска ...

Слышно в песнях ямщика ...

В) Что-то слышится живое

В тихих песнях ямщика ...

г) Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То душевная тоска ...

- Выпишите из черновых вариантов стихотворения словосочетания, отражающие движение чувства, мысли поэта, его стремление полнее выразить душевное состояние героя.

Запись в тетрадях:

- сердце русское простое

- чувство русское простое

- что-то живое

- что-то родное

- Подумайте, почему Пушкин, отвергая существительные сердце, чувство, останавливает свой выбор на неопределенном местоимении что-то? Почему, заменяя существительные на местоимение, поэт изменяет и определение к нему? (Подчеркните местоимения в своих записях.)

- В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к «Толковому словарю русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова. Нас будут интересовать не все значения слов что-то, живой, простой, родной (их у каждого слова достаточно много), а лишь те, который могут дать ответ на наши вопросы. Итак: Слайд №3

Что-то - мест. Неопределенное. 1. Нечто, некий предмет, некое явление (неизвестное, неопределенное, непонятное и т.п.) ... Она словно хочет сказать мне что-то. 2. со словом «такое» и без него. Приблизительно это, такое количество (простореч.). Он мне остался должен что-то рублей сорок.

Живой - 1. Такой, который живет, в котором есть ЖИЗНЬ ... 2. Обладающий жизнью, одушевленный ... 4. Выражающий жизненную энергию, ПОДВИЖНОСТЬ ... 8. Живительный. Оживляющий (поэт.).

Простой - .. .4. Добродушный, не церемонный.

Бесхитростный, простодушный; добрый и щедрый (разг. И обл.). Родной - ... 3. Свой, близкий по духу и привычкам; такой, где родился.

- Думаем, что в пушкинских строчках местоимение что-то имеет несколько иное, более широкое значение, чем то, которое представлено в Словаре. У Пушкина местоимение что-то, употребленное вместо имен существительных сердце, чувство, расширяет, раздвигает границы нашего «словесного кругозора». Что-то - это и сердце, и чувства, и душа.

Что-то-сердце-чувства-душа-родина продолжите ассоциативный ряд

Прилагательное родное в этом стихотворении объединило значения слов близкий, простой, живой, отражая особенности характера русского человека. То, о чем пишет поэт, трудно выразить иначе. Выбрав словосочетание что-то .. родное, Пушкин ориентирует читателя на мир человека: только человеку свойственно чувство родства, душевной близости, только у человека есть родина.

Безусловно, мы не сможем ответить на вопрос, почему Пушкин предпочел этот вариант другим; мы можем только предполагать. Наша задача - учиться у поэта не только бережно относиться к выбору слова, но и сочетать слова друг с другом, подчиняясь чувству «соразмерности и сообразности»

Грамматическое задание:

- произведите морфологический разбор местоимения что-то.

- разберите местоимение что-то по составу и объясните его

орфографическую особенность.

- Запишите несколько слов с корнем -род-.

Третий этап исследования.

- Следующей остановкой на пути к пониманию авторского замысла будет поиск ключевых слов поэтического текста. Выпишите ключевые слова, называющие основные предметы, явления изображаемой картины. Запись в тетрадях:

Печальные

Печально

Скучной

Утомительно

Долгих родное

Тоска

Скучно,

грустно

Скучен

Отуманен

- На основе выписанных слов сформулируйте идею поэтического текста.

- Говоря о ключевых словах, отметим частотность слова дорога, входящего в название стихотворения. Это слово можно назвать одним из ключевых в произведениях А.С.Пушкина. Это ключевое слово, определяющее тематику стихотворения, позволяет нам построить воображаемый однотематический «мост» к более позднему стихотворению «В поле чистом серебрится ... », начатому в 1833 году, но неоконченному.

5. Чтение стихотворения «В поле чистом серебрится ... ». (подготовленным учеником)

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой, .

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки.

Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой.

Пой: «Лучинушка, личина,

Что же не светло горишь?»

- Интересно, что в черновике к стихотворению «Зимняя дорога» есть строчки, которые не вошли в окончательный вариант.

Ель под инеем сребрится .

Сосны инеем сребрятся .

- А, как вы могли заметить, стихотворение 1833года начинается так:

В поле чистом серебрится ...

6. Заполнение таблицы.

Заметили ли вы повторы, «переклички» слов, словосочетаний в этих стихотворениях? Запишите их в таблицу. Слайд №4

«Зимняя дорога»

«В поле чистом»

Волнистые туманы

Снег волнистый

По дороге зимней

По дороге столбовой

Тройка ... бежит

Тройка мчится

Скучно, грустно

В часы дорожной скуки ...

Грустен ветра дальний вой

Что-то родное

Родные звуки

Разгульное удалое

Песни удалой

7. Творческое задание.

Используя лексический материал стихотворения, напишите мини сочинение на тему «Зимняя дорога»; подобрать музыку к картине, которую вы описываете, или к стихам Пушкина.



© 2010-2022